Лучшие из лучших. Гарантийная группа «Титаника»


О гарантийной группе наслышаны многие, но по большей части знания ограничиваются лишь тремя общеизвестными фактами: их было девять, команду возглавлял главный конструктор Томас Эндрюс, и все они погибли. Об этом вскользь упоминают в документальных фильмах или книгах, несправедливо обходя стороной их героическое самопожертвование.

Дебютный выход в Северную Атлантику крупнейших в мире пассажирских лайнеров традиционно проходил под надзором так называемой гарантийной группы судоверфи «H&W» — команды специалистов. В неё входили только самые перспективные, опытные, наиболее достойные и высококвалифицированные работники. За время строительства гигантов-«Олимпийцев» эти ключевые фигуры смогли показать свое мастерство и компетентность в той или иной области, поэтому в качестве награды за нелегкий труд дирекция компании предоставила им возможность принять участие в первом трансатлантическом рейсе пароходов.

11557586_11557586_Guarantee_Group

Они твердо верили и понимали, что необходимо отнестись с полной ответственностью к возложенной на них задаче ради будущего судоверфи и личного карьерного роста. Практически никто из них ранее не путешествовал дальше ирландских границ. Возможность полноценно показать свои практические навыки за короткий срок представилась девятерым ирландским специалистам, в числе которых оказались:

Ученик-столяр Уильям Генри Кэмпбелл (21 год).

Родился и вырос в Белфасте во многодетной семье среднего достатка. Одна из сестер Уильяма была в тяжелом состоянии в связи с продолжительной неизлечимой болезнью, но из-за спешного отплытия «Титаника» она так и не успела проститься с братом перед скорой смертью. Известие о его гибели окончательно опустошило ее, 16 апреля 1912 года девушка скончалась от горя с именем брата на устах.

Ведущий чертежник-проектировщик Родерик Роберт Криспин Чисхолм (43 года).

Родом из Шотландии, до переезда в Белфаст в 1892 году работал чертежником на судостроительной верфи «Клайд-Банк» в городе Дамбартон, продолжая семейное дело «рисовальщиков» пароходов. Коллегам в «Harland & Wolff» он запомнился, как исполнительный и многоуважаемый человек с прекрасными лингвистическими способностями. Чисхолм тесно сотрудничал с Томасом Эндрюсом в чертежном бюро, разрабатывая дизайнерские элементы для двух «Олимпийцев» и конструкцию спасательных шлюпок. Его старшая дочь Элис вспоминала, что однажды в выходной день отец пригласил их с матерью прогуляться по палубам еще строящегося «Олимпика» у причальной стенки, где им посчастливилось увидеть супругов Пирри, также внимательно осматривающих огромный лайнер. Элис рассказывала, что отец душой и сердцем был предан «Олимпику», но абсолютно противоположные чувства испытывал к «Титанику» и весьма неохотно отправился в его первый трансатлантический рейс.

'Титаник' с Леном Гудманом, Часть 2- Titanic with Len Goodman, Part 2 121

Главный  чертежник  Родерик  Чисхолм  в  конструкторском  бюро  за  работой

Ученик-монтажник Альфред («Альфи») Флеминг Каннингем (22 года).

Молодой, подающий надежды сотрудник верфи жил с овдовевшей матерью, тремя братьями и двумя сёстрами в Белфасте. Альфи был самым старшим в семье. 20 апреля после официального обнародования списков выживших в местной белфастской прессе среди спасшихся числился человек с такой же фамилией и инициалом. Семья «Альфи» была уверена, что это именно их сын и брат, но жестокая реальность расставила точки над i. Позже списки были пересмотрены и перепроверены, и спустя шесть дней родным Альфреда пришла официальная телеграмма из «Harland & Wolff» со скорбными известиями. Как оказалось, в заблуждение их ввел спасшийся однофамилец — спальный стюард Эндрю Каннингем. К тому времени уже было известно, что никто из представителей гарантийной группы не спасся.

Электромонтажник Энтони («Арти») Вуд Фрост (39 лет).

Будучи 14-летним юнцом, он начал свою карьеру подмастерьем в судостроении, и спустя год его уже назначили в ученики монтера. За плечами Арти, как его назвали близкие люди и товарищи, имелся практический морской опыт, который он получил после окончания шестигодичного обучения на верфи. В марте 1907 года его отец в силу преклонного возраста покинул должность главного электромонтажника, уступив «вакантное место» сыну. Под его контролем проходила сборка и установка силовых машин на «Олимпик» и «Титаник». Сразу после столкновения «Титаника» с айсбергом Фроста видели в последний раз спускающимся по трапу в машинное отделение, где он, вероятно, остался до конца наряду с коллегами, помогая поддерживать электроэнергию на тонущем «Титанике».

2095946_anthony-wood-frost_wntswcdmu2oa4bblxxaeqx6cddggiqn63zkcn5eeuqux54zcfvtq_757x567

Арти  Фрост (1873 — 1912)

Слесарь-монтажник Роберт Найт (41 год)

Работал на верфи «H&W» уже двадцать первый год, шаг за шагом продвигаясь по карьерной лестнице. В 1896 году он получил должность главного монтажника, благодаря своей неисчерпаемой энергии и стремлению к совершенству. Ночью 15 апреля 1912 года верфь потеряла опытного работника, а четверо маленьких детей – любимого отца.

2095948_francis-parkes_wntswcdmu2oa4bblxxaeqx6cdaeatuw6lrlcsphco3flmkbrawuq

Фрэнки Паркс

Водопроводчик Фрэнсис (Фрэнки) Паркс (21 год)

Молодой многообещающий специалист, вошедший в коллектив рабочих судоверфи «H&W» с шестнадцати лет. Вырос в многодетной семье, жил с родителями, его отец был чиновником в Белфастском городском совете. Четверо братьев также работали на верфи, а одна из сестер эмигрировала с мужем в США. Единственный из девяти представленных специалистов, который был принят в состав гарантийной группы «Олимпика» годом ранее. После трагической гибели Фрэнка друзья преподнесли его матери памятный подарок – большой портрет её сына в раме, который хранится в семье Парксов по сей день.

Заместитель управляющего электротехническим отделом Уильям Генри Марш Парр (29 лет)

Ученичество он начал в электротехническом отделе железнодорожного управления Ланкашира и Йоркшира, по окончании обучения перебрался в Белфаст на судоверфь «Harland & Wolff», чтобы курировать процесс электрификации в ходе строительства пароходов. Именно он контролировал монтаж электрооборудования «Олимпика» и «Титаника». После свадьбы и рождения сына в нерабочее время Парр читал лекции в воскресной школе при железнодорожном университете методистской церкви.

2095947_william-henry-marsh-parr_uensu6q222ogkowxa262qcibd3ggiqn63zkcn5eeuqux54zcfvtq_757x567

Уильям  Генри  Марш  Парр

Ученик-электрик Эннис Гастингс Уотсон (19 лет)

Эннис Уотсон получил образование в престижном Белфастском муниципальном техническом институте, завершив учёбу, устроился работать на верфь «H&W». Среди прочих предметов Эннис изучал искусство и электронику и дважды был награжден за отличные экзаменационные результаты. Времени на социальные развлечения вне работы у него не оставалось, но занятость на верфи позволила ему обрести друзей в лице Уильяма Парра и Фрэнка Паркса. Став частью коллектива гарантийной группы, Уотсон получил шанс раскрыть свой потенциал для дальнейшего продвижения в судостроительной деятельности, но судьба лишила его этой возможности.

Художник-декоратор Джоуи Томпсон

Под его эгидой в Саутгемптоне продолжились малярно-отделочные работы внутренних помещений «Титаника», не законченные ещё у достроечной пристани. В связи с особенностями рода деятельности, ему не было резона отправляться в путь к американским берегам на новом лайнере, поэтому после окончания меблировки, декорирования и покрасочных работ он вернулся домой — в Белфаст.

10447767_877482152274485_6249914521804674032_n

Утро  10  апреля.  Лондонский  фотограф  запечатлел  инструктора  МакКоули,  демонстрирующего  тренажер  для  гребли,  а  позади  него  «тестирует»  электролошадь Уильям  Парр. Последний  его  прижизненный  снимок.

Для первого «обката» каждого нового парохода судостроительная компания «H&W» отбирала новых представителей элитной группы. Главной задачей «фаворитов» верфи было следить за эксплуатацией механизмов и оборудования в море, при возможности устранять неисправности, решать любые вопросы, касающиеся их области деятельности, а также вносить корректировки на будущее. Каждый из них отчитывался о проделанной работе лично руководителю гарантийной группы – Томасу Эндрюсу, который в возрасте 16 лет начал пятилетний курс обучения на верфи «H&W» в судоремонтной мастерской. И без родственных привилегий, прилагая собственные усилия и преодолевая испытания, прошел тернистый карьерный путь до профессионала высшего уровня. Уже в 32 года он получил должность руководителя конструкторским бюро, а спустя два года стал исполнительным директором судоверфи. Традиционно, в качестве официального представителя компании, полный сил и энтузиазма Томас Эндрюс, принимал участие в каждом трансатлантическом дебюте новых лайнеров вместе с экспертной командой. Один из постоянных коллег, путешествующих вместе с ним, однажды сказал:

«Полученные им знания о жизни в море и искусстве работы пароходов не превзойдены, вероятно, никем, кто по профессии не являлся моряком».

apprentices

Начало  1890-х.  Томас  Эндрюс (в  верхнем  ряду  второй справа)  с  учениками  верфи  «Harland and Wolff»

Вернемся к «Титанику». Впервые на борт нового лайнера члены гарантийной группы поднялись утром 2 апреля 1912 года перед началом ходовых испытаний. После успешного их завершения, вечером, они в полном составе покинули Белфаст, чтобы продолжить контроль над ещё неготовым судном уже по прибытии в Саутгемптон. Перед отплытием «Титаника» в первый рейс, закончивший отделочную работу, декоратор Джоуи Томпсон сошел с парохода, простившись со своими коллегами, как оказалось, навсегда. Младшие и менее привилегированные представители гарантийной группы занимали каюты II класса, электрик Парр, чертежник Чисхолм и сам Томас Эндрюс разместились в первоклассных апартаментах. О работе гарантийной группы на борту «Титаника», возможных проблемах, выявленных в ходе пяти дней рейса, ничего неизвестно. Некоторые детали запомнились спальному стюарду Генри Этчесу, обслуживающему каюту (A-36) Томаса Эндрюса:

«Стол был усыпан схемами и чертежами, он сидел часами, проводя понятные только ему расчеты и рисуя эскизы. В течение всего рейса он работал в своей каюте либо весь день перемещался по пароходу, отмечая и по возможности исправляя все упущения для достижения совершенства в каждой мелочи».

vgT5bU5npHM

«Титаник»  отправляется  на  ходовые  испытания  в  сопровождении  буксиров  по  каналу  Виктория . Утро  2  апреля  1912 года.

Вероятно, организация рабочего дня других членов гарантийной группы ничем не отличалась. Но нет сомнений, что каждый из них приложил максимальные усилия по спасению тонущего «Титаника» и самоотверженно исполнял служебный долг до последней минуты, о чем свидетельствует письмо, написанное шурину Уильяма Парра 21 июня 1912 года смазчиком Альфредом Уайтом – единственным спасшимся из турбинного отсека, в котором говорится:

«За столь короткое время я смог хорошо узнать мистера Парра. В ту злополучную ночь я находился рядом с ним в генераторном отсеке примерно до 1:40. Вы интересовались, поднялся ли он на верхнюю палубу перед полным погружением «Титаника»? Честно признаюсь, его там не было. Он остался внизу вместе с другими механиками и электриками – там я их видел в последний раз. Около 1:20 ночи мистер Парр и старший электрик мистер Слоан объявили о намерении запустить еще один генератор. Нам было известно, что мы с чем-то столкнулись, но несмотря на это наша команда продолжала работать в прежнем режиме. Мы подошли к распределительному щиту и произвели необходимое включение. В районе двух часов ночи произошел резкий рывок, будто судно вновь начало двигаться, в этот момент мало кому удалось удержаться на ногах. Тогда встревоженные мистер Парр и мистер Слоан сказали мне: «Поднимись наверх и посмотри, что происходит, после возвращения расскажешь нам».

Разумеется, вернуться на подмогу к коллегам и сообщить о критическом положении «Титаника» Уайт уже не смог. Избранные талантливые представители верфи «H&W», лучшие из лучших, погибли в полном составе, пожертвовав своими жизнями во имя спасения сотен других людей. Даже спустя столетие память об этих людях и их вклад, внесенный в ирландское кораблестроение, по-прежнему хранит Белфаст.

Titanic Belfast`s own Stephen Cameron
Thomas Andrews Shipbuilder Shan Bullock
On a Sea of Glass: The Life & Loss of the RMS Titanic Tad Fitch, J. Kent Layton, Bill Wormstedt, George Behe

Автор: Татьяна Романова

https://vk.com/id280492192

Специально для «Историко-Исследовательского Сообщества «Титаника» (http://titanicsociety.ru/) и группы «Лайнер-Легенда Титаник» (https://vk.com/titanic_society)

При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.