Как представляли погружение «Титаника» под воду в 1912 году?

Любопытно узнать, каким представляли эксперты-теоретики 1912 года процесс погружения парохода в толщу воды, и рассмотреть их предположения о физических силах, воздействующих на стальной корпус. Забегая вперёд, не лишним будет сказать, что эксперты прошлого удивительно точно описали траекторию погружения «Титаника» на дно и даже максимально близко указали угол наклона кормы перед её полным погружением. Теория была изложена в мае 1912 года, ниже представлена краткая выдержка:

«Как известно, «Титаник» упокоился на глубине двух миль. Каким образом вскрытый корпус достиг океанского дна и как воздействовало на него колоссальное давление воды? Однозначно ответить на данные вопросы сложно, поскольку выжившие не располагают точной информацией о количестве неповрежденных отсеков, закрытии водонепроницаемых дверей, общем весе деревянных конструкций, а также о естественных или искусственных воздушных карманах. Спасшиеся утверждают, что корма при последнем витке возвышалась над поверхностью воды под углом около 43°. Выступы на корпусе – надстройка, дымовые трубы и другие элементы корабельной оснастки, вероятно, оказывали значительное сопротивление под водой, в то время как корпус от киля до шлюпочной палубы, будучи обтекаемой формы, плавнее скользил в толще воды.

ga4cVqV7kqQ

Illustration   (c)   «The   Sphere»   artist   G.  H.  Davis

Погружаясь, «Титаник» описал большую дугу, начальная точка которой была параллельна уровню моря. Затем, на определённом отрезке глубины, гравитация притормозила скоростное погружение стальной массы. Корма обладала временной положительной плавучестью за счёт воздушных карманов, а носовая часть, заполненная забортной водой, тянула вниз, зигзагообразно прокладывая нисходящий путь в глубину. Траектория погружения очень похожа на колебания маятника, который описывает дугообразную линию в процессе движения из стороны в сторону. Кроме того, глубинные океанические течения способствовали смещению корпуса относительно места погружения».

Стоит отметить, что специалисты эпохи «Титаника» не учли разлом, поэтому их теория погружения актуальна только для носовой части. Специфика погружения передней секции отражена удивительно точно для того времени. Учли даже такой тонкий момент, как «планирование» с продвижением вперёд из-за воздействия глубоководных течений, которые даже в наш технологический век мало изучены.

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»