Глава 7. Экспедиции к «Британнику». Часть первая


Проект «БРИТАННИК»: Вступление
Глава 1. Рождение Гиганта
Глава 2. Брат, но не близнец. Различия в конструкции и системах безопасности
Глава 2. Брат, но не близнец. Прогулка по палубам «Британника»
Глава 3. Первая мировая война
Глава 4. Шесть рейсов госпитального судна Его Величества «Британника»
Глава 5. Гибель «Британника»
Глава 6. Мина или торпеда? Загадки гибели «Британника»


Экспедиция команды Жака Ива-Кусто

На протяжении более полувека, обделенной известностью «Британник», мирно покоился на глубине 120 метров, на дне Эгейского моря. Пока в 1975 году всемирно известный исследователь и океанограф Жак-Ив Кусто не задался целью найти останки затонувшего мифического города — Атлантиды. Во время планирования экспедиции с командой Кусто связалось «Историческое общество «Титаника», предложив заняться поиском местонахождения останков «Британника». Деятельный исследователь «загорелся» новой идеей и уже в ноябре 1975 года, направил своё экспедиционное судно «Калипсо» в канал Кеа для детального изучения морского дна в предполагаемом районе крушения.

3760400_orig

A — место гибели , заявленное Адмиралтейством  В — реальное местонахождение  останков » Британника «

Первоначальный план поисков основывался на координатах, отмеченных на картах Британского Адмиралтейства, но результаты были неутешительными. Тогда группа учёных решила расширить район поисков, используя новое техническое оборудование, в число которых входил гидролокатор бокового обзора. 13 ноября IT-специалист Парвис Бабай заметил на мониторе, как сонар начал приближаться к неопознанному объекту, который постепенно сформировался в остов огромного судна.

1507650_10201512909481734_487263430_n

Первые  снимки  » Британника «,  полученные  с  гидролокатора (1975 г.)

Полученные данные с гидролокатора показали, что его длина составляет около 260 м, высота – 40 м, а наивысшая точка залегания – 80 метров. К сожалению, дальнейшее обследование останков и их визуальная идентификация были отложены, в связи с ухудшением видимости из-за сильных подводных течений в районе кораблекрушения.

52455

Жак-Ив  Кусто  и  медсестра  с  «Британника»  Шейла  Макбет-Митчелл  ( 1976 г. )

В своём предварительном отчёте Кусто отметил, что останки «Британника» находятся в трёх милях северо-западнее от порта Святого Николая (о. Кеа), что на 6,75 миль дальше от позиции вычисленной Адмиралтейством. Летом 1976 года, команда Жака Ива Кусто вновь вернулась на место гибели «Британника», в этот раз с почётными гостями на борту «Калипсо» — президентом «Исторического общества «Титаника» Уильямом Тантумом IV и Шейлой Макбет-Митчелл – спасшейся медсестрой с «Британника». После оформления разрешения на подводные исследования в данном районе, команда Кусто, состоящая из четырёх опытных дайверов, под руководством Альберта Фалько, 10 июля осуществила первое рискованное погружение.

otchetlivo-vidnyi-ostatki-kupola-a-vdaleke-naverhu-sleva-pryamougolnyie-okna-zashhitnogo-kozhuha-cherez-kotoryie-pronikal-dnevnoy-svet

Остатки   купола   Парадной  лестницы.  Сверху  видны  прямоугольные  окна  защитного  кожуха

Первостепенной задачей было сделать как можно больше снимков, чтобы окончательно идентифицировать затонувшее судно. Видимость в воде была не более десяти метров, на глубине 72 м водолазы заметили силуэт 14-метровой шлюпбалки-крана. В этот момент все сомнения развеялись — это печально-известный «Британник». Времени на детальное исследование остова судна не оставалось, поэтому руководитель Альберт Фалько решил провести беглый осмотр вдоль закрытой палубы, но в связи с отсутствием достаточного освещения не удалось сделать качественные снимки. Детальное изучение затонувшего судна состоялось в период с 24 сентября — 10 октября 1976 года.

5363563

Остатки  центральной  Парадной  лестницы ,  красным  цветом выделены  прогнившие   ступени

Для исследования состояния «Британника» при лучшем освещении, был опущен батискаф с мощными прожекторами. Одно из самых значимых погружений совершил сам Жак-Ив Кусто, которому на тот момент было уже 67 лет! Как руководитель экспедиции он взял на себя сложнейшую задачу — исследовать область центральной парадной лестницы. Погружение прошло гладко, океанограф спустился на несколько лестничных пролетов, обнаружил остатки стеклянного купола и даже сохранившиеся светлое напольное покрытие. Как оказалось, судно находится в очень хорошем состоянии, лишь носовая часть отломилась, а в зоне разлома листы обшивки были вывернуты наружу, исходя из этого, Кусто выдвинул предположение, что это последствия взрыва (последующие исследования показали, что во время погружения носовая часть упёрлась в грунт и сломалась под тяжестью веса).

image

Легендарный  исследователь  внутри   фойе  центральной  Парадной  лестницы .  Отчётливо  видно  светлое  напольное  покрытие

Судно покоилось на правом борту, скрывая от глаз исследователей место взрыва, расположенное в носовой части ниже колодезной палубы. Большая часть корпуса покрыта коралловыми наростами, которые защищают металл от возникновения коррозии. Деревянная отделка, в том числе и палубный настил, исчезли, за исключением некоторых зон, где сохранность даже не поддаётся логическому объяснению. Для того, чтобы исследовать район обломков и непосредственно зону, прилегающую к месту разлома, команда Кусто использовала двухместный батискаф «Дэнис».

kapitanskiy-mostik

Деревянная  стена  капитанского  мостика

Им удалось обнаружить только одну дымовую трубу в нескольких метрах от остова судна, железные остатки больничных коек, различные части палубного оборудования и составляющие киля (в том числе несколько шпангоутов). На капитанском мостике исследователи нашли основание машинного телеграфа, также были обнаружены латунный обод штурвала «Британника», якорная цепь, плевательница, «панель управления», устройство управления туманным горном и ржавый корабельный секстант. Все предметы извлекли на поверхность, по некоторым данным артефакты были переданы в музеи Монако и Афин, но последние исследования показали, что это не соответствует действительности. Достоверно известно, что куски угля и основание машинного телеграфа находятся в коллекции «Исторического общества «Титаника», о судьбах остальных предметов ничего неизвестно.

latunnaya-obshivka-ot-shturvala

Латунная  обшивка  от  штурвала

После экспедиции команды Жака Ива Кусто появилось много вопросов касательно гибели судна. Имел ли место второй взрыв и чем он был вызван, ведь из-за мины или торпеды «Британник» не мог получить столь разрушительные повреждения? Возле носовой части судна водолазы Кусто обнаружили разбросанные по грунту куски угля, выпавшие из его недр.

ugol1

Поднятый  уголь  с  » Британника «

Тогда Кусто выдвинул теорию, что разрушение вызвала детонация угольной пыли, учитывая непосредственную близость угольного бункера к месту первого взрыва. Во время экспедиции к «Британнику» в 1999 году теорию Кусто окончательно опровергли. После изучения отснятых видеоматериалов исследователи не обнаружили характерных дефектов либо разрушений, вызванных непосредственно взрывом угольной пыли, в той части судна, где находился угольный бункер. Однако, пролить свет на гибель «Британника» помогут лишь последующие экспедиции.

mashinnyiy-telegraf

Машинный  телеграф на  капитанском  мостике


Соло-погружение в 1995 году Костаса Токтаридеса

В июле 1995 года греческий подводный исследователь Костас Токтаридес совершил двадцатиминутное соло-погружение к останкам «Британника», которое планировал около двух лет. Таким образом, Токтаридес стал вторым человеком, увидевшим воочию последнее судно класса – «Олимпик» после экспедиции Кусто.

2-go-klassa-otkryitoy-progulochnoy-palube-v-kormovoy-chasti-b-palubyi

Открытый  променад  2 — ого  класса в  кормовой части ( палуба  В ), внизу  виднеются  окна  палубы  С


Экспедиция в 1995 году Роберта Балларда

Через месяц на место гибели «Британника» прибыла экспедиция, во главе которой стоял доктор Роберт Баллард – океанограф и бывший командир управления ВМС США. Известность пришла к нему после нахождения останков легендарного «Титаника», в Северной Атлантике в 1985 году. Роберт Баллард поставил перед собой цель — детально исследовать область обломков и корпус затонувшего «младшего брата» «Титаника». 29 августа группа морских исследователей прибыла на место гибели «Британника» на судне «Carolyn Chouest» с атомной подводной лодкой NR-1 и двумя телеуправляемыми подводными аппаратами (ROV) – «Voyager» и «Phantom».

454545

Повреждённая  носовая  часть ,  слева  виднеется  грузовой  кран  и  деформированные  леера

О точных координатах местонахождения останков «Британника» команда Балларда не была проинформирована, но спустя час активных поисков гидролокатор субмарины NR-1 обнаружил на морском дне объект немалых размеров. По мере приближения к останкам судна, взору предстали, обросшие кораллами, винты и рулевое перо. Тогда же было проведено первое сонарное сканирование, результаты которого особенно впечатлили доктора Балларда. Получая чёрно-белые снимки, покоящегося на боку «Британника», исследователь не переставал восхищаться его величественностью и сохранностью. Выступающий в качестве визуального эксперта, художник Кен Маршалл совершил 48-часовое погружение к «Британнику» вместе с историком Эриком Содером. Впечатления от увиденного не заставили себя долго ждать.

z_ccfbc571

Композитный  снимок  левого  борта   » Британника » ,  сделанный  в  ходе  экспедиции  2003  года

«Огромный океанский лайнер выглядит словно современное голливудское творение», — рассказывал Кен Маршалл.

На научно-исследовательском судне «Carolyn Chouest» команда Балларда готовила к запуску двух ROV: главной задачей которых было провести осмотр судна вдоль его левого борта – от носа до кормы. От проникновения и исследования внутреннего состояния остова судна решено было отказаться, в связи с опасностью повредить дорогостоящие ROV. По словам доктора Роберта Балларда, перед опрокидыванием на правый борт, тонущее судно упёрлось в морской грунт и начало вращаться. После чего стальной корпус сломался в самой слабой точке, непосредственно в повреждённой области, не выдержав многотонного давления кормовой части, лишённой положительной плавучести. Из-за этого вращательного движения, корпус «Британника» развернулся и погрузился на дно Эгейского моря в том направлении, откуда пришёл.

illuminates-the-bridge-of-britannic

Капитанский  мостик .  В  центре  находятся  остатки  стенок  рулевой  рубки ,  где  по — прежнему  стоит  основание  штурвала

На баке в относительно неплохом состоянии были найдены два грузовых электрокрана и фок-мачта, которая согнулась у основания и упала в сторону правого борта, упершись верхушкой в ил. «Воронье гнездо» по-прежнему надёжно держалось на своём месте, за исключением колокола, исчезновение которого заметила команда Кусто ещё в 1976 году. Кроме того, большая часть иллюминаторов, расположенных на нижних палубах «Британника», были открыты, в результате чего данная теория получила окончательное подтверждение. После тщетных поисков минных якорей в зоне крушения, команда доктора Балларда оставила памятную табличку на останках госпитального судна Его Величества «Британник». 5 сентября 1995 года экспедиция была завершена.


Проект «Британник» — экспедиция 1997 года

12096046_10153064590716965_7372418281711835543_n

Боковой   винт  по  левому  борту

В ноябре 1997 года состоялась четвёртая трёхнедельная экспедиция к «последнему из трио», под громким названием «Проект Британник». Миссия международной команды дайверов во главе с Кевином Герром заключалась в осмотре повреждённой зоны, вызванной взрывом мины в то роковое утро. Исследователи впервые использовали инновационное на то время оборудование – подводный буксировщик (DPV), оснащённый несколькими камерами.

part-of-a-bench-hidden-under-marine-growth

Часть  палубной  скамейки ,  обросшая  кораллами

Несмотря на многочисленные мелкие проблемы с техническим оборудованием и борьбу с ураганным ветром в районе гибели судна, экспедиция завершилась благополучно. В общей сложности, на изучение носовой части до капитанского мостика ушло пять дней, на исследование кормы было отведено всего два дня. Видеокадры с погружений позволили учёным более точно оценить характер повреждения корпуса, а также создать схему динамики затопления. По словам руководителя экспедиции Кевина Герра, «Британик» плотно «заселён» рыбой самых разных размеров: от крошечных мальков до больших особей, напоминающих акул.

the-wrecks-bow-depth-between-100-110m

Повреждённая  носовая  часть. В  центре  видны  грузовой  люк  и  лебёдки

Во время заключительных погружений группа исследователей осмотрела боковые и центральный винты, а также рулевое перо, находившееся в том же положении, что и более 80 лет назад. Команде дайверов удалось сделать чёткие цифровые фотографии интерьеров «Британника», к сожалению, проверить герметичность водонепроницаемых дверей между котельными №5 и №6 не удалось.

«Очертания «Британника» в поле зрения появляются уже на глубине 75 м, опускаясь ниже — на отметке 90 м, можно разглядеть леера на верхних палубах и шлюпбалки. Искорёженная носовая часть покоится на несколько метров глубже, чем большая часть остова судна», — рассказывает организатор экспедиции Кевин Герр.

14492389_1226045617470273_7560432736497920427_n

Открытый  променад  ( палуба  А ).  Шлюпбалки   фирмы   «Welin»   по  левому  борту ,  аналогичные  были  установлены   на   «Олимпике»  и  «Титанике»

Сонарное сканирование вокруг места гибели судна не показало наличия остатков подводных мин. Документальный фильм, снятый на основе экспедиции 1997 года, не был представлен публике, однако некоторые эпизоды были включены в художественную драму «Британник» и в документальный фильм канала History «Doomed sisters of the Titanic». Команда Кевина Герра оставила мемориальную табличку, посвящённую светлой памяти первооткрывателя «Британника» — Жаку-Иву Кусто, который скончался 25 июня 1997 года.

14642123_10154272332026997_6414322004326901661_n

Памятная  табличка ,  посвящённая  первооткрывателю  » Британника » —  Жаку — Иву Кусто


Британская экспедиция 1998 года

В сентябре 1998 года очередная экспедиционная группа прибыла на место гибели «Британника», в состав которой входили британские дайверы, включая девушку — Кристину Кэмпбелл, которая установила рекордную глубину погружения для женщины-водолаза – 118 метров. Первостепенной задачей было нахождение безопасного пути в котельную №6 для подтверждения либо опровержения теории «об открытых водонепроницаемых дверях». Руководил экспедицией опытный английский дайвер Ник Хоуп, в его группу входило двадцать не менее квалифицированных водолазов, которые за две недели совершили 78 погружений к обломкам «Британника».

14716100_10205662781447257_1005134711789420426_n

В  центре  находится  платформа  для  компаса . Снизу  окна  светового  люка ,  расположенные  внутри  выступающего  на  шлюпочную  палубу,  потолка  гостиной  1 — ого  класса.

Проникнуть во внутренние помещения судна оказалось нелёгкой задачей: сохранившиеся металлический кожух над передней Парадной лестницей и лифтовые кабины стали камнем преткновения, поэтому водолазам пришлось совершить опасный спуск в шахту четвёртой трубы. Погружаясь всё ниже, один из дайверов заметил верхушку цилиндра двигателя, это свидетельствовало о том, что двигатели не повреждены и стоят вертикально на станине.

videoplayback-1-256

Вид  на  капитанский  мостик .  Справа  виднеется  передняя  часть  открытого  променада  А

В курительном салоне 2-ого класса команда дайверов обнаружила пустые бутылки, а сохранившееся напольное покрытие соответствовало дизайну на капитанском мостике. Несмотря на значительный риск, дайвер Джон Юрга смог добраться до кормовой Парадной лестницы, которая, как оказалось, исчезла. От рулевой рубки остался только прямоугольный контур с перпендикулярно стоящим основанием штурвала, на котором торчали прогнившие остроконечные деревянные остатки колеса. Стены разрушались, но отлично сохранившиеся красно-белые линолеумные плитки по-прежнему находились на своём месте.

14724403_1328395150524920_9079012197946731987_n

Сохранившиеся  красно-белые  линолеумные  плитки ,  аналогичными  был  устлан  пол  в  общественных  помещениях  на «Титанике»  и  «Олимпике»

Стены между офицерскими каютами и рулевой рубкой сгнили, благодаря чему исследователи смогли проникнуть в апартаменты капитана Чарльза Бартлетта. В них практически ничего не сохранилось, за исключением труб водоснабжения и чугунной ванны, где сливное отверстие закрыто металлической пробкой. Далее водолазы приступили к исследованию деформированной носовой части, где на баке обнаружили центральный якорь, по-прежнему находящийся в нише. 9-тонный носовой якорь левого борта слегка сместился в сторону, но кардинально не изменил своё положение в якорном клюзе. Дайвер Джон Чаттертон попытался обнаружить по левому борту буквы с названием лайнера, но из-за плотных коралловых наростов, попытка не увенчалась успехом.

528104_133945170079404_674361012_n

Кружка  третьего  класса  с  логотипом  «White  Star  Line»

«Я совершил неспешную «проходку» вдоль разлома в носовой части, во время которой провёл краткий анализ комбинации повреждений, нанесенных контактной миной и силой удара о морское дно. Поразительная сохранность «Британника» немного озадачивает, на мой взгляд важную роль играет двойной борт и двойное дно, которые в какой-то степени помогают поддерживать форму останкам судна», — делится своим мнением дайвер Ник Хоуп. 

Итогом экспедиции 1998 года послужил выход документального фильма под названием «Titanic’s Sister: HMHS Britannic».


Экспедиция «Организации Глобальных Подводных Исследователей» 1999 года

14657320_10154272332341997_2778538004309153131_n

Центральный  винт  и  часть  рулевого  пера

Ровно через год была организована двухнедельная американская экспедиция руководителем «Организации Глобальных Подводных Исследователей» Джарредом Джаблонски. 19 августа 1999 года команда дайверов, состоящая из 16 человек, прибыла в канал Кеа. Перед ними стояла нелёгкая задача – детально исследовать интерьеры затонувшего судна и проникнуть в носовую часть. Несмотря на помехи, связанные с ухудшением погодных условий, американская команда дайверов совершила около 60 погружений.

shlyupochnaya-paluba-i-levoe-kryilo-mostika-paluba-a-paluba-v-paluba-s-polubak-i-bashnya-elektrokrana

Шлюпочная  палуба ,  рядом  левое  крыло  капитанского  мостика ,  ниже  —  палубы  А,  B и С,  внизу  —  полубак  и  башня  грузового  крана

Во время короткой экспедиции водолазы смогли проникнуть в грузовой трюм №1, который оказался в отличном состоянии, как и кубрики членов экипажа. В повреждённых взрывом трюмах №2 и №3, а также в поле обломков, не было обнаружено следов перевозимого оружия или боеприпасов, что окончательно разрушило данную теорию. Более того, дайверы добрались до угольного бункера, в котором, как предположил Жак-Ив Кусто, произошёл взрыв угольной пыли, повлекший за собой серьёзные разрушения носовой части «Британника». Как оказалось, вход в помещение оказался нетронутым – дефектов не было обнаружено.

10001457_10201819789836947_4836507017764191310_n

Офицерские  каюты . Ванна  капитана  Чарльза  Бартлетта,  где  по — прежнему  закрыто  сливное  отверстие .  Два  крана  предназначались  для  холодной  и  горячей  воды ,  другие  —  для  пресной  и  солёной  воды .

На основании находок исследователи согласились с теорией доктора Балларда, что повреждение носовой части стало результатом динамики затопления, а не является причиной вторичного взрыва из-за детонации запрещённого груза или угольной пыли. За последние несколько дней подводные исследователи «прогулялись» по Парадной лестнице и на капитанском мостике, где были отсняты эксклюзивные видеофрагменты и сделаны потрясающие фотографии.

novyiy-kollazh

Слева  вид  на  открытые   иллюминаторы   нижних   палуб  со  стороны  правого  борта ,  которые  фактически  поставили  решающую  точку  в  судьбе  » Британника «.  Справа  —  открытые  иллюминаторы  левого  борта.

По окончании экспедиции дайверы взяли образцы угля, стальной обшивки и заклёпок для лабораторных исследований, а также провели точное измерение повреждённой области. Спустя несколько лет на основе видеоматериалов экспедиции был снят документальный фильм – «Внутри «Британника».

15192680_1236307103058653_6881003791119329679_n

Капитанский  мостик ,  вид  с  правого  борта  на  крыло  левого .  В  центре  лежит  упавшее  основание  вспомогательного  штурвала


В 2001 году подводный исследователь Костас Токтаридес вновь вернулся к останкам «Британника», но на сей раз с коллегой Йоргосом Авгерополусом, которые вместе совершили несколько погружений для сбора видеоматериалов.


Экспедиция, проведённая Карлом Спенсером для телеканалов National Geographic и Channel 5 (2003 год)

vid-na-levoe-kryilo-mostika

Левое  крыло  капитанского  мостика  с  видом  на  смотровую  будку

В сентябре 2003 года экспедиция к «Британнику» была организована амбициозным британским профессиональным дайвером Карлом Спенсером. Подводный исследователь ранее принимал участие в экспедиции режиссёра Джеймса Кэмерона к затонувшему «Титанику», а в 2007 году присоединился к команде из RMS Titanic Inc., с целью изучить останки легендарной «Карпатии». После нескольких лет серьёзной подготовки международная группа подводных исследователей, которую Карл Спенсер лично отобрал, прибыла на место гибели «Британника». Перед ними была поставлена задача – ответить на волнующий вопрос: «Почему госпитальное судно затонуло всего за 55 минут в отличие от своего «собрата» — «Титаника», который тонул 2 часа 40 минут?» Исследователи планировали проникнуть внутрь «Британника», а также в очередной раз осмотреть область морского дна возле носовой части, не теряя надежды обнаружить остатки контактных мин. Основными спонсорами экспедиции выступило руководство телеканалов National Geographic и Channel 5.

osnovanie-i-shahta-chetvertoy-trubyi

Шахта  и  основание  четвёртой  дымовой  трубы

При осмотре корпуса судна планировалось использовать новейшие фото- и видеосистемы. Опытный подводный исследователь Ричи Стивенсон с коллегой Джоном Чаттертоном, впервые смогли проникнуть в коридор кочегаров, ведущий в котельную №6, где дайверы сделали поразительное открытие – водонепроницаемые двери между котельной №6 и трюмом №3 были открыты. Внутри помещения огромные многотонные котлы по-прежнему находились в вертикальном положении, несмотря на то, что «Британник» лежит на на боку уже столетие. Ричард осторожно лавировал между котлами, натыкаясь в углах помещения на кучи сложенного угля. Об открытой двери упоминал кочегар Берт Смит, который вспоминал, как хлынувший поток воды из коридора прижал его к котлу.

455

Одна  из  открытых  водонепроницаемых   дверей  между  котельной   №  6  и  трюмом №3

Тем не менее, была предпринята рискованная попытка достичь машинного отделения. Из-за обилия мусора и перевёрнутых труб проникнуть непосредственно внутрь помещения не удалось. Дайвер заметил только один из коленвалов и шатун поршневого двигателя. Не менее захватывающая находка была сделана группой дайверов на дне канала Кеа. Руководствуясь записями добытыми в немецких архивах о местоположении минного поля, установленного немецкой подлодкой U-73, подводные исследователи при помощи гидролокатора обнаружили остатки якорей и кожухи контактных мин времён Первой Мировой войны, но детально они не были изучены. Продолжение можно прочитать, перейдя по ссылке: «Экспедиции к «Британнику». Часть 2.

trailerthe-mystery-of-britannic-from-u-film-023

Обросшее  кораллами  » воронье  гнездо »  на  упавшей  фок — мачте ,  которое  подсвечено  прожекторами  подводного  аппарата  «Triton»


Автор: Татьяна Романова

https://vk.com/id280492192

При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.