«Титаник» Джеймса Кэмерона. Финальная битва и триумф


Глава 10. Финальная битва и триумф. 


Джеймс Кэмерон отснял материала на двенадцать суток – в три раза дольше самого плавания «Титаника». К тому моменту отношения между «Фокс» и «Парамаунт» напоминали лайнер, развалившийся на две части. Когда для отбора съёмочных кадров понадобилось нанять ещё несколько режиссеров монтажа, представители кинокомпаний стали спорить, кто это оплатит.

Наконец, после всех препираний, Джим заперся в монтажной комнате. Он прикрепил к монитору лезвие и рваный клочок бумаги, на котором недвусмысленно написал: «Применить, если фильм окажется дерьмом!»

Работа над визуальными эффектами и звуком ещё была далека до завершения.

filmmaking concept scene with dramatic lighting
Итак, на монтажном столе лежал отснятый черновой вариант длительностью в 17 часов!

В те годы, нужно заметить, монтаж не был цифровым, как сейчас, и потому на резку уходило неимоверное количество времени. Кэмерон буквально спал на монтажном столе.
i_kXPC5CfQU

У кинокомпаний возникли серьезные разногласия по поводу даты выхода «Титаника». Первоначально премьера была назначена на 2 июля (выходные в честь Дня независимости в США). Когда стало ясно, что Кэмерон не успевает закончить фильм вовремя, в «Фокс» стали настаивать на переносе премьеры на август. Представители «Парамаунт» считали, что это слишком поздно для выхода на рынок летних блокбастеров и лучше попридержать премьеру до ноября. Компании «Фокс» это представлялось серьезной проблемой. На выходные Дня благодарения у нее были назначены две большие премьеры – «Чужой: воскрешение» и «Анастасия».

Кэмерон вспоминает:

«В конце весны 1997 года, когда мы отчаянно пытались завершить визуальные эффекты вовремя для летней премьеры, мне стало ясно, что мы скорее всего пропустим дату выпуска в июле, и нам придется пойти на компромиссы, чтобы успеть к любой, но летней дате. У нас был чрезвычайно успешный превью в Миннеаполисе, который намекнул нам на то, что фильм превзошел ожидания. Но реальность получения фильма на нужном уровне визуального качества стала практически невозможной. Фильм был слишком длинным, и визуальные эффекты были слишком беспрецедентными. Казалось, что мы пропустим любую дату в июле и вынуждены будем давать премьеру в августе, что считалось заведомо провалом. И даже тогда были достигнуты серьёзные компромиссы в вопросах редактирования, эффектов и музыки, монтаж по-прежнему продвигался медленно. В монтажной комнате фильм становился короче на несколько секунд в день – всё равно, что резать алмаз. Мы не хотели его испортить, «сломать» его, но мы были в отчаянии, так как всё же должны были его сократить».

Студии столкнулись лбами, а Кэмерон отражал нападки прессы. 5 мая он в отчаянии дал отпор критикам «Лос-Анджелес Таймс», призывая их смотреть на ситуацию шире. Отрицая слухи и защищая свои методы работы, он рассуждал:

«Выбирая как себя вести, я стал опираться на пример боевого искусство айкидо, суть которого заключается в использовали энергии противника против него же, чтобы его устранить. Пресса так агрессивно атаковала, что единственным способом победить их было отступить и позволить им пролететь мимо и упасть из-за собственной же инерции. И это сработало».

Наконец был достигнут компромисс по поводу даты премьеры, и студии сошлись на 19 декабря. Фильм успел бы попасть в список оскаровских номинантов, но «Фокс» и «Парамаунт» всё ещё спорили о территории распространения. В итоге компания «Парамаунт» стала готовиться к премьере в Северной Америке, а «Фокс» – к международной премьере на кинофестивале в Токио 1 ноября.

sNtNb2sN_yc

Представители Paramount Pictures, как только посмотрели фильм, сразу же заострили своё внимание на его слишком массивную продолжительность в целых 215 минут, что являлось всеобъемлющей коммерческой катастрофой с учётом умопомрачительных расходов на постановку.

Таким обpазом, когда студия сказала — мы должны выбpосить то-то и то-то, Кэмеpон ответил — нет, мне всё это нужно. Состоялся диалог, котоpый ни один pежиссёp иметь не хочет. Необходимо было потpатить ещё какие-то деньги. Какие — зависело от pезультата, котоpого ожидали. Никто не хотел фильма, котоpый будет стыдно смотpеть. Хотелось найти компpомисс: нечто сpеднее между стыдом и тем, что будет очень доpого стоить. Как это сделать, студия обычно не знает и обpащается к pежиссёpу, спpашивая, чем он может пожеpтвовать. Так как Кэмеpон считал, что его обязанность пеpед теми людьми, кто вложил деньги в пpоект, — сделать хоpошее кино, то он не был готов выбpасывать какие бы то ни было сцены. Кэмеpон понимал свою pоль как Хpанителя, Защитника фильма; его наняли для этого, в конце концов.

yKkmrpjnKYg

Спонсоры безо всяких раздумий категорично требовали сократить длительность картины! Режиссёр и сам осознавал, что 215 минут — слишком много. Тогда он взял нож и начал им отчаянно наносить удары по своей «скульптуре»…

В итоге через одиннадцать суток измождённый канадец озлобленно дозванивается в офис Paramount Pictures и сообщает им, что больше трети часа вырезать не может, так как это начисто искалечит всё полотно!

Но руководство Paramount Pictures оставалось непробиваемым: они приказали ужать хронометраж до 160 минут, отметив, что ни о каких компромиссах даже и слышать не хотят.

Но Кэмерону было проще умереть, нежели позволить раскромсать свой фильм — изранить своё дитя.

1PesrkM6UM0

Он заявил: 194… И ни минутой меньше. В противном случае я перекрою весь монтажный вариант!

Ему предлагали сделку: вернуть четверть гонорара за режиссуру, иначе вообще ничего.

В ответ он добpовольно подписывает все свои финансовые пpава на фильм, а также свою заpплату как pежиссёpа и пpодюсеpа, в пользу студии. Несмотpя на то, что точной цифpы не обьявлялось, было ясно, что pечь идет о восьмизначной цифpе. Для Кэмеpона это был жест, необходимый, чтобы пpодемонстpиpовать его увеpенность в успехе фильма.

И тогда ребята из Paramount Pictures наконец-то поняли, что впервые столкнулись с человеком, который у них на глазах бросался под несущийся поезд.

Альберт Флорес:

«Он тогда всех удивил своей отчаянностью. За свою 44-летнюю карьеру в Голливуде подобные ему люди мне ни разу не встречались. Джим уникален в своей преданности и одержимости. Ради своего детища он готов был привязать к ноге якорь и выбросить его в океан!»
Покинув студию монтажа, Джеймс Кэмерон закончил эту войну.

kp0uwQ0Xh1M

Из воспоминаний Джеймса Кэмерона:

«Впервые я увидел то, что получилось в своём доме в Малибу. Мы сидели в спальне моей восьмилетней дочери вместе с Шерри Лансинг, одной из руководителей Paramount. Смотрели на плоском мониторе Avid. Она сидела справа от меня, и я вынужден был каждые 20 минут перепрыгивать через неё, чтобы перемотать материал, потому что тогда Avid не мог проигрывать более 20 минут фильма. Фильм всё ещё был сырой, и многие спецэффекты отсутствовали, либо были на видеомикшере или раскадровке. Саундтрека как такового не было, просто некий темп, много было накладок с голосом Enya (певица – прим.), хотя уже были наложены сырые памятные мотивы Хорнера, записанные ещё на синтезаторе… У неё была очень эмоциональная реакция. Она назвала этой «великой историей любви», наподобие «Унесённых ветром», разглядела это, несмотря на то, что фильм был такой сырой. Помню, она сказала тогда несколько очень добрых и проницательных слов. Да, отметила, что фильм длинный, как впрочем и все из студий. Но важно было то, что она прочувствовала фильм, химию между Джеком и Роуз, а значит был шанс, что всё это окупится. Помню, её очень впечатлил финал фильма. Мы много говорили о его «открытости», у неё были свои версии. Эта встреча стала поворотным моментом для меня. Ведь к тому времени все мы были морально истощены, кругом было такое давление, что даже малейший шанс на успех казался несбыточным, все поверили в провал, даже я. И внезапно у меня дома сидит главный босс, который скрепя сердцем вбухал во всё это кучу денег, и говорит мне, что «всё это стоило того». Я был счастлив. Но это был далеко не конец войны».

o_zD1zpTwfY

Создателям фильма не раз уже казалось, что фильм никогда не выйдет, поэтому первых показов ожидали с большим нетерпением. Бюджет фильма составил двести миллионов, и на плечи Кэмерона тяжелым грузом легло бремя ответственности. Журналисты, и прежде с радостью подхватывавшие сообщения о тревожных событиях на съемочной площадке, теперь сочиняли статьи с заголовками вроде «»Титаник» пошёл на дно», в которых осуждали непомерные затраты создателей фильма.

А ведь ещё нужно было раскрутить рекламную кампанию. Кэмерон вспоминает:

«Нужно было создать ролик, который бы собрал в себе сюжет трёхчасового фильма. Я помню, что рекламная кампания в конечном итоге стала эдакой смешанной сумкой действий, зрелища и романтики. Думаю, они пытались привлечь внимание аудитории, отвлекая их от того, что это в первую очередь фильм-катастрофа. Стоило показать любовную линию, которая была входными вратами для основного сюжета. Я был так разбит съёмками фильма, что к тому времени я не слишком сильно боролся за что-либо. Я помню, что мы все согласились на одном: длинный кадр Розы и Джека, цепляющихся друг за друга, когда вертикальная корма корабля погружается вниз, кричит и стонет, с телами, падающими за борт… Я думаю, что именно этот и стал визитной карточкой фильма».

Первый трейлер | 1997 год.

Промо-трейлер №2.
Именно этот ролик наиболее известен по всему миру.

Все, кто был связан с фильмом, затаили дыхание, в том числе и Леонардо ДиКаприо. Вопреки своему обыкновению, он решил перестраховаться и дважды посетил предпремьерный показ – «чтобы свыкнуться». Увиденное его поразило.

vVMxnqmJKQo

«Сначала я смотрел лишь на свою игру, – рассказывает он. – Но во второй раз меня полностью захватила блестящая работа, проделанная всеми участниками съёмок. Впервые фильм стал для меня больше чем фильмом – для меня это был огромный опыт».

6L9WLf230FA

Вспоминает Виктор Гарбер:

«Было много шуток по этому поводу, потому что «Водный мир» (фантастический боевик Кевина Костнера — прим.) бомбили, и мы думали, мы будем следующими. Мы не знали, мы не понимали, пока не увидели премьеру в Лос-Анджелесе. Когда я прилетел туда и начал смотреть, я подумал: «Святые угодники, это действительно круто!»»

1E_kU6turRw

«Титаник» произвел впечатление на актёров. Теперь оставалось узнать, согласятся ли с ними кинозрители.

Удивительно, но до сих поp «Титаник» воспpинимается как нечто симптоматичное для сумашедшего Голливуда — такой бюджет на эпический и тpюковой фильм. Газеты постоянно кpичат о том, как одинаковы все многобюджетные фильмы, созданные для последующей вечной пpодажи кукол, маек и пивных кpужек с названием фильма. «Титаник» был сделан заведомо без подобного потенциала. Это фильм о людях и их пеpеживаниях, а не бессмысленная цепь тpюков. К тому же это кpасивый фильм. На момент выхода фильма Кэмеpон не pассчитывал на пpибыль, — для него это была тяжелая тpехлетняя pабота без какой-либо оплаты. «Титаник» — это подаpок, подаpок миpу» — сказал он.

1JJBy3jv6wc

После премьеры в кинотеатрах США 19 декабря «Титаник» оставался номером 1 на протяжении 16 недель, вплоть до апреля… Подвиг, который никогда не совершался ни ранее, ни впредь.


«Титаник» собрал одиннадцать «Оскаров», в том числе премии за лучший фильм и лучшую режиссуру. Такого успеха не имел ни один фильм со времен «Бен-Гура» (1959). Это рекорд удалось повторить лишь третьей части «Властелина колец» в 2004 году.

CbMXlUBRXDM GaFeE_rJT20 Ikv5g_-zew4

Получив награду как лучший режиссёр, Джеймс Кэмерон поблагодарил «потрясающий актерский состав», особо отметив Кейт Уинслет и Глорию Стюарт – их номинации были двумя из трёх, в которых «Титаник» уступил другим претендентам. Когда же речь зашла о Лео, режиссёр всплеснул руками, словно хотел сказать «где бы он ни был». Говоря о двух актрисах и других исполнителях главных ролей, он заявил: «Ваша игра – чистое золото, и вы дарили мне его каждый день съёмок, а теперь я делюсь им с вами».

y_e81ee2e7

YKT6pX4AaU0


Александра Мишенькина («Титаник — Самый лучший фильм») специально для «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника»