Джеймс Пол Муди — шестой помощник капитана «Титаника»

(Обложка статьи: Татьяна Ямшанова)

Когда речь заходит о «Титанике», какие имена приходят на ум в первую очередь? Это имена особенно отличившихся в ночь катастрофы — конструктора Томаса Эндрюса, капитана Смита, старпома Уайлда, первого офицера Мэрдока, «непотопляемых» Маргарет Браун и Вайолет Джессоп; кто-то припомнит Фредерика Флита, впередсмотрящего, увидевшего роковой айсберг… Но, к сожалению, исследователи несправедливо мало уделяют внимания человеку, который ответил на роковой звонок с «Вороньего гнезда» на капитанском мостике и передал первому офицеру Мэрдоку страшную новость: «Айсберг, прямо по курсу!». В этой статье мы хотим рассказать о самом младшем офицере «Титаника». Его имя — Джеймс Пол Муди.


Джеймс Пол Муди (или просто Джим, как называли его приятели) родился 21 августа 1887 года в морском городе Скарборо, Норт-Йоркшир, Англия. Мальчик увлекался резьбой по дереву и очень любил животных — в детстве у него даже был собственный щенок, а когда Джеймс начал работать в море, он обожал играть с корабельными котами. К сожалению, он очень рано потерял мать, ему пришлось столкнуться со многими лишениям и испытаниями в жизни. Но, несмотря ни на что, в любой ситуации он был оптимистом, который всегда мог посмеяться как над собой, так и по-доброму подшутить над другими. Таких, как он, сегодня называют «солнечными» — веселый, милый и озорной парень, который с улыбкой на лице мог преодолевать любые трудности.

1912

Впервые он вышел в море на учебном корабле HMS Conway, когда ему было всего 14 лет. Позднее вместе с командой своих ровесников он обучался морскому делу на паруснике «Боудикка». Здесь ребятам приходилось несладко — суровые условия на корабле, плохое питание и постоянные издевательства со стороны старшего командного состава довели одного из учеников до самоубийства. Но особенно было тяжело пережить три дня шторма — волны катились одна за другой по палубе, и мальчишкам приходилось держаться за канаты, натянутые по ней, чтобы не оказаться смытыми в море. Ребята промокали насквозь, потому что толком не умели застегивать свои штормовки, вода проникала в каюты, разводя в них сырость, и, когда шторм немного утих, мальчики несколько ночей спали в штормовках на корме.

HMS Boadicea (1875) (Portsmouth Museums and Records Service)

Но, пожалуй, самое страшное, что можно было увидеть — как сильный ветер рвет паруса. В том шторме «Боудикка» потеряла три паруса, и моряки прилагали все усилия, чтобы спасти оставшиеся. Лезть на качающуюся мачту, чтобы закрепить самый большой парус, пришлось и Муди — как одному из самых опытных учеников на паруснике. Вот, что он писал своим родным:

«Ужасное зрелище, когда огромная масса парусины и веревок разрывается, как шелк, с шумом, похожим на мчащийся сквозь туннель поезд. Я никогда не забуду то, как я с новенькими и с 10 другими моряками полезли к главному парусу. Штормовка и тяжелые морские ботинки сидели хорошо, но мачта наклонялась в разные стороны, едва не касаясь воды».

В 1908 году Муди оставил парусный флот и перешёл на пароходы. Он нисколько не жалел о том, что покидает «Боудикку»: «Не знаю, куда теперь лежит её путь, и совершенно не волнуюсь о том, что с ней будет дальше». В 1911 году он получил сертификат капитана и поступил на службу в компанию White Star Line, где его назначили офицером на лайнер RMS Oceanic, на котором он и подружился с радистом Джеком Филлипсом. В своих письмах Муди очень тепло отзывался о Джеке и называл его «отличным приятелем». Кроме того, на «Оушенике» он познакомился с Чарльзом Лайтоллером, будущим вторым помощником капитана «Титаника». Пройдет совсем немного времени, и их втроем переведут на «Титаник». После катастрофы в живых останется только Лайтоллер.

HODyayQlXwsНа мостике RMS Oceanic (R. Welch/NMNI Collection)

А пока Муди служит на «Оушеннике», и его удивляет непривычная быстрота лайнера:

«20 узлов через Атлантику! Как же это не похоже на старую «Боудикку», которой требовалось 42 дня, чтобы пересечь океан».

В 1912 году Джеймс подал заявление на отпуск — приятель пригласил его погостить весной в Париже. Но его просьба была отклонена: 26 марта наряду с другими офицерами его назначили на «Титаник».  «Либо каникулы, либо большие корабли» — напишет Муди в шутку своему приятелю. Подумать только — ведь его, Муди, на «Титанике» могло и вовсе не быть…

И вот, будущий шестой офицер направляется в Белфаст, к «Титанику». Как младшему помощнику капитана, ему была назначена зарплата в размере 37 долларов — немного, но в качестве бонуса ему предоставили отдельную каюту. Муди был всем доволен.

Ziug_UvmrEw(c) Thomas Schmid/Exclusivepix Media

10 апреля 1912 года, в день отплытия, он вместе с пятым офицером Гарольдом Лоу участвовал в шлюпочных учениях: с правого борта «Титаника» были спущены две шлюпки. Когда началась посадка на лайнер, Муди запускал на борт членов экипажа, а также опаздывающих пассажиров. Когда время посадки истекло, к сходням подбежала группа опоздавших кочегаров. Они умоляли Муди пустить их на борт, но офицер был непреклонен. Он отдал приказ убрать сходни и молча захлопнул дверь перед кочегарами. Тогда он даже не подозревал, что тем самым спас кочегарам жизнь. А они, вероятно, еще долго стояли у причала, осыпая его последними словами. Кто же знал, что через четыре дня этот «лайнер мечты» окажется на дне Атлантики. 

moody (1)
Джеймс Муди в родном Скарборо (findgrave.com)

Когда «Титаник» вышел в рейс, Муди нёс вахту с 16 до 18 часов вечера и с 20 часов вечера до полуночи. Его основное место в рулевой рубке находилось сразу за рулевым у телефонов — чтобы в случае звонка из «Вороньего гнезда» оперативно отреагировать и передать полученную информацию старшему вахтенному офицеру.

14 апреля 1912 года он вместе с первым помощником капитана Уильямом Мэрдоком находился на вахте, как вдруг раздался звонок. Муди поднял трубку. На том проводе уже кричали:

— Вы там?
— Да, что вы видите?
— Айсберг, прямо по курсу!
— Спасибо.

Ответ Муди впередсмотрящим стал легендарным.

Ci-DR6q0NMEКадр из фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона (Paramount/20th Century Fox) 

— Айсберг, прямо по курсу, — докладывает он услышанное Мэрдоку. Тот бросается в рулевую рубку и приказывает «Право на борт», затем бежит к главному машинному телеграфу и передаёт приказ «Стоп». Через восемь секунд после отдачи приказа «Право на борт» Муди докладывает:

— Руль положен на борт.

Мэрдок у экстренных телеграфов передает приказ «Стоп», затем бежит к панели управления водонепроницаемыми дверями, но примерно лишь через две секунды после включения их закрытия «Титаник» начинает контакт с айсбергом, который длится около девять секунд. Мэрдок отдает приказ «Лево на борт» чтобы избежать удара кормой, Муди подтверждает выполнение приказа. Когда все закончилось, 6-й помощник капитана делает отметку в судовом журнале. Через несколько секунд на мостике появляется капитан, его быстро вводят в курс дела, и младшего офицера посылают за конструктором Томасом Эндрюсом, чтобы оценить масштаб повреждений.

Kll5hkK1u7UПосле начала эвакуации, Муди направили помогать старпому Генри Уайлду готовить спасательные шлюпки к спуску. В ночь катастрофы под руководством шестого офицера были спущены шлюпки №13, 15, 16.

В 1:25 по толпе покатилась легкая паника — вода начала затапливать полубак. Пятый офицер Лоу забил до отказа шлюпку № 14. Шестой помощник Муди стоял рядом.

— В предыдущих пяти лодках нет офицера, — сказал ему Лоу. — Кто-то из нас должен сесть в эту шлюпку. Ты сядешь?
— Садись ты в эту шлюпку, — ответил Муди. — Я подожду другую.

Впоследствии Лоу говорил, что обязан Муди жизнью за такое самоотверженное решение — ведь Джеймс на правах младшего мог беспрепятственно занять место в шлюпке.

Как известно, он этого так и не сделал — вероятно, он осознавал, что к тому моменту на борту оставалось слишком мало членов экипажа, которые могли бы выполнять эффективную работу по эвакуации, поэтому 24-летний офицер остался с «Титаником» до конца.

В 1:40 Муди начал помогать Мэрдоку спускать шлюпки №13 и №15 с двух палуб одновременно: на шлюпочной палубе первый офицер заполнял лодки наполовину и спускал её до палубы А. Здесь Муди сажал пассажиров II и III классов и спускал шлюпку до самой воды. Таким образом, офицерам удавалось избегать образования толпы на шлюпочной палубе.

Часы уже показывают 2:10. Оставшийся на борту офицерский состав вместе с остальными мужчинами пытается спустить на воду с крыш офицерских кают складные шлюпки А и В, но учитывая крен на левый борт и вес шлюпок, уставшим людям не представляется возможным дотащить их до шлюпбалок, приподнять, вывалить за борт и спустить на воду. Тем не менее, мужчины и не думают сдаваться. По просьбе Мэрдока офицеры успевают развернуть шлюпбалки, только это уже не могло никак помочь —  в 2:15 полностью ушел под воду капитанский мостик. Его погружение по законам физики вызвало так называемую «Большую волну», которая, стремительно прокатившись по шлюпочной палубе, смыла за борт несколько пассажиров, всех членов старшего офицерского состава и… одного младшего офицера, Джеймса Муди, единственного погибшего младшего офицера на «Титанике» из всего экипажа. Скорее всего, он умер от гипотермии, оказавшись в ледяной воде. Его тело так и не было найдено. Ему было 24 года.

8TrzkasM-A0Джеймс Пол Муди (1887-1912) (Inger Sheil Collection)

Молодому офицеру, служившему и геройски погибшему на «Титанике», возведено множество мемориалов, но об одном из них, что находится на кладбище Вудлэнд в Скарборо, знают лишь немногие. Выбитая на камне цитата из Евангелия от Иоанна гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

6OBnHC-duoMМемориал в память о Джеймсе Поле Муди в Скарборо (findgrave.com)

Детство, смерть матери, первый выход в море, «Боудикка», потом переход на пар… Муди не считал море делом своей жизни и в будущем даже планировал уйти из флота. Он мечтал стать писателем. Да-да, Джеймс Муди писал интересные повести и рассказы и даже печатался в литературных журналах. Некоторые из его работ дошли до наших дней — например, повесть о приключениях моряка Бриско в портах Южной Америки. Конечно, в этом герое можно угадать черты самого Муди. Веселый, милый, озорной шутник, и при этом — отчаянный романтик! А ведь у Джима вся жизнь была впереди — он собирался жениться, сделал взнос на постройку квартиры. Наверняка он бы написал еще много-много рассказов и повестей, если бы ушёл в отпуск, если бы сел в предложенную шлюпку. Но он выбрал другой, более правильный путь.

Джеймс Пол Муди не был супергероем — он был самым обыкновенным человеком со своими недостатками и достоинствами. Но кое-что его все же отличало от других: умение смеяться над собой и шутить над другими, очаровательное озорство и его оптимизм в любой ситуации могли зацепить кого угодно. А ещё — мужество и профессионализм, любовь к ближним и готовность к самопожертвованию. Он просто делал то, что мог, он просто спасал других — до самого последнего.


Подготовлено Тамарой Сароян специально для «Историко-исследовательского сообщества Титаника». 

Автор выражает особую благодарность исследовательнице Ингер Шейл (Inger Sheil) за изучение жизненного пути Джеймса Пола Муди и предоставление интересной информации о нём. Также автор благодарит ИИСТ и сообщество Лайнер-легенда «Титаник»