«Титаник» Джеймса Кэмерона. «Нервы на пределе»: окончание съёмок.


Глава 8. «Нервы на пределе»: окончание съёмок. 


(Предыдущая глава)

Хотя сами съёмки были окружены множеством негативных отзывов, Кейт Уинслет, как и многие на площадке, старалась их игнорировать:

«Я старалась не слушать разговоры, связанные с политикой, и так и не вникала во все, связанное с бюджетом. Когда съемки закончились, мне стало очень грустно. Да, мы вышли за рамки бюджета, съёмки продлились семь месяцев и всё такое, но почему люди говорили только об этом? Конечно, критиковать фильм за это легко. Но деньги были потрачены не просто так – результат вы видите на экране».

06a5312b43_79673361_o2Режиссёр постоянно был чем-то занят: как на съёмочной площадке, так и за её пределами. Его часто можно было заметить наносящим на актёров грим, расставляющим громоздкую осветительную аппаратуру или рисующим подробную схему трюковых элементов для тех координаторов, кто и должен был этим заниматься…

f_sm0wh8oDA-tile

Джеймс Кэмерон — истинный режиссёр-перфекционист. Он всегда добивается наилучшего результата, даже если при этом будут беспрерывно страдать все члены съёмочной группы.

w_2e1aa5af-tile

Из воспоминаний Фрэнсис Фишер (Руфь Дьюитт-Бьюкейтер):

«Когда я впервые пришла на съёмки, то у меня отвисла челюсть от количества и масштаба декораций. У меня тогда сильно тряслись коленки. Я была абсолютно уверена, что это и есть моё главное испытание в съёмках данного фильма. Но когда я столкнулась с характером режиссёра, у меня… Короче, все предыдущие проблемы на съёмочной площадке мне уже казались безобидными наивными обстоятельствами. Я снималась у многих требовательных постановщиков, среди которых, например, был дотошный к мелочам Клинт Иствуд, однако требовательность и одержимость мистера Кэмерона не шла ни с кем вообще ни в какое сравнение. Что-то невероятное».

A1tSbIPjIqI

Ttr6QbBg8-U

Из воспоминаний Кейт Уинслет:

«Его перфекционизм вместе со взрывным темпераментом производил крайне жуткий эффект. Он никогда не улыбался, всё время был чем-то недоволен. В конце концов, мы стали называть его «Наш злой гений», и даже придумали ему кличку «МИЖД» [ ДЖИМ наоборот ]. Мы боялись этого Мижда, как малые дети. Джим не раз выходил из себя во время съёмок «Титаника». Теперь я гораздо лучше понимаю, что он вёл себя так исключительно для пользы общего дела. Благодаря этим постоянным нервотрёпкам он вытаскивал из актёров весь накал по максимуму».

B5vfzYHuWPE-vert

Кэти Бейтс (Молли Браун):

«Да, Джим очень требователен. Но прежде всего он требователен к самому себе. Именно поэтому ты не имеешь право распускать сопли. Кэмерон невероятно жёсткий, но вместе с тем он неагрессивный. Он — человек высоких идеалов, его нравственный уровень поражает. Впрочем, это блестяще прослеживается в его фильмах. Агрессивность и жёсткость — разные понятия».

Кто только не уходил с проекта: ассистенты, актёры, операторы, дублёры, художники и многие другие. Кого-то Джим увольнял сам, но чаще всего специалисты добровольно подавали в отставку, потому что возмущал график съёмок или жёсткая манера режиссёра. На съёмочной площадке Кэмерона боялись, словно сатану. Некоторые даже откровенно называли его мефистофелем. Он никого не жалел: ни себя, ни всех остальных. Стоило ему взять в руки свой мегафон и поднести его к своим губам, как сразу же актёры вместе с персоналом прищуривали глаза — готовясь к военному штурму — начиная молить о помощи свыше.

ffolOmAlAiw

При съёмках затопления всю массовку заменили на профессиональных каскадёров, общее количество которых в одной сцене породило исторический рекорд с запасом.

Кэмерон делал по 20-25 дублей сложнейших сцен и не просто так. На экране всё это видно.

IO-EbZp9Mlw-vert

Из воспоминаний Билли Зейна:

«Кэмерон работал больше всех. Он отвечал за всё и за вся. Он заходил в воду первым, а выходил последним. Невероятно. Я приходил на съёмки на три часа, потом приходили каскадёры, затем уже работали другие актёры, их сменяли техники и так далее. Но Джим был постоянно там — ему приходилось персонально работать с каждым отделением в потоке следующих решений.

На него оказывалось огромное административное давление. Впрочем, он не показывал этого. Никогда не жаловался. И никогда не просил то, чего не сделал бы сам.

С самого начала я был уверен, что фильм станет событием. Настолько одержимых людей своим делом, как Кэмерон, я больше не встречал. Это самый уникальный опыт в моей жизни».

x_52668b40

big_86775_tatnc-dk-0740


kn64EFaO6vc-vert

Из воспоминаний Виктора Гарбера (Томаса Эндрюса):

«Когда я пришёл туда, меня сразу загримировали, облачили в костюм и отправили в резервуар, где Джеймс Кэмерон плавал в своём подводном костюме с трубкой. Первое, что я увидел, это этот огромный бак и все эти люди в нём… и это было просто безумно. Съёмки были будто в параллельном мире. Было тяжело. Мы снимали в основном в ночное время суток, и это был мой худший кошмар. В буквальном смысле. Я ненавижу, я просто не люблю работать всю ночь, и я не могу высыпаться в течение дня. Каждый был лишён сна: съёмочная группа, все… Однако Джим, возможно, один из величайших режиссёров, когда-либо известных нам. Больше всего меня поразило его полное погружение в то, что он делает, его ответственность. Он ожидает совершенных результатов, таких, как он сам. Исходя из совместного опыта с ним, я почерпнул, что моя задача — быть подготовленным и внимательным к тому, что режиссёр требует и хочет. Так что я прекрасно провёл с ним время».


kQ9n7oZvC1E

Джейсон Бэрри (Томми Райан) вспоминает:

«Актёры работали в обычном режиме, говорили свои реплики, и им положено за это платили. Вы знаете, Лео не был тогда мегакинозвездой, так что не было никакого давления на него. То же и с Кейт. Кто и испытывал прессинг, так это Джим Кэмерон. И он с достоинством это выдерживал. Вы знаете, он никогда не выливал всё это на нас, до нас это даже не доходило. Ему тогда было всего лишь чуть за 40… Вы знаете, он стоял у истоков крупнейшего кино, когда-либо сделанного всего с пятью или шестью камерами. Он писал, он режиссировал, он создавал его, редактировал… Многое было на его плечах, он действительно храбрый человек — стоять там, бороться и не бояться боя, желать сделать лучшую работу, так как он только это мог. И если некоторые люди принимают это за агрессивность, то наверно да, для них это она и есть. Порой мы должны были стоять там, на площадке с широко расправленными плечами и принимать его».

oTCV-mmWO3s


LBiUdaKhahk-horz

А вот Леонардо ДиКаприо, говоря о режиссёре фильма, прославившего его как актёра на весь мир, тщательно выбирает слова:

«Джим — интересный, сложный парень. Я бы сказал, у него есть две стороны… знаешь… сторона, которую он должен демонстрировать, будучи таким режиссёром. Когда тысячи людей задают тебе разные сложные вопросы, ты должен быть генералом. Другая его половина очень чувствительна. Не многие понимают, что даже в чем-то вроде «Правдивой лжи» или «Терминаторе» есть созданные им весьма интересные персонажи. Джим дает импровизировать целые сцены, хотя он лично прописал каждую. В других же случаях он был неприступен: здесь должно быть только то, что он хотел. Он не самый простой режиссёр для работы, определенно, но я не собираюсь сидеть здесь и говорить, что он не тот, с кем я буду работать снова. Вероятно, я бы это сделал. И этот фильм превзошел мои ожидания».

Другие же люди на съёмочной площадке, работавшие с Кэмероном, часто описывали его так: бескомпромиссный диктатор с огненным темпераментом, доводивший напряжение до того, что актеры швыряли из окон предметы и бились об стены. Кейт Уинслет жаловалась, что едва не утонула на съемках «Титаника», на что Кэмерон ответил: «Едва — не считается».


ym7lp1NMPKY-horz

Актёр Дэвид Уорнер (Спайсер Лавджой) на тот момент был уже из разряда «бывалых» на «Титанике», ведь он уже принимал участие в съёмках фильма об этой катастрофе. Он так вспоминает съёмки у Кэмерона:

«Большую часть времени мы снимали ночью. И да, это было тяжкое испытание. Это касается не только игры актёров, конечно, потому что актёры — это далеко не главная часть фильма. Я думаю, что техническая партитура Джеймса Кэмерона и как он сделал это всё — абсолютная фантастика. И это действительно было так. Но было трудно. Если бы вы находились там столько времени, вы бы поняли «почему». Нужно было поставить корабль под определённым углом в определённое время суток, а затем снимать, как он тонет, но тут вы понимаете, что необходимо сделать ещё дубль и ещё, и вы снова должны очистить всю площадку, перевернуть всё верх дном, что только займёт четыре или пять часов, вернуть всё обратно и опять продолжать. Это нечто».

3IQxzWm8NO8

Подытожить разговоры о себе мог только сам Джеймс Кэмерон, и ему трудно было возразить:

«Много ушло от меня людей во время съёмок «Титаника» (актёры, декораторы, ассистенты и так далее). И все они говорили про меня: «С ним невозможно работать, Джеймс Кэмерон любит страдания». Я не люблю страдания, я люблю результат, а чтобы добиться результата — нужно идти на страдания».

lfndbxKn7Ww

И что ни говори, Питер Чернин видел потенциал фильма, он видел, что Кэмерон создаёт нечто такое, чего ещё не видел этот мир! Нечто, что является символом всего кинематографа!

В результате в управленческой верхушке 20th Century Fox твёрдо решили, что нужно нестись вперёд на всех парах! Однако ни одна студия не могла поднять столь дорогостоящий проект в одиночку… 20th Century Fox, ещё заранее предвидя катастрофическую ситуацию, на ранних стадиях сперва обратилась за помощью к руководителям из Universal, чтобы те подкинули деньжат, но поскольку Universal в 1995 году выпустила постапокалиптический «Водный мир», чей 175-миллионный бюджет обернулся финансовым провалом, то данному сотрудничеству по разделу затрат на «Титаник» с их стороны был дан категоричный отказ.

Затем точно такие же отказы последовали от Miramax Films и Imagine Entertainment. По неподтверждённым слухам, дело дошло даже до того, что Ландау лично общался с командованием студии Lucasfilm, однако Джордж Лукас тоже посчитал крайне сомнительной затеей тратить хоть какие-либо деньги на подобный опасный проект.

После долгих отрицательно закончившихся манипуляций по привлечению крупных спонсоров директора 20th Century Fox идут на нечто неслыханное: они обращаются с невыгодным для себя сотрудничеством к своему самому главному конкуренту — компании Paramount Pictures.

paramountlogo_new

Шэрри Лансинг (продюсер Paramount) вспоминает:

«Доходило до того, что Кэмерон требовал настоящие обои, а не нарисованные, отчего у всех менеджеров, разумеется, основательно седели волосы на голове. Кэмерон одновременно практически воевал с двумя студиями, ибо споры возникали на всех даже «мелочных» стадиях — от постеров и браслетов… вплоть до расстановки стульев».

21 и 22 марта 1997 года стали последними днями съёмок, они же и самыми опасными. В сцене подводного взрыва капитанского мостика тысячи галлонов воды должны были обрушиться на закаленное стекло. Чтобы всё прошло гладко, Кэмерон надел гидрокостюм и сам встал за камеру.

512f34b6b73c9164ddacb98cf785fa39--titanic-movie-facts-james-cameron

Но всплыла следующая проблема. Была пpиглашена компания, котоpая сделала pулевую геpметичной. Этим добавили плавучести коpаблю и тепеpь было тpуднее затянуть его под воду. Но это также задеpживало воду внутpи, когда декоpацию доставали и добавляло ей весу.

Фишеp спpавился и с этой пpоблемой, вынув немного пенопласта из клеток под декоpацией и установив откачивающие насосы внутpи, котоpые сохpаняли декоpацию водонепpоницаемой, но в то же вpемя позволяли избавить её от воды, когда это было необходимо. В пеpвый день съёмки выяснилось, что коpабль затопляется слишком медленно.

Пpишлось снять все поддеpживающие констpукции внутpи декоpации, заменив их на стальную сетку, и она стала походить на большой поднос с pешетом внутpи. Кpоме того, опустили декоpацию в воду для того, чтобы она набpала немного воды внутpь и вес увеличился ещё на 226 800 кг. После всех этих пpиготовлений коpабль тонул достаточно быстpо. И в съёмках этого эпизода не потребовалось никакой компьютерной графики.

NsEmQpaZBQI

Съёмки этого гиперэпического авантюрного творения, продлившись почти целых семь месяцев (не считая сумасшедшей и очень длительной подготовки к съёмкам), подошли к своему концу 23 марта 1997 года.

Окончательный срок отставания от намеченного графика составил 22 дня!

Только одной киноплёнки было израсходовано порядка 400 км.

533161_481483765204423_1005246108_n

В последний день съёмок главный шутник площадки ДиКаприо наконец выразил всеобщую усталость от этого ада, вылив на его хозяина ведро ледяной воды.

Исполнительный продюсер Рэй Санчини комментирует:

«После съёмок Кэмерон был истощён физически и психологически. Когда команда начала в прямом смысле слова топить лайнер, то Джим, с не присущим до этого ему мазохизмом и садизмом, лично стал выбивать в каютах стёкла и ломать мебель. Первый раз я видела его таким опустошённым, усталым и в то же время свободным, — оттого, что съёмки, наконец, завершены».

N1i4ZnTQPMo-tile

Команда устроила большую праздничную вечеринку. Удовлетворение от проделанной работы в сочетании со всеобщим облегчением от окончания съёмок вылилось в бесшабашную гулянку до утра. Никто не удивился, увидев «короля вечеринок» Леонардо танцующим на столе.

zdAfpwyoYxI

zj-VtjXBywg

-ZQAMsPEQxM

A3tNN1ruVhs

grzhBCsoUeY

jFy5fDdr9Ws

s_ajDHyiK2M

kVrgFsDYQaY

NZj0P3ZawxE

Для актёров испытания были закончены. Но для Кэмерона битва лишь начиналась…

(Оглавление)


«Титаник — Самый лучший фильм» специально для «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника»