Жертвы «Титаника»: как идентифицировать тела погибших?

30 апреля 1912 в Галифакс прибыло судно «Маккей-Беннетт» с самым печальным грузом в истории – на его борту находилось более 200 тел погибших на «Титанике».

Механик «Маккей-Беннетт» Фредерик Гамильтон писал в дневнике:

«30 апреля 1912 года 8:25: «Толпа людей переполняет причал, они повсюду – на крышах домов, на улицах. На борт поднялись официальные лица и инспекторы по карантину. Мы были готовы сгрузить тела на землю и передать их в морг. В десять утра приступили к переносу гробов, непрерывная процессия катафалков перевезла их в морг «Мэйфлауэр Ринк». Любопытно, ведь 12 февраля мы спасли экипаж судна «Каледония», но вернувшись в Галифакс, шестерых моряков никто не встречал. Журналисты решили, что двух строчек об этом событии будет достаточно. Сегодня же выживших у нас на борту не было, но столпились тысячи людей, чтобы увидеть огромное количество гробов, а первые полосы газет освещали только это событие».

jJE9sFzmbSw

В доке Галифакса вдали от лишних глаз выгружают гробы с телами погибших (NSARM Photo Drawer — Transportation & Communication)

К началу июня 1912 из воды поднимут последнее тело человека. В общей сложности, с места крушения удастся достать лишь 333 тела, остальные скрылись в океанской пучине. Из них 209 были доставлены в Галифакс, где началась долгая и крайне жуткая процедура опознания тел.

Body_of_RMS_Titanic_victim_aboard_rescue_vessel_CS_Minia,_April_or_May_1912

AgmiSsTs26M

Гробовщик Джон Сноу бальзамирует поднятые тела на борту судна «Миния» (Nova Scotia Archives)

Первым делом необходимо было составить полную опись предметов, обнаруженных и снятых с тела в ходе подъема. Сначала это делали еще во время подъема тел на судно, в морге все это официально каталогизировали и сохраняли в архивах. Для каждого поднятого тела был отдельный мешочек с личными вещами, который либо выдавался родственникам погибших, либо, если тело оставалось невостребованным, уничтожался во избежание воровства и мародерства.

mortuary-bag

Номерной мешочек, в котором находились личные вещи стюарда первого класса Эдмунда Стоуна (The Nova Scotia Museum)

После того, как тела доставили в Галифакс, возникла проблема их сохранности – в течение долго времени хранить их не представлялось возможным. В случае, если тело опознавали, его можно было на некоторое время оставить в морге до прибытия родственников – подобным образом поступили с 59 телами, переданных родственникам. Но что же делать с оставшимися 150? Слишком долго их держать нельзя – нахождение в воде уже способствовало заметному разложению. Более того, даже если тело было опознанным, не все родственники погибших, особенно тех, кто путешествовал третьим классом или был частью команды, могли себе позволить приехать в Галифакс, чтобы забрать тело или хотя бы в последний раз взглянуть на родных.

Решением данной проблемы стали фотографии – патологоанатом сфотографировал 150 неопознанных тел, каждое из которых было пронумеровано, а затем помещено в специальный альбом. И если родственник погибшего, уже после захоронения тел, прибывал в Галифакс и просил помочь отыскать своих родных, то ему выдавался этот альбом, а также каталог личных вещей.

VjiLwC3HjC8«Неопознанное тело №265. Возраст — примерно 35 лет. Темные волосы, небольшие усы. Отсутствует один нижний зуб. Одежда — униформа стюарда. В карманах — ключи №7 и 9, серебряные часы» (The Mayflower Morgue, Halifax)

Можете представить, какой ужас испытывали люди, просматривая тела в гробах альбома, фотографию за фотографией. Что еще печальнее – идентификация происходила крайне редко, так как в альбоме были представлены фото лишь 150 человек, а съезжались в Галифакс родственники более 1500 погибших.

nJU_gM28IsI

Чарльз Эдвин Смит, 38 лет, стюард. Поднят на борт «Монтгамни», похоронен в Галифаксе (The Mayflower Morgue, Halifax)

Казалось бы, с сегодняшними возможностями и доступом в сеть можно было бы опознать эти тела, но проблема в том, что в какой-то момент в истории практически все фотографии пропали. До нашего дня дошли лишь 7 фотографий, находящиеся в двух личных коллекциях.

0c0QRFHuB70Посмертная фотография погибшего Сигурда Хансена Моэна (1885-1912) из Норвегии, пассажира 3-го класса на «Титанике» (Per Kristian Sebak Collection)

На них к текущему моменту удалось распознать лишь одного человека — это пассажирка 3-го класса, 23-летняя Вендла-Мария Хейнинэн. Только в начале 1990-х с помощью данной фотографии, а также списка вещей, ее тело удалось идентифицировать, после чего ее могила обрела имя.

TOn4zJPJ7ew

Посмертная фотография пассажирки 3-го класса — 23-летняя Вендла-Мария Хейнинэн. Была похоронена в Галифаксе, на кладбище Фэйрвью. С помощью данной фотографии ее тело удалось идентифицировать только в начале 1990-х, после чего ее могила №5 обрела имя (The Mayflower Morgue, Halifax)

На других шести фотографиях запечатлены тела мужчин. Тело одного было опознано еще в 1912 году, но родственники просто не имели возможности забрать его. Имена оставшихся пяти до сих пор неизвестны.

L8R0_-j-kYw

«Неопознанное тело №296. Примерный возраст — 28 лет. Светлые волосы и усы. Одежда — хлопчатобумажный комбинезон (Dungaree), серая фланелевая рубашка. Татуировки — на правой руке — женщина, змея, судно. На левой — женский бюст. Предположительно, кочегар» (The Mayflower Morgue, Halifax)

Интересный вопрос – можно ли идентифицировать тела людей, используя современные средства судмедэкспертизы, в частности, анализ ДНК? Ответ – конечно можно, для этого есть все технические возможности, и, вероятно, впервые эти возможности хотят использовать в эти самые дни.

В 2018 году группой историков и специалистов был запущен беспрецедентный проект «Вернем имя каждому». Его главной миссией инициаторы называют возвращение имен погибшим на борту «Титаника», похороненным на кладбище в Галифаксе.

48403062_10156746144575782_2432147156891598848_o

Проект планируется реализовать в течение нескольких стадий. В ходе первой – самой непростой – специалисты, антропологи и генетики извлекут образцы ДНК из могил каждой неизвестный жертвы и направят образцы в лаборатории для немедленного изучения. Сложность может состоять и в том, что за век от останков многих жертв могло ничего не остаться. Далее полученные результаты начнут сравнивать с ДНК потомков тех, кто погиб на «Титанике» и чьи тела так и не были идентифицированы. По итогам проведения генетического анализа и сравнения группа экспертов планирует максимально идентифицировать личности всех, над чьими могилами до сих пор стоит лишь камень с номером. Все это будет сопровождаться созданием серии документальных фильмов, рассказывающих как о ходе проекта, так и судьбах самих пассажиров «Титаника».

27UODhcBrpU
Кладбище погибших на «Титанике» в Галифаксе

Конечно, такой проект не мог не вызывать противоречивых реакций. С момента подготовительного этапа в 2018 году начали звучать голоса тех, кто выступает против данного проекта. По их словам, это «осквернение могил» и «нарушение покоя» погибших, которых «давно пора оставить в покое». Есть препятствия и другого сорта. В первую очередь, идея раскапывать целое кладбище в Галифаксе и эксгумировать более сотни тел вряд ли вызовет большой энтузиазм у общественности. Также это практически невозможная задача собрать ДНК-образцы у потомков всех 1496 погибших — тысячи человек, разбросанных по всему миру, о многих из которых мы можем даже и не знать. На текущий момент семьи многих погибших просто перестали существовать по той причине, что у того или иного поколения не оставалось детей. Это, в случае проведения комплексного ДНК-анализа, потребует дополнительной эксгумации тел родственников, что тоже затратно и проблемно как с финансовой, так и с этической точек зрения.

Но не менее громко звучат голоса тех, кто выступает активно «за», среди них и сами потомки погибших и не идентифицированных пассажиров. По их словам, благодаря данному проекту истории множества погибших на «Титанике» людей станут яснее, да и впервые появятся детали о самой катастрофе, которые смогут дать ответы на многие до сих пор не отвеченные вопросы. Наконец, сами потомки получат возможность почтить память своих родственников, чья судьба и последнее место упокоения спустя более века станут известными.

Как бы то ни было, в данный момент авторы проекта ведут активную работу, чтобы заручиться поддержкой максимального количества заинтересованных сторон. Кто знает – возможно, именно спустя 107 лет многие неизвестные жертвы самой известной морской катастрофы наконец вернут себе имена и заслуженную память.


Максим Полищук,
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»