4 открытия о катастрофе «Титаника»

Что же еще можно узнать о гибели «непотопляемого» лайнера после более чем ста лет исследований и дискуссий? Авторы книги, посвященной катастрофе, делятся некоторыми из последних открытий.

В ночь с 14 на 15 апреля новый и, как твердили в прессе, «непотопляемый» корабль – самое большое и самое роскошное судно в мире в то время – столкнулось с айсбергом и затонуло во время своего первого рейса. Из 2 208 человек на борту «Титаника» спаслось всего 712.

Одна из наиболее полных и подробных книг на эту тему, впервые опубликованная в 2012, предлагает увлекательный рассказ о том, как разворачивалась трагедия. Используя редкие и до этого времени не публиковавшиеся материалы, «On A Sea of Glass: The Life & Loss of the RMS Titanic» рассматривает проект судна, строительство и первый рейс, а также объясняет, почему спаслось так мало людей.

Книга, будучи изданной уже в третий раз, была признана одним из лучших документальных произведений, написанных о трагедии «Титаника», и была номинирована на «Mountbatten Maritime Award» 2012 года.

В статье для «History Extra» авторы делятся четырьмя поразительными открытиями о катастрофе…

О гибели «Титаника» было опубликовано столько работ, что многие спрашивают: «Что же еще там можно изучить?». Ответ: «Многое».

При написании нашей книги мы исходили из принципа, что не будем бездумно повторять часто упоминаемые «факты» —  должны быть указаны все первоисточники, так как в исторической летописи слишком много мифов и ошибок. Нужно было построить  полностью обновленную хронологию событий, включая ранее не публиковавшиеся или редкие рассказы выживших. При написании книги мы работали с международной командой исследователей, обсуждали спорные моменты и пытались сформулировать выводы, подкрепленные доказательствами. Приходилось отбрасывать эмоциональную привязанность к некоторым фактам всякий раз, когда  этого требовали доказательства.

Факты позволили нам быстро отбросить самые абсурдные теории – вроде подмены «Титаника» «Олимпиком» ради покрытия страховки, или теории о том, что «Титаник» был построен из некачественного материала в целях экономии средств. Но наш научный подход привел и ко многим находкам. Вот несколько из наиболее важных открытий, включенных в книгу.

1. Капитан Смит и глава «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей были предметом многочисленных насмешек и критики, однако записи свидетельствуют, что история обращалась с ними несправедливо.

Оба этих мужчины оказались под огнем осуждения за свои действия во время рейса и непосредственно во время затопления. Капитан Смит якобы гнал судно в ледовое поле, зная о нем, а когда оно столкнулось с айсбергом, то капитана обвинили в том, что он отстранился от эвакуации и не проявил себя в качестве лидера, в котором все так отчаянно нуждались.

Между тем, Исмея часто обвиняли за якобы принуждение капитана Смита увеличить скорость при похождении через опасные воды и продолжить движение после столкновения, ставя тем самым под угрозу множество жизней. Его подвергли критике просто за то, что он выжил.

Однако исторические данные четко показывают, что решение капитана Смита увеличить скорость в тот вечер, хоть и  достаточно сомнительное, не было чем-то удивительным в те времена. Действительно, лайнеры «Кунарда» «Лузитания» и «Мавритания» (британские океанские лайнеры, спущенные в 1906 году) постоянно увеличивали скорость, будучи в этих водах и даже зная о ледовых полях. Так продолжали делать даже после гибели «Титаника». Становится ясным, что осуждать капитана Смита можно не больше, чем любого другого капитана пассажирского лайнера того времени, следующего через Атлантику. Смиту просто не повезло.

Капитан Смит

Кроме того, некоторые заявляли, что Смит во время эвакуации был слишком потрясен и растерян, «в прострации», поэтому оказался безоружным перед лицом катастрофы. Этот факт появлялся во многих книгах и даже в фильмах, но в поддержку этой версии практически нет никаких свидетельств. Источником этого предположения может быть второй офицер Чарльз Лайтоллер, который в своей книге описал момент, что он подошел к капитану и спросил разрешение на посадку женщин и детей в шлюпку. Однако суммарные данные показывают, что капитан Смит был абсолютно вменяем и действовал во время паники как и полагается капитану.

Очевидцы видели, как Смит, которому на то время было уже 62 года, активно участвовал в эвакуации и отдавал точные и обдуманные приказы. Вернувшись на мостик сразу после столкновения с айсбергом Смит сразу же принял свои обязательства капитана, лично возглавив две инспекции на нижние палубы для оценки повреждений, а также предупредил радистов о возможной необходимости вызова помощи. Он даже приказал начать готовить шлюпки к спуску до того, как окончательно уверился в том, что судно тонет. Смита видели на всех палубах, лично контролировавшим и помогавшим загружать шлюпки, взаимодействующим с пассажирами и поддерживающим хрупкий баланс между попытками донести необходимость следования правилам эвакуации и остановить панику.

По словам очевидцев, Смит продолжал помогать спасать пассажиров, пока вода под его ногами не поднялась до той точки, когда уже ничего нельзя было сделать. Затем он, видимо, прыгнул за борт,  а там уже вода и поглотила его.

Брюс Исмей

Что касается Брюса Исмея, то записи отчетливо показывают, что он, будучи весьма увлеченным и взволнованным этим рейсом «Титаника», не оказал никакого чрезмерного влияния на решение капитана Смита гнать судно на полной скорости. После столкновения Исмей помогал успокоить пассажиров и даже активно участвовал в загрузке шлюпок. Только уже в самом конце он занял место в спасательной шлюпке – решение, о котором мы позволим читателю судить самостоятельно. Репутации Исмея был причинен непоправимый вред только потому, что он просто выжил.

В нашей книге мы тщательно изложили факты и пытались избегать критики этих двух мужчин, если для этого не было поддерживающих фактов. Некоторые комментаторы предположили, что мы активно пытаемся защитить капитана и главу «Уайт Стар Лайн», но это не так – мы просто выяснили, что при более детальном изучении показаний очевидцев и фактов, эти мужчины предстают в более выгодном свете нежели ранее.

2. Судостроитель Томас Эндрюс не встретил свою судьбу так, как это часто изображается в книгах, художественных и документальных фильмах. На самом деле, его смерть была гораздо более героической.

В ходе нашего исследования мы были поражены тем фактом, что каждый документальный фильм и книга, когда-либо созданные для того, чтобы пролить свет на катастрофу «Титаника», неправильно изображали детали смерти Томаса Эндрюса. Его постоянно изображают стоящим в курительной комнате Первого класса в состоянии шока, просто ожидающим своего конца. Но мы обнаружили, что доказательства в поддержку этой версии едва ли заслуживают доверия: даже если его и видели там, это было задолго до того, как судно окончательно пошло ко дну.

Томас Эндрюс

Вместо этого мы обнаружили поразительные и очень правдоподобные показания выживших: несколько рассказов, утверждающих, что Эндрюса перед самым концом видели помогающим пассажирам садиться в шлюпки, а позже – бросающим шезлонги в воду, чтобы помочь людям внизу, прежде чем вода перелилась через перила, окончательно поглощая судно.

Одним из наиболее важных свидетелей является стюард Сесил Уильям Н. Фицпатрик, который сообщил о том, что видел, как Эндрюс и капитан Смит вместе прыгнули в воду, когда она добралась до мостика. Фицпатрик тоже был в этот момент на мостике и оказался в воде. Вероятно, он рассказал об этом Дэвиду Гэллоуэю, другу Томаса Эндрюса, который передал информацию лорду Пирри, дяде Эндрюса. Опубликованный рассказ Фицпатрика всецело совпадает с тем, что он рассказал Гэллоуэю.

3. Показания очевидцев поддерживают вероятность того, что один из офицеров судна покончил жизнь самоубийством, как это показано в фильме Джеймса Кэмерона.

Одним из самых спорных моментов в фильме Джеймса Кэмерона 1997 года является самоубийство первого офицера Уильяма Мэрдока после того, как он застрелил пассажира, пытающегося попасть в спасательную шлюпку. Некоторые жаловались, что это оскорбляет память прекрасного человека и героя, множество жалоб поступило от жителей родного города Мэрдока, и их можно понять. Действительно, выживший второй офицер Чарльз Лайтоллер написал вдове Мэрдока: «Я… был последним, кто видел мистера Мэрдока… Я наблюдал за тем, как ваш муж и его люди усердно помогали спуску шлюпок… Другие показания о его смерти абсолютно неправдивы».

Но Кэмерон не придумывал эту сцену с Мэрдоком. После катастрофы множество газетных статей пестрели упоминаниями о суициде, многие называли фамилию Мэрдока. Однако при внимательном рассмотрении этих статей становится ясно, что не все показания можно принять за чистую монету: часто свидетель, дававший эти показания, был не в том месте, чтобы своими глазами видеть происходящее. В некоторых случаях репортеры даже сами придумывали цитаты.

Палуба Титаника

Еще несколько показаний от первого лица, написанных выжившими семье и друзьям, указывают на то, что что-то все-таки произошло на носовой части шлюпочной палубы, где в последний раз видели Мэрдока.

Два самых авторитетных показания о самоубийстве принадлежат пассажиру Первого класса Джорджу Реймсу и пассажиру Третьего класса Юджину Дэйли. Реймс в письме жене писал: «Я видел, как офицер выстрелил из револьвера  и убил человека, выстрелил в воздух, а потом пустил пулю себе в голову».

Дэйли, между тем, писал сестре: «На верхней палубе… я увидел, как офицер застрелил двух человек… После этого был еще один выстрел, и я увидел офицера, лежащего на палубе. Мне сказали, что он застрелился, но я не видел этого».

Кроме количества убитых офицером мужчин, слова Дэйли совпадают со словами Реймса. И Реймс, и Дэйли неоднократно повторяли свои показания. Кроме того, оба мужчины были в носовой части шлюпочной палубы. Пассажир Первого класса Ричард Норрис Уильямс заявил, что услышал выстрел позади себя, как только вода достигла палубы.

Однако важно заметить, что ни Реймс, ни Дэйли не упоминали имени офицера. Мог ли это быть кто-то другой, а не Мэрдок? Возможно, это был шестой офицер Джеймс Муди, который находился недалеко от первого офицера. Местонахождение старшего офицера Генри Уайльда после того, как он загрузил складную шлюпку D по левому борту шлюпочной палубы и до полного затопления судна, неизвестно. Очень малое количество газетных заметок утверждает, что стрелял именно Уайльд.

Покончил ли жизнь самоубийством один из офицеров «Титаника» или нет, вероятно, никогда не будет известно точно, по крайней мере, без большего количества информации от свидетелей. В настоящее время ее слишком мало, чтобы утверждать что-либо определенно.

013 - ACПо заявлению некоторых спасшихся, капитан Смит подплыл к складной шлюпке В, отдал ребенка и уплыл. Утверждение очень спорное, но в книге оно обрастает некоторыми интересными деталями.

4. До тех пор, пока не было найдено место крушения «Титаника», многие люди полагали, что судно затонуло целиком. Однако наши исследования показаний очевидцев свидетельствуют, что большинство выживших действительно говорили о том, что судно разломилось.

Мы были поражены, когда тщательно изучили рассказы очевидцев о последних минутах жизни судна. До 1985 года считалось, что судно затонуло целым, но когда мы собрали все показания выживших о последних минутах Титаника, то обнаружили, что большинство описывали именно разлом. Более того, их показания были на удивление последовательными.

Разлом Титаник был вертикальным и произошел рядом с третьей трубой, однако повреждения были гораздо масштабнее, разломав судно в достаточно прочных местах (например, именно так и появился известный «Большой Обломок» —  “Big Piece”), а также разорвал два сегмента двойного дна. При разломе от двигателей оторвались передние цилиндры, и как минимум один выживший говорил, что видел это собственными глазами.

Те последние минуты были ужасными для всех. Картина, которую мы сформировали из показаний очевидцев вместе с вещественными доказательствами, будет способна, как мы надеемся, направить будущих исследователей по правильному пути.

Шлюпки Титаника

Итак, можно ли узнать о катастрофе что-нибудь еще? Мы нашли новую информацию о последнем концерте отважных членов оркестра, показали, как из-за самоуверенности судно законно покинуло порт с таким малым количеством спасательных шлюпок, рассказали о том, что в действительности Исмей, «Уайт Стар Лайн» и «Харланд энд Вольф» до катастрофы серьезно надеялись на принятие новых правил безопасности, но в итоге их так и не успели принять, а также многое другое. Нам также удалось привести множество ранее неизвестных или редких рассказов пассажиров.

Мы сформировали все это в хронологический рассказ, который раскрывает всю историю «Титаника» и тех, кто с ним связан. В конце книги можно увидеть ряд подробных приложений – около 100 страниц, заполненных подробными данными, чтобы показать, как именно мы пришли к выводам, изложенным в рассказе. Мы подкрепили все это тысячами детальных примечаний и источников информации, а также показали альтернативные выводы, которые можно сделать исходя из приведенных фактов.

Нам не удалось дать определенный ответ на каждый миф и неточность. И все же, на страницах «On A Sea of Glass: The Life & Loss of the RMS Titanic» нам удалось показать четкую картину истории легендарного судна, которой не было еще ни в одной книге, а также доказать, что о «Титанике» еще можно узнать много нового. У великого судна все еще есть нераскрытые тайны.

Дж. Кейт Лэйтон, Билл Вормстедт и Тэд Фитч, авторы книги «On A Sea of Glass: The Life & Loss of the RMS Titanic».


Оригинал статьи: http://www.historyextra.com/article/maritime/four-revelations-about-titanic-disaster

Перевод: Алена Красницкая (https://vk.com/id94966485)