Клуб Неприсоединившихся

В 13:30 пополудни в четверг 11 апреля 1912 года у берегов Куинстауна главный якорь «Титаника» поднят в последний раз. Корабль берет курс на запад, в спокойные воды Атлантического океана.

1

«Титаник» в Куинстауне, Кен Маршалл, 2011 год

Теперь на борту находятся все участники первого плавания: 2 240 человек, из которых 1 332 – пассажиры, а 908 – экипаж. Долгое время эта цифра варьировалась от 2 201 до 2 340 из-за расхождений в предварительных списках – результата аннулирования некоторыми пассажирами своих билетов, пересадками и дезертирством матросов в последнюю минуту.

Имена пассажиров, отменивших поездку на «Титанике», коих было более 50 человек, часто встречались в газетах после катастрофы. Они даже стали называть себя «Клубом неприсоединившихся».

Пересадка на более ранние или поздние рейсы, личные или семейные проблемы, дела, не терпящие отлагательств, дезертирство, недовольство каютами — это большинство причин, по которым те или иные люди оставили корабль или вообще не взошли на него. Для тех, кто решил не плыть, для тех, кто не смог или не захотел уезжать, это было время благодарности, время осмысления, время признания того факта, что Высшие Силы, так или иначе, спасли их жизнь.

Дэвид Блэр

Дэвид  Блэр

Одно имя, не включенное в список команды, – Дэвид («Дэви») Блэр, который был переведен с «Оушеника» на «Титаник» и взошел на него в Белфасте в качестве второго помощника. Он был на корабле во время испытаний и путешествия из Белфаста в Саутгемптон. В Саутгемптоне к экипажу «Титаника» присоединился Генри Тингл Уайльд, заняв место старшего помощника, и в результате перестановок Блэру пришлось покинуть судно и вернуться на «Оушеник».

В субботу 6 апреля большая часть экипажа «Титаника» была собрана. В день отплытия, 10 апреля, тех, кто записался, отобрали и разделили. Затем их отпустили, чтобы они могли приготовиться к отплытию. Мужчины, которые записались, но не явились на отбор, классифицировались как «Не смог присоединиться». Те, кто взошёл на борт, прошёл отбор, а затем покинул судно и не вернулся ко времени отплытия, считались «дезертирами».

Самой удивительной из всех историй тех, кто «пропустил» отплытие «Титаника» является история кочегара Томаса Харта. 6 апреля в Саутгемптоне он записался на «Титаник», предъявив удостоверение. После катастрофы его имя значилось в списках пропавших, и скорбящая мать Харта уже собиралась отслужить поминальную службу по якобы погибшему сыну. Но представьте её шок и радость, когда 8 мая её сын появился дома. Оказалось, что, успешно записавшись на работу, Харт напился. Его удостоверение украли и использовали. После кражи пристыженный Харт не решался вернуться домой, но здравый смысл всё-таки взял верх над стыдом и страхом. Кто же украл удостоверение Харта, использовал его и погиб, так и не определили.

Генри Клей Фрик с супругой

Генри  Клей  Фрик  с  супругой

Пассажиров, которые сдали билеты, было гораздо больше, и причины такого их решения разнообразнее.

Американский стальной магнат Генри Клей Фрик заказал каюту заранее, в феврале 1912, но затем отказался, после того, как миссис Фрик вывихнула лодыжку во время круиза по Средиземноморью. Дж. П. Морган сделал так же, но отказался после того, как в интересах бизнеса ему пришлось остаться за границей (по другим источникам Морган был не совсем здоров и по совету врачей уехал лечиться на французский курорт). Билеты были предложены мистеру и миссис Хорас Хардинг, но пара собиралась сесть на более ранний рейс «Мавритании». (Каюты В-52, 54 и 56 в конце концов достались Дж. Брюсу Исмею).

Дж. П. Морган

Дж.  П.  Морган

Тридцатичетырёхлетний спортсмен-мультимиллионер, наследник империи судоходных и железнодорожных компаний Вандербильтов Альфред Гвинн Вандербильт возвращался из поездки в Европу и отменил свою поездку на «Титанике» так поздно, что некоторые ранние газетные отчёты указали, что он был на борту. Вандербильт выжил, чтобы стать одной из самой известных жертв катастрофы «Лузитании» три года спустя.

Промышленный и финансовый магнат Джордж В. Вандербильт и его жена Эдит отказались от поездки перед самым рейсом, 9 апреля. Кто-то в его или её семье были против их плавания на новом корабле, «потому что много чего может пойти не так в первом рейсе». Их камердинер, горничная и багаж уже были отосланы в Саутгемптон и доставлены на борт и через четыре дня утонули вместе с «Титаником».

Американский посол во Франции Роберт Бэкон заказал каюту для себя, жены и дочери, но поездку пришлось отменить из-за задержки его преемника, нового посла Майрона Т. Хендрика. Семья Бэконов поплыла 20 апреля в первом рейсе лайнера «Франция».

Альфред Гвинн Вандербильт

Альфред  Гвинн  Вандербильт

Несколько человек отказались от поездки на «Титанике», признав свои каюты неудовлетворительными: полковник Дж. Уоррен Хитченс, мистер и миссис Дж. Клиффорд Уилсон и их дочери, Дороти и Эдит отказались от билетов на «Титанике» и вместо него поплыли на борту «Роттердама». Фрэнк Кайнд, филадельфийский ювелир, сменил билет на лайнер северогерманского Ллойда «Вашингтон», который отплывал из Шербура 7 апреля.

Джордж В. Вандербильт

Джордж  В.  Вандербильт

Мистер и миссис Джеймс В. О’Брайен из Кливленда находились в Ирландии, чтобы уладить иск, планируя отплыть в Америку из Квинстауна на борту «Титаника». Шестьдесят лет спустя, в свой 100-й день рождения, в 1972 году, миссис О’Брайен вспоминала, что дела задержали их дольше, чем ожидалось, и они с мужем пересели на более поздний рейс  другого корабля.

Итальянскому изобретателю, первооткрывателю беспроводной телеграфии и лауреату Нобелевской премии 1909 года по физике Гульельмо Маркони предложили бесплатную поездку на «Титанике», но у него уже был билет на «Лузитанию», отплывавшую тремя днями ранее. Как позже объяснила его дочь Дегна, у него было много бумажной работы, и он предпочитал помощь стенографистки этого судна.

Роберт Бэкон

Роберт  Бэкон

Хотя позже Маркони допрашивался на Сенатском расследовании по обвинению в том, что операторы его компании умышленно скрывали новости от общественности для того, чтобы продать информацию «Нью-Йорк Таймс», он вышел из этого испытания в качестве одного из героев, ведь его изобретение спасло жизни более 700 человек.

Три года спустя Маркони едва удалось избежать другой известной морской катастрофы. Он был на борту «Лузитании» в апреле 1915 года перед рейсом, когда она была затоплена немецкой подводной лодкой в мае.

Известный новеллист Теодор Драйзер собирался вернуться в Америку на «Титанике» после отдыха в Европе, но английский издатель отговорил его, переубедив, что плыть  на другом судне будет дешевле.

Гульельмо Маркони

Гульельмо  Маркони

Драйзер был на борту лайнера «Крунлэнд», когда услышал новость о катастрофе. В следующем году он описал свою реакцию на это в мемуарах «Путешественник в 40»: «Думать о корабле, таком огромном, как «Титаник», новом и ярком, погружающимся в бесконечную толщу поды. И о двух тысячах пассажиров, бегущих, словно крысы, из своих кроватей только для того, чтобы беспомощно барахтаться в милях воды, молясь и плача!».

Основатель компании Hershey, крупнейшего производителя шоколадных батончиков и прочих сладостей, чье имя носит город в Пенсильвании, Милтон Снэйвели Херши провел зиму во Франции и планировал плыть домой на «Титанике». В архивах компании «Херши» хранится чек на 300 долларов, который Милтон отправил «Уайт Стар Лайн» в качестве десятипроцентного взноса за билет в декабре 1911. К счастью для Херши ему помешали проблемы бизнеса, и он вместе с женой сел на корабль, который отплывал раньше, германский лайнер «Америка». «Америка» будет одним из кораблей, которые отправят «Титанику» предупреждение о льдах на его пути.

Милтон Снэйвели Херши с женой

Милтон  Снэйвели  Херши  с  женой

Возможно, менее известный сегодня, чем другие, Джон Р. Мотт был одним из влиятельнейших проповедников и чиновников Ассоциации Молодых Христиан, который разделил Нобелевскую премию мира в 1946 году. Ему и его коллеге якобы предложили бесплатную поездку на «Титанике», так как «Уайт Стар Лайн» заинтересована в их работе, но они отказались и вместо этого поплыли на более скромном лайнере «Лапландия». Согласно биографии С. Говарда Хопкинса, когда они добрались до Нью-Йорка и услышали о катастрофе: «Двое мужчин посмотрели друг на друга, и один высказал их общую мысль: Должно быть, у Господа для нас ещё есть много работы».

Возвращаясь из миссии в Сиалкоте, Индия, следовавший из Карачи в Бостон через Средиземноморье и Францию, преподобный Генри С. Несбитт, его жена и пятеро детей планировали плыть в Нью-Йорк на «Маджестике». Когда рейс судна был отменён из-за угольной забастовки, Несбиттов уверили, что новый корабль «Титаник» доставит пассажиров в своем первом рейсе, 10 апреля. Прибыв в Лондон, преподобный Несбитт неожиданно узнал о серьезной болезни, которая постигла отца миссис Несбитт.

Планы провести несколько спокойных дней в Лондоне, осматривая местные достопримечательности, были резко отложены. Сейчас для семьи было гораздо важнее как можно скорее пересечь Атлантику, чтобы попасть к больному. После значительных неприятностей, вызванных закрытием офисов компании «Кунард» в Страстную пятницу, в последний момент им удалось приобрести билеты на лайнер «Кармания», который отправлялся из Саутгемптона 6 апреля. Приехав в Ливерпуль на спецпоезде «Кунарда», где они поспешно сели на «Карманию», Несбитты прибыли в Нью-Йорк поздно вечером 14 апреля. Утром следующего дня они прочитали о гибели лайнера, на котором планировали плыть. Не попади они по воле случая на борт «Кармании», Несбиттов бы «автоматически» перевели с «Маджестика» на «Титаник», и они могли бы и погибнуть в катастрофе. 10

На выставке в Ливерпульском Морском Музее представлен пожелтевший конверт, на котором черно-красная печать сообщает о том, что он содержит «Билет пассажира первого класса на пароход…», и в углу приписано выцветшими чернилами: «Титаник».

Преподобный Дж. Стюарт Холден

Преподобный  Дж.  Стюарт  Холден

Теми же чернилами на конверте в верхнем правом углу написано имя пассажира, кому этот билет был предназначен: «Преподобный Дж. Стюарт Холден». Получив свой билет, преподобный Холден, наместник церкви Св. Павла, Портман-Сквер, Лондон – готовился к отъезду в Америку на борту «Титаника», чтобы выступить на Христианском Конгрессе (шестидневный съезд, открывавшийся в Карнеги Холл 20 апреля), когда его планы были прерваны внезапной болезнью его жены. 9 апреля, за день до отплытия, преподобный Холден отложил поездку, чтобы остаться с женой. Он вернул билет, но сохранил конверт, в котором тот был доставлен. Впоследствии конверт поместили в рамку и, в благодарность Богу за свое чудесное спасение, Холден лично своей рукой надписал на конверте выражение веры и благодарности.

Из псалма 103, стих 3, фраза не только касается преподобного Холдена, но и представляет собой завуалированное спасибо от всех, кто по тем или иным причинам не был на борту «Титаника», когда он отплыл из Квинстауна в четверг 11 апреля в 13:30 с 2 228 пассажирами на борту, из которых более 1 500 погибли менее, чем через 85 часов. «Избавляет от могилы жизнь твою».

Уильям Томас Стэд

Уильям  Томас  Стэд

Преподобный Холден был не единственным священнослужителем, планировавшим принять участие в Христианском Конгрессе, который не поплыл на борту «Титаника».

Согласно статье в «Нью-Йорк Таймс» от 20 апреля 1912 года, двое других  выступающих, которых пригласили на собрание, также отказались от билетов на первый рейс «Титаника»: архиепископа Томаса Дж. Мэддена, из Ливерпуля, и преподобного Дж. С. Уорделла Стаффорда пригласили на другое важное мероприятие. (На это же мероприятие пригласили и британского журналиста Уильяма Томаса Стэда, но он отказался и погиб в катастрофе).

Как отмечалось ранее, среди экипажа некоторые, как, например, трое братьев Слейд, не попали на рейс. Томас Харт не значился, как член экипажа, но «Томас Хаар» значился; кочегар Джон Коффи проплыл часть пути до Квинстауна, перед тем, как дезертировать.

Некоторые пассажиры не поплыли по причине занятости или личных проблем. Один пассажир, уже забронировавший билет (и его имя значилось в списке пассажиров) пропустил отплытие, потому что его машина сломалась по дороге в Шербур.

Согласно статье от 8 августа 1912 года в «Дейли Индепендент», Пенсильвания, после того, как она написала своим друзьям, что поплывет на «Титанике», мисс Мод Пауэлл передумала и осталась в Англии. Она была врачом-миссионером в Пекине (Китай) в течение шести лет. Мод послала письмо своим американским друзьям, рассказав о смене своих планов, но письмо не дошло, и друзья верили, что она погибла. Иммиграционные записи подтверждают, что она, в конце концов, отплыла из Саутгемптона на борту «Кронпринца Вильгельма» 3 июля 1912 года, прибыв в Нью-Йорк через неделю.

18 пассажиров третьего класса не сели на «Титаник» в Квинстауне по причине различных суеверных предчувствий.

Список пассажиров, отменивших поездку на «Титанике»:

  • мистер и миссис Адельман;
  • мистер и миссис Андерсон;
  • Роберт Бэкон, жена и дочь

(Американский посол во Франции, отменил поездку из-за задержки своего преемника, Майрона Т.   Хендрика. Вместо этого поплыл на новом лайнере «Франция» 20 апреля 1912 года);

  • мистер и миссис Эдвард В. Билл

(Миссис Билл приснился сон о том, что «Титаник» терпит крушение.  Вместо этого они поплыли на «Селтике»);

  • миссис Флоренс Бонд и её горничная;
  • Френк Карлсон

(Его машина сломалась на пути в Шербур, он не попал на рейс. Тем не менее, его имя указано в списках);

  • Норман Крейг;
  • С. П. Дейвис

(Отказался от билета по причине болезни, вынудившей его плыть более ранним рейсом другого корабля);

  • мисс Энни Истмэн;
  • Альфред Франкс

(Изменил своё решение после покупки билета. Вместо «Титаника» поплыл на другом корабле из Ливерпуля за несколько дней до 10 апреля);

  • мистер и миссис Генри Клей Фрик

(Отменили поездку после того, как миссис Фрик повредила лодыжку на Мадейре, в круизе на борту «Адриатика»);

  • мистер и миссис Ханаан;
  • мистер и миссис Дж. Хорас Хардинг

(Забронировали каюту В-52 после того, как от неё отказались Генри Фрик и Дж. П. Морган, отменили поездку и поплыли на «Мавритании»);

  • Джордж Харт;
  • полковник Дж. Уоррен Хитченс

(Посчитал каюту неудовлетворительной);

  • преподобный Дж. Стюарт Холден

(Отменил поездку 9 апреля из-за болезни жены);

  • доктор Дж. С. Дженкинс;
  • Френк Кайнд

(Забронировал билет в Амстердаме, увидел план каюты в Париже, отменил поездку. Пересел на «Вашингтон», отплыл 7 апреля 1912 года);

  • Чарльз Ланкастер;
  • Артур Лоуренс;
  • мистер и миссис Карлтон П. Льюис;
  • преподобный Т. Дж. Мэдден;
  • А. Мэлоди;
  • достопочтенный Дж. Конан Миддлтон;
  • Джон Пирпонт Морган

(Отказался от поездки в целях бизнеса (по другим источникам Морган был не совсем здоров и по совету врачей уехал лечиться на французский курорт); каюту перебронировали мистер и миссис Дж. Хорас Хардинг);

  • преподобный Генри С. Несбитт, жена и пятеро детей

(Перебронировали билет с «Титаника» на «Карманию», отправляющуюся 6 апреля 1912 года, по семейной необходимости);

  • Максвелл Норман

(Сменил на билет на «Оушеник»);

  • мистер и миссис Джеймс В. О’Брайен

(Находились в Ирландии, по причине проблем с иском пришлось задержаться и пересесть на другой корабль);

  • С. С. Паффер;
  • миссис Элизабет Уолкен Робертс и её горничная;
  • сэр Чарльз Росс

(Забронировал билет на «Лузитанию», чей рейс был отменён в связи с угольной забастовкой. Не смог ждать рейса «Титаника», поэтому пересел на «Карманию», отплывавшую тремя днями ранее «Титаника»);

  • преподобный Дж. С. Уорделл Стаффорд;
  • мистер и миссис Томас Томпсон и сын Гарольд

(Семье Томпсонов пришлось отменить поездку на «Титанике» из-за тяжелого ранения Гарольда, полученного во время игры);

  • мистер и миссис Джордж Х. Тернер;
  • мистер и миссис Джордж Вандербильт

(Отменили свою поездку 9 апреля, когда один из членов семьи предостерёг их по поводу первого рейса);

  • А. Дж. Уайт;
  • мисс Ада Уилкинсон;
  • миссис С. Джордж Уилкинсон;
  • мистер и миссис Дж. Клиффорд Уилсон;
  • мисс Дороти и Эдит Уилсон

(Отменили поездку из-за неудовлетворительных кают, пересели на «Роттердам»);

  • мистер и миссис Фрэнк П. Вуд.

В Куинстауне, в дополнение к именам 115 взрослых и 5 детей, севших на корабль, в список добавились имена 18 человек, которые не использовали приобретённые билеты, чтобы попасть на «Титаник». И было бы интересно узнать, почему же эти пассажиры не взошли на борт, а если взошли, то кто же спасся, а чьи имена попали в список погибших.

 

Источники:

http://www.encyclopedia-titanica.org/canceled-titanic-passages.html

http://www.smithsonianmag.com/history-archaeology/Seven-Famous-People-Who-Missed-the-Titanic.html

Автор: Джон П. Итон

Перевод и дополнения: Алена Красницкая (vk.com/id94966485)