«Титаник» Джеймса Кэмерона. Съёмки: обстановка накаляется


Глава 6. Съёмки: обстановка накаляется.


Ещё несколько недель днем и ночью будут снимать «Титаник», миpно следующий своим куpсом.

"Титаник" в фильме Джеймса Кэмерона.

Кадр из фильма "Титаник".

Эти сцены также были пpоблематичны для опеpатоpа-постановщика Каpпентеpа: «Титаник» пpедставлял собой плывущий гоpод света. В добавление к освещению, котоpое оpигинально должно было быть на коpабле, pазместили еще около 30 % ламп повсюду — для соответсвующего эффекта. С 2-мя киловаттами за каждым окном нужно было что-то около семисот киловатт для начала. В конце концов получилось тpи тысячи киловатт плюс лампы на палубе и 225 километpов пpоводов.

"Титаник" в фильме Джеймса Кэмерона.

Удивительно, что все pаботало хоpошо, несмотpя на клубки кабелей повсюду. Помимо всего пpочего необходимо было ещё создать натуpальное освещение, окpужавшее коpабль. Для этого планиpовали использовать башенный кpан: подвесить отpажательные экpаны 18х7,6 метpов на самом конце стpелы над коpаблем и смонтиpовать тpи 10-киловаттных софита на самой башне, напpавив их на экpаны.

Ezxp2ZxwDnw

Но как только Кэмеpон обнаpужил, что в его pаспоpяжении находится самая высокая в истоpии площадка, была постоpоена клетка, вмещающая его самого, Каpпентеpа и ещё двух человек, обслуживающих камеpу. Сидя там, Кэмеpон упpавлял всем оpкестpом, видным ему тепеpь, как на ладони. Режиссёp, котоpый тепеpь мог видеть всю свою декоpацию, вызывал массу пpоблем и неудобств.

Соpок человек осветителей не поспевали за ним. Кpоме того, Камеpон любит длинные кадpы и было тяжело обеспечить освещение огpомных площадей коpабля. Согнать pежисссёpа с кpана уже не пpедставлялось возможным и пpиходилось пpидумывать что-то новое для иллюминации коpабля.

Из Евpопы пpишла идея освещать воздушными шаpами: там кто-то додумался, как pазмещать источники света внутpи наполненных гелием шаpов, котоpые пpивязывались на нужной высоте там, где это было необходимо. Шаpы давали кpасивый мягкий свет и их использовали, где это было возможно. Но выяснилось, что при съёмках у моpя пpиходится иметь дело с ветpом.

В конце концов в pоли отpажателя сpаботал цилиндp, подвешенный с кpана — деpевянный, 12 метpов в диаметpе, он оказался гоpаздо более стабильным и стойким к ветpу.

Освещение Титаника для фильма.

"Титаник" в фильме Джеймса Кэмерона.

Однако восторги при виде декораций и способности двух главных актёров передать тонкий эмоциональный мир персонажей вскоре поутихли. В конце осени 1996 года участники съёмок начали жаловаться, что пресловутая мания Кэмерона контролировать всё и вся перешла на новый уровень. Кроме того, ходили слухи, что он не уделяет должного внимания безопасности съёмочной группы. Опасения руководителей студии усиливались в связи со все возрастающими расходами, и Кэмерон испытывал сильное давление с их стороны. Джон Ландау поехал выбивать у студии дополнительные 7 миллионов. Руководители 20th Century Fox без проблем подкинули денег. Но буквально через полмесяца выяснилось, что бюджет картины нужно срочно увеличивать до 135 миллионов баксов. И вот тут уже Ландау вместе с Кэмероном пошли штурмовать центральный офис 20th Century Fox и объяснять там «на пальцах» — как, куда и зачем нужны бабки. Смета Ландау была понятной и грамотной в экономическом плане. Так что студия выкладывает сверху ещё 18 миллионов.

Но вырисовывалась другая загвоздка: Кэмерон отставал от графика на целых восемь дней, даже несмотря на то, что рабочий график был увеличен — режиссёр на съёмках проводил в сутки по 11-13 часов. В отличие от многих, Кэмерон почти не ездил домой, отсыпаясь постоянно в своём трейлере, а иногда даже посреди декораций. Но это никак не помогало укладываться в намеченный график. А лишний день на таком проекте приводил к огромным потерям.

Джеймс Кэмерон на съёмках "Титаника".

Посреди этого хаоса в Мексику прибыл Билл Мекэник, председатель и глава совета директоров компании «Фокс Филмд Энтертейнмент». Его целью было срочное урегулирование бюджета. Он вежливо вручил режиссеру двухстраничный список сцен, которые в целях экономии студия решила вырезать из сценария. По словам свидетелей, Кэмерон взглянул на список и безапелляционно заявил: «Если хотите порезать мой фильм, вам придется меня уволить. А чтобы меня уволить, вам придется меня убить».

Джеймс Кэмерон на съёмках "Титаника".

Мекэник уехал, опасаясь худшего, но через несколько недель Кэмерон успокоился и согласился на некоторые изменения с целью экономии бюджета – в основном они были связаны с заменой реальных съёмок компьютерной графикой. Но хотя Кэмерону удалось отразить нападки руководителей студии и встревоженных представителей профсоюзов, он по-прежнему получал жалобы на условия труда на съёмочной площадке. Со съёмок продолжали просачиваться сообщения о нарушениях техники безопасности, девяносточасовой рабочей неделе, бесконечных ночных съёмках и приступах гнева у режиссёра.

Кейт, Лео и Джеймс на съёмках "Титаника".

Кейт Уинслет позднее подтвердила эти слухи:

«Если что-то шло не так, он сразу выходил из себя».

Однако она подчеркнула, что режиссёр никогда не кричал на актёров, и добавила:

«Мне кажется, Джим понимал, что на нас нельзя орать так, как он орёт на свою съёмочную группу, потому что мы тогда сыграем хуже».

Когда после окончания съёмок её слова попали в «Таймс», Кейт испугалась, что её неправильно поймут, и отправила в «Лос-Анджелес Таймс» письмо, в котором говорилось:

«Когда у меня брали то интервью, я только что вернулась в Лондон спустя несколько месяцев долгих, физически и эмоционально изнурительных съёмок и должна признать, что рада была выпустить пар».

Кейт и Джим на съёмках "Титаника".

Тем не менее съёмки «Титаника» подтвердили репутацию Кэмерона, которого называли «самым страшным человеком в Голливуде». Вслед за съёмочной группой «Бездны» (1989) команда и актёры «Титаника» прозвали своего руководителя «капитаном Блаем» за бескомпромиссность и диктаторский стиль работы. В «Таймс» писали, что Кэмерон прославился своими «трехсотдецибелловыми воплями в мегафон и рацию» и тем, что «орал людям прямо в лицо, налетая на них на своём стошестидесятифутовом подъёмном кране».

«Да пропадите вы пропадом! – орал он на какого-то бедолагу из съёмочной группы. – Вы сделали всё в точности так, как не надо было!»

Джеймс Кэмерон на съёмках "Титаника".

Проблема была не в том, что Кэмерон оказался не готов возглавить съёмки на передовой – он не раз сам заходил в воду в поисках идеального кадра. Он ждал, что другие станут относиться к процессу съемок с таким же рвением, что и он. В ответ на обвинения одного из бывших коллег – «Кэмерон любит боль» – он сказал: «Я не люблю боль. Я люблю результаты, а без боли добиться их порой не получается».

Джеймс Кэмерон на съёмках "Титаника".

Это подтверждают актёры, сыгравшие главные роли в «Титанике».

Уинслет на съемках получила трещину локтевой кости и постоянно боялась, что утонет в огромном резервуаре; ДиКаприо чуть не раздавила лошадь. Когда снимали сцену погружения кормы (в которой обоих актёров привязывали к конструкции на гидравлике, о них забыли, и они простояли привязанными более часа в то время, как вокруг бушевала настоящая гроза, а остальные члены съёмочной группы покинули площадку. После этого Уинслет была в таком дурном настроении, что съёмки пришлось приостановить до следующего дня.

OkRbpIQmPCM

Из воспоминаний Дэнни Нуччи (Фабрицио):

«Джим очень увлечён своей работой. У него есть и власть, и деньги, и он готов много раз переснимать сцену, менять её, репетировать и делать множество дублей. Да, он орет на нас, но это только потому, что мы его разочаровываем. Месяца через три я к этому привык».

Леонардо и Джеймс на съёмках "Титаника".

Леонардо ДиКаприо вспоминает:

«Просто поразительно, как глубоко и тщательно он (Джим Кэмерон) всё продумал. Он очень увлечённый человек, и если ты не выкладываешься по максимуму, он не стесняется тебе об этом сообщить. Он требует от всех полной концентрации. Руководить высадкой на берега Нормандии и началом эпической битвы можно лишь с генеральским настроем, а этот фильм стал для меня именно такой битвой».

В то время было практически невозможно встретить хоть один добрый отзыв о «Титанике». В прессе постоянно появлялись сообщения о том, что выход фильма откладывается, о бесчеловечных условиях, в которых приходится работать актёрам и съёмочной группе, о чудовищных нарушениях бюджета. Кэмерон привык к нападкам, но считал, что его обвиняют несправедливо. Когда один из строителей на съёмках упал со строительных лесов и серьёзно пострадал (ему потребовалось срочная спленэктомия – удаление повреждённой селезёнки), в больницу его отвёз не медик строительной фирмы, а врач кинокомпании. Этот случай мог бы стать примером того, как соблюдение техники безопасности на площадке спасло человеку жизнь, однако в прессе его представили как ещё одно свидетельство неуправляемости режиссёра.

Джеймс на съёмках "Титаника".

К Рождеству все сцены с неповpеждённым «Титаником» были закончены. Наступил декабрь, и всем был очень нужен заслуженный отдых. Кэмерон отпустил актеров и съёмочную группу на целых три недели. А ему самому предстоял ещё один сложный разговор с руководителем «Фокс» Биллом Мекэником, поскольку расходы на фильм продолжали расти.

«Билл был в панике, так как они произвели расчёты и решили, что ничего не заработают на этом кино, даже если оно станет хитом, – вспоминал Кэмерон. – И я ответил: «Ну ладно, допустим, нам крышка. Это моя вина, поэтому возьмите себе мой гонорар!»» Отказываясь от гонорара и доли прибыли, он жертвовал потенциальным многомиллионным доходом, хотя ему и удалось сохранить значительный гонорар сценариста.

«Мы оказались не готовы к такому большому проекту, – объяснял Мекэник. – Он был слишком масштабным. Никто и никогда не пробовал сделать ничего подобного».

Финансы улетали с огромной скоростью. В главном кабинете 20th Century Fox начинали уже терять терпение. Любой другой режиссёр в подобной ситуации начинал бы искать компромиссы и значительно сокращать свои аппетиты. Но Кэмерон не был бы Кэмероном, если бы не начал повышать ставки…

То, что он предлагал, не укладывалось в голове… Кэмерон начал словно дерзить — он настаивал, что снимать сцены затопления только на моделях никак нельзя. Он хотел погрузить в воду корабль в натуральную величину с актёрами и каскадёрами на борту. По-настоящему, без визуальной графики.

Билл Пэкстон в роли Брока Ловетта.

Из воспоминаний Билла Пакстона (Брока Ловетта):

«Кинокомпания привыкла рисковать и встречать трудности. Но Джим не похож на тех, с кем обычно работают боссы. Честность этого художника не признавала никаких компромиссов. Он был готов 10 лет своей жизни отдать этому фильму».

Студия находилась в замешательстве, но авторитет и имя режиссёра вынуждали идти на риск. К тому же просмотр отснятых сцен заставлял руководителей буквально открывать рты от продукта высокого качества. Бюджет в итоге вырос до 152 миллионов. Ночные съёмки — самые затратные, но режиссёр иначе не мог.

Самые же затратные съёмки сцен крушения и, более того, сцены, которую впоследствии назовут самой романтической в истории кинематографа, были ещё впереди

(Оглавление)


«Титаник — Самый лучший фильм» специально для «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника»