Глава 7. Экспедиции к «Британнику». Часть вторая


Проект «БРИТАННИК»: Вступление
Глава 1. Рождение Гиганта
Глава 2. Брат, но не близнец. Различия в конструкции и системах безопасности
Глава 2. Брат, но не близнец. Прогулка по палубам «Британника»
Глава 3. Первая мировая война
Глава 4. Шесть рейсов госпитального судна Его Величества «Британника»
Глава 5. Гибель «Британника»
Глава 6. Мина или торпеда? Загадки гибели
Глава 7. Экспедиции к «Британнику». Часть первая


Экспедиция 2006 года дайверов-ветеранов Ричи Коллера и Джона Чаттертона

Следующая экспедиция к госпитальному судну Его Величества «Британнику» была организована три года спустя, усилиями 15 дайверов-профессионалов. Руководителями данного мероприятия выступили «ветераны», не раз погружавшиеся к обломкам судна — Джон Чаттертон и Ричи Коллер. Подводные исследователи поставили перед собой сложную задачу — детально изучить внутренние помещения «Британника» и проникнуть в котельную №6. На основе собранных видео и фото материалов планировалось создать документальный фильм — «Shadows Divers and Deep Sea Detectives».

522222222222

Место  разлома  в  носовой  части

Впервые команда дайверов использовала дорогостоящие камеры высокого разрешения, предоставленные Вудсхоулским океанографическим институтом. По словам Джона Чаттертона, громоздкое оборудование доставило немало хлопот водолазам. Только на установку ушло несколько драгоценных экспедиционных дней. Выполнение главной цели легло на плечи руководителей экспедиции, которые исследовали котельную №6 и планировали проникнуть глубже, чтобы рассмотреть водонепроницаемую дверь, находящуюся между котельными №5 и №6. Но риск был слишком велик, кроме того путь им преграждала перевернувшаяся тачка для перевозки угля.

2006-009a-side-by-side-comparison-of-cgi-view-and-actual-footage-of-the-path-between-the-boilers-inside-boiler-room-6-at-370-ft-inside-b

Узкий  проход  между  котлами  в  котельной  № 6,  справа  видно , что  котлы  по — прежнему  стоят  на  своих  местах

Последующие погружения к «Британнику» выявили некоторые несоответствия реальной планировки с уцелевшими чертежами судна, к примеру, появилась дверь на променаде палубы B. Любопытные изменения были внесены в дизайн первого компенсационного шва, расположенного перед входом в вестибюль, ведущего к Парадной лестнице.

Очистив от кораллов место расположения шва, дайверы заметили иную его форму вместо привычной прямоугольной — она напоминала «продолговатую лампочку». К сожалению, в связи с недостаточным финансированием, экспедиция была завершена раньше установленного срока, несмотря на это научно-исследовательское судно покинуло место гибели «Британника» с ценными научными сведениями и качественными видеоматериалами для создания документального фильма.

pokorezhennyiy-nos-stolknuvshiysya-so-dnom-pod-uglom-pri-pogruzhenii-vidnyi-nosovyie-leera-i-nosovoy-gruzovoy-kra

Разрушенная  носовая  часть ,  лежащая  под  углом .  Видны  деформированные  леера  и  грузовой  кран


Геологическая экспедиция 2007 год

Осенью 2007 года обломки «Британника» вновь привлекли своё внимание, на этот раз биологических исследователей, которые занимались составлением карты коралловых рифов Эгейского моря. Международная группа морских геологов из океанографических университетов подошла к изучению обломков лайнера поэтапно: на первом планировалось провести систематическое сонарное сканирование морского дна вблизи «Британника», на втором этапе – исследовался непосредственно сам остов судна с помощью камер высокого разрешения.

1013051_10200433458416132_1438800606_n

Первая  дымовая  труба   в  сплюснутом  состоянии  покоится  в  нескольких  метрах  от  острова  «Британника»

В общей сложности был просканирован участок морского дна площадью 5,5 км2, центром которого являлась зона кораблекрушения. В итоговом отчёте геологической экспедиции, основанном на сонограммах, отображалось общее состояние судна, которое не вызывало опасений: боковые и центральный винты не повреждены, первая дымовая трубы находится в нескольких метрах от её основания, остальные три, в сплюснутом состоянии, покоятся на расстоянии более 50-ти метров от их изначального месторасположения.


Греческая экспедиция 2008 года

12106796_10153064590556965_4496092795145987336_n

Корма . Справа  можно  увидеть  рулевое  перо , центральный  и  боковой  винты

В 2008 году была организована четырёхдневная экспедиция морскими исследователями из греческого университета HCMR, руководителем которой выступил доктор Вангелис Папафанасиу. Научные специалисты планировали детально обследовать поле обломков, а также провести осмотр зоны месторасположения минных якорей. Для успешного выполнения данной миссии был доставлен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Тетис», который на протяжении нескольких дней исследовал участок за участком.

britannic2008-3w

Шлюпочная  палуба ,  вдалеке  виднеется  детская  игровая  комната,  расположенная  зеркально  гимнастическому  залу

Греческие океанографы надеялись определить точную область нахождения минного барьера, установленного немецкой подводной лодкой U-73. Недалеко от предполагаемого месторасположения, в поле зрения камер ROV попал объект, обросший морскими организмами (предположительно кожух контактной мины), для идентификации и дальнейшего изучения был извлечён его кабель. Первые результаты показали, что объект относится к периоду Первой Мировой войны, позже исследования, проведённые в Бельгийской лаборатории, подтвердили его немецкое происхождение. От изучения надстройки «Британника» в конечном счёте пришлось отказаться в связи с угрозой потери дорогостоящего подводного аппарата.

580693_4446244151340_596680389_n

Вид  на  капитанский  мостик ,  где  в  смотровой  будке  сохранилось  неповреждённое  стекло ( снимок  слева  снизу )

В некоторых местах на шлюпочной палубе, а также на шлюпбалках висели куски рыболовных сетей, представляющие потенциальную угрозу для ROV. Исследователи отметили, что на нижних участках поверхности корпуса образовались коралловые органические наслоения, которые на протяжение долгих лет будут «поддерживать» стальную обшивку даже после полной коррозии металла. По словам Вангелиса Папафанасиу, район кораблекрушения представляет собой оазис для морских обитателей, флора и фауна — уникальны, к аналогичному умозаключению пришёл первооткрыватель — Жак-Ив Кусто. Лучшие кадры, сделанные за короткий экспедиционный период, вошли в документальный фильм телеканала BBC – «В тени Титаника».


Трагическая экспедиция телеканала National Geographic 2009 года

14581497_10205662812528034_2107450846229577405_n

Вид  сверху  на  окна  игровой  комнаты ,  расположенной  на  шлюпочной  палубе ,  противоположно  гимнастическому  залу

Спустя шесть лет британский дайвер Карл Спенсер вновь организовал экспедицию к месту крушения «Британника» при поддержке руководства телеканала National Geographic и Вудсхоулского океанографического института, на этот раз ещё более амбициозную и масштабную.

«Погружения к «Британнику» в 2003 году оставили незабываемые впечатления, это живописное место лучшее мире», — рассказывал Карл Спенсер.

Осенью 2009 года группа подводных исследователей отправилась в Эгейское море на бельгийском научно-исследовательском судне «Cdt. Fourcault», оснащённом по последнему слову техники: двумя телеуправляемыми роботами, десятками баллонов гелия/кислорода, декомпрессионной камерой и даже бортовым вертолетом для воздушной съемки.

2009-013-even-after-100-years-undwerwater-the-anerobic-enviroment-and-depth-has-protected-the-interior-structure-courtesy-leigh-bishop

Винтовой  трап  для  кочегаров ,  где  видны  сохранившиеся  линолеумные  плитки,  а  вдалеке  слева  прямо  над  лестницей можно  заметить  фонтанчик  для  питья

Карл планировал ежедневно осуществлять по четыре погружения, где командам дайверов будут «помогать» ROV, фиксируя каждую деталь 3D –камерами. Кроме опытной группы подводных исследователей и новичков-дайверов, Карл Спенсер пригласил нескольких почётных гостей: историка-эксперта по «Титанику» Паркса Стивенсона, владельца «Британника» — Саймона Миллса и военного историка, специалиста по Первой Мировой войне — Марти Моргана. Воодушевлённый руководитель планировал проникнуть в знаменитую «Турецкую баню», расположенную глубоко в недрах судна, на палубе F .

trailerthe-mystery-of-britannic-from-u-film-037

Шлюпочная  палуба. Каюта   капитана  Чарльза  Бартлетта , где  одиноко  стоит , обросшая  коралловыми  наростами , ванна

В настоящий момент нет каких-либо подтверждений, что на «Британнике» данное помещение было закончено до начала правительственного обслуживания. Дайвер Ричи Стивенсон хотел найти способ проникнуть в котельную №6, несмотря на заблокированный путь тележкой для угля. Организатор экспедиции с телеоператором Эваном Ковач также собирались изучить радиорубку, а по возможности проникнуть в турбинное отделение и столовую первого класса. Эксперты по визуализации поставили перед собой задачу – создать первую фотомозаику левого борта «Британника».

15107264_1236331829722847_3489087158518997432_n

Упавшие  лампы  в  шкафу  кладовой ,  которая  расположена  в  передней  части  колодезной  палубы

Только за первые несколько дней удалось сделать более тысячи снимков, а Ричи Коллер и Ричи Стивенсон совершили «невозможное».

«После того, как мы прошли через длинный узкий коридор для кочегаров, мы оказалось в крошечном пространстве между огромными котлами в котельной №6, осторожно перемещаясь, направились к следующей двери, которая вела в котельную №5. Вода в ней была кристально-чистая, я остановился возле водонепроницаемой двери, чтобы провести съёмку, после чего мы продолжили лавирование в пространстве между котлами, откуда добрались до котельной №4. Дальше нас никто не проникал в остов «Британника», мы находились в 60 метрах от выхода!», — рассказывает дайвер Ричи Коллер.

В помещении царил полный хаос – сквозь чистую морскую воду были видны, брошенные совки, тележки с деревянными ручками, перевернувшиеся светильники, накрытые одеялом из ила. На третий день Эван Ковач вместе с Карлом Спенсером исследовали капитанский мостик «Британника», проводили совместную видеосъемку и планировали проникнуть в рубку «Маркони».

2009-020-carl-spencer

Экспедиция  2009  года .  Карл  Спенсер  готовится  к  последнему  в  своей  жизни  погружению

Неожиданно Карл жестом дал понять, что у него возникла проблема с ребрезёром (дыхательным аппаратом), покинув затонувший «Британник», он поспешил к подъёмному тросу. Через несколько минут дайверы из спасательного резерва доставили несколько баллонов с газом для Эвана и Карла, после чего группой приступили ко всплытию на поверхность. Перед погружением Карл взял с собой небольшой жёлтый баллон с надписью «воздух» (для погружений на большие глубины используют дыхательную смесь — азот, кислород и гелий, так называемый «тримикс»).

Емкость не была протестирована, а её содержание не проверяли организаторы погружений. Это был личный баллон Карла, который вместо заявленного «воздуха»содержал 50% кислорода. И в пределах видимости поверхности, он ошибочно вдохнул из него. Для сравнительно небольшой глубины малейшее его попадание в кровь губительно для человека. Когда до поверхности оставалось совсем немного, мужчина стал биться в судорогах, что свидетельствовало о кислородном отравлении. Коллеги бросились на помощь, подхватили его, не давая погрузиться глубже. Дайверы любой ценой хотели, как можно быстрее помочь Карлу всплыть, и тогда судовые врачи оказали бы срочную медицинскую помощь.

14656442_10154578884293232_2909348877955951120_n

Место  разлома  носовой  части ,  слева  виднеется  двойное  дно

Эдуардо Павия – близкий друг и коллега, прямо с борта судна одетым спрыгнул в море, чтобы спасти 37-летнего товарища, но было слишком поздно – Карл впал в глубокую кому. На вертолёте греческого военно-морского флота мужчину доставили в ближайшую больницу в Афинах. Несмотря на усилия врачей, Карл Спенсер, не приходя в сознание, скончался в реанимации. Уже на следующий день все подводные операции были отменены, а экспедиционный проект остановлен. Трагическая гибель организатора и руководителя, замечательного друга и коллеги – невосполнимая потеря для мирового сообщества дайверов, а его неоценимый вклад в изучение останков «Британника» навсегда останется в истории легендарного лайнера.


Бельгийская экспедиция 2012 года

wio-flwewrw

Деформированная  носовая  часть ,  где  по — прежнему  сохранилось  леерное  ограждение

После трагического события, произошедшего в мае 2009 года, интерес к останкам «Британника» временно угас. Вплоть до столетней годовщины гибели «Титаника», памятная дата послужила новым толчком для организации экспедиционной программы к его «родному брату». «Проект «Британник» 2012» — такое название получила новая научная экспедиция под руководством бельгийского технического дайвера Пола Лайнена, в этот раз в подводно-исследовательскую программу не входили рискованные погружения во внутренние помещения судна. Получив необходимые разрешения, группа бельгийских подводных исследователей на парусном катамаране «Атос» прибыла на место гибели лайнера. Во избежание форс-мажорных обстоятельств, команда дайверов проверила техническое оборудование на безопасной глубине — 20 метров, а также был разработан чёткий план действий на случай критической ситуации.

12120210_791256087667785_2131587100_n

Носовая  часть ,  в  центре  виднеется  якорная  цепь  весом  около  48  тонн

Первые тестовые погружения, к покинутому на долгое время судну, прошли успешно, но дождливая и ветряная погода не позволяла полноценно приступить к выполнению запланированных подводных исследований. После того, как циклон покинул район залегания «Британника», команда дайверов в полной мере приступила к обследованию экстерьера затонувшего судна. С морского грунта и остова были взяты образцы иловых отложений и коралловых наростов. В ходе научно-исследовательской экспедиции была произведена качественная видеосъёмка в формате Blu-ray носовой части, фок-мачты и грузоподъёмных кранов. По окончании 10-дневной экспедиции учёные составили подробный отчёт о взаимодействии останков «Британника» с экосистемой морской акватории.


Русско-мальтийские экспедиции к «Британнику» (2013-2016 гг.)

m3rbuggynhe

Шлюпбалки  Welin .  Аналогичные  были  установлены  на  «Олимпике»  и  «Титанике»

В августе 2013 года исследовательская группа из компании U-Boat, которая специализируется на организации и реализации проектов морских исследований, отправилась к берегам Греции на уникальной плавучей платформе «U-Boat Navigator», оснащённой оборудованием для погружений, телеуправляемым подводным необитаемым аппаратом Ageotec Perseo, медицинским комплексом с барокамерой, и главное – субмаринами Triton 3300/3 и Triton 3300/1 MD. Организация U-Boat является официальным партнером Русского географического общества. Цель экспедиции состояла в детальном осмотре состояния судна и сборе качественных фото- и видеоматериалов для работы над будущим документальным проектом «Загадки Британника».

levyiy-bort-nadstroyki-vidnyi-illyuminatoryi-palubyi-s-otkryitaya-chast-palubyi-v-i-ograzhdeniya-palubyi-a

Надстройка ,  снизу  видны   круглые  иллюминаторы  палубы  С , открытая  часть  палубы  В  и  ограждения  палубы  А

Особый акцент был сделан на создании эффектных общих планов затонувшего судна. Организаторы русско-мальтийской экспедиции отказались от изучения его внутреннего оснащения, которое определённо сопряжено с риском для жизни. Гигантские размеры судна поразили каждого члена русской команды, в одну из дымовых труб «Британника» удалось даже беспрепятственно проникнуть на батискафе. По словам дайверов, останки лайнера находятся в блестящем состоянии. Популярный российский актёр Сергей Векслер – член экспедиции признаётся: «На глубине 119 метров ощущаешь полное умиротворение, хочется забыться и молча думать». По окончании экспедиции 2013 года дайверы почтили память коллеги — Карла Спенсера, трагически погибшего в 2009 году. Исследовательской группе удалось выполнить поставленные задачи и собрать заранее запланированный материал для его последующего изучения.

nad-kryishami-ofitserskih-kayut-vidneetsya-ventilyatsionnaya-shahta-nahodivshayasya-pered-pervoy-truboy

Крыша  офицерских  кают .  Снизу  можно  увидеть  вентиляционную  шахту ,  расположенную  перед  первой  трубой

Осенью 2014 года команда U-Boat Malta в прежнем составе вновь прибыла к затонувшей легенде Средиземного моря. После первых же погружений стало очевидно, что с момента прошлогоднего визита «Британник» практически не изменился, за исключением принесённых подводным течением нескольких новых рыболовных сетей, которые опутали шлюпочную палубу по левому борту. С помощью субмарины «C Explorer 5.8», которая способна в течение 8 часов проводить поисково-спасательные и исследовательские работы на глубине до 300 метров, была осуществлена качественная фото и видеосъёмка. Через несколько дней, к команде исследователей присоединились приглашённые гости – владелец «Британника» Саймон Миллс и мальтийский подводный археолог Тимми Гамбин.

chast-kryishi-iz-sosnyi-uzhe-propala-so-shturmanskoy-rubki

Крыша  штурманской  рубки ,  половина  которой  уже  прогнила

10-дневная исследовательская работа на месте гибели побратима «Титаника» прошла особенно плодотворно. Во время экспедиции 2013 года из-за чрезвычайно низкой видимости не удалось сделать снимки разрушенной носовой части, но этот раз море было чистым и спокойным, поэтому удалось снять ценные видеоматериалы. Сосновая крыша над штурманской рубкой частично сохранилась, в отличие от других помещений, отделанных деревом. Кормовой мостик полностью прогнил, от него остался лишь металлический скелет.

1466222_10203327471284645_722037068986099517_n

Рыбацкая  сеть  опутала  окна  открытого променада  палубы  А

Ближе к концу экспедиции погодные условия сильно испортились, поэтому съемочная команда переместилась на остров Кеа для сбора увлекательной информации у местных жителей. Как оказалось, они слабо осведомлены о трагической истории «родного брата» «Титаника». В 2015 году в рамках третьей экспедиции команда U-Boat Malta планировала вернуться на «Британник» с целью его съемки в формате 3D.

111

Винт  левого  борта ,  который  унёс  жизни  30  человек

После традиционного перерыва, в июле 2015 года, съёмки на глубине 120 метров вновь продолжились. На этот раз с помощью субмарины Triton 3300/3, которая способна вместить трёх человек, как правило пилота, оператора и пассажира, но место последнего занимала массивная камера RED. Руководитель Евгений Томашов рассказывает о ходе третий экспедиции:

«В этот раз мы кардинально изменили подход к подводным съемкам «Британника». Снять подсвеченный объект целиком не позволяют его огромные размеры (269 метров), только фрагментарные его части, поэтому пришлось работать в тандеме – субмарина и робот. За счет такой технологии удалось сделать общие планы и, наконец, увидеть легендарное судно в полном объеме».

31

Впечатляющий  вид  на  корму  из  субмарины Triton 3300/3: руль  «Британника» ,  как  и  столетие  назад ,  немного  повернут  в  сторону  отмели

В начале лета 2016 года исследовательское судно «U-Boat Navigator» в последний раз вернулось к месту вечного покоя «Британника». На протяжении недели две субмарины Triton 3300/3 и 3300/1MD, были вовлечены в процесс съемки заключительных кадров. На несколько дней к русско-мальтийской команде присоединились представители из BBC News и BBC Radio, чтобы отснять небольшой видеоматериал о «брате» легендарного «Титаника». Результатом четырёхлетних экспедиционных сезонов стало создание документально-художественного фильма «Загадки «Британника», приуроченного к вековой годовщине со дня гибели госпитального судна.

swve44ypn-s

9-тонный  носовой  якорь  левого  борта


Экспедиция организации дайверов DIRrebreather (2016 год)

В октябре 2016 года группа дайверов из организации DIRrebreather, в рамках экспедиции к крупным греческим «рэкам» не обошла стороной и место гибели «Британника». В группу международных профессиональных дайверов входило 12 человек, включая одну женщину. За девять дней, проведённых в Эгейском море, подводные исследователи совершили более 72 погружений к «Британнику» и другим известным «рэкам».

14590411_1226045930803575_3743757464399903977_n

Открытый  променад  палубы  А  и  шлюпочная  палуба ,  где  по — прежнему  стоят  шлюпбалки  системы » Welin «

Надстройка «Британника» не претерпела существенных изменений, наблюдаются лишь единичные области, где ухудшения заметны невооруженным глазом. Дайверы провели исключительно визуальный осмотр останков последнего «Олимпийца», а по окончании экспедиции возложили флаг с памятной надписью «100 years Kea`s shipwrecks (1916-2016)». Благоприятные погодные условия способствовали успешному завершению миссии, результатом которой стали более 3000 бесценных фотоснимков.

14563517_1234775129930655_1731316104865581968_n

Традиционное  возложение  памятного  флага  по  окончании  экспедиции ( на  снимке  запечатлена  шлюпочная  палуба и  передняя  часть  окон  променада  палубы  А )

Автор: Татьяна Романова

https://vk.com/id280492192

При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.