ТАЙНА ГИБЕЛИ АННЫ ЭЛИЗЫ ИШЭМ
Чем же занималась на «Титанике» Лиззи Ишэм? Этим вопросом задавался почти каждый заинтересованный в катастрофе человек. Женщина стала одной из жертв той роковой ночи, но найти информацию о ней почти невозможно — ее не видел никто. Что с ней случилось? Рэнди Брайан Бигхэм собрал возможные варианты.
Автор: Рэнди Брайан Бигхэм
50-летняя Анна Элиза Ишэм, ласково называемая Лиззи, наверняка знала многих пассажиров первого класса на борту «Титаника», но, на удивление, ее почти никто не помнил. Даже наблюдательный полковник Арчибальд Грейси, чья каюта была по соседству, не замечал, чтобы она входила или выходила из своей.
По словам Грэйси, Ишэм «единственная из всех погибших, о ком я не могу найти ни крупицы информации; ни где она была в тот роковой вечер воскресенья, ни что делала».
Историк Дон Линч, общавшийся с семьей Ишэм много лет назад, узнал, что ее близкие не сохранили никакой информации о ее смерти, хотя, они, по-видимому, поддерживали связь с выжившими (тем же полковником Грейси), в надежде узнать о ее последних днях.
Где же она была в ночь с 14 на 15 апреля, пока шлюпки отплывали от корабля? Может, она вместе с остальными стояла на палубе, растворившись в толпе, или же спала в своей каюте, пока не стало слишком поздно?
При таком малом количестве информации воображение может разыграться не на шутку. Действительно ли она поднялась на борт «Титаника»? Ее билет был использован, но самой ли Лиззи? Может, она получила какую-то травму в начале путешествия и умерла в своей каюте, а стюард ее так и не обнаружил? Или она решила остаться с собакой, когда ту не взяли в шлюпку? Могла ли она выжить, но подстроить свое исчезновение как Роза из знаменитого фильма? Правдой может оказаться любое предположение.
Кто такая Лиззи Ишэм?
По фотографиям видно, что Лиззи – привлекательная женщина. Выражение лица и язык тела наводят на мысль о жизнерадостности и благородстве. Она была темноволосой блондинкой, хотя в таком возрасте в ее волосах могла появиться седина. Можно было бы принять ее за обычную женщину, но имуществом она владела далеко немалым – оно оценивалось почти в полмиллиона долларов.
Потрет Лиззи Ишэм, выполненный во время ее пребывания на посту президента Общества помощи женщинам
при Мемориальной больнице Пассавант в период с 1899 по 1901.
Лиззи родилась в 1862 году в семье адвоката и политика Эдварда Свифта и его жены Фрэнсис (в девичестве Бёрч). Семья Лиззи была родом из Коннектикута и приходилась родственниками известному церковному деятелю, одному из основателей английских колоний Томасу Хукеру [потомком которого являлся и сам Джон Пирпонт Морган]. Девочка росла в Нью-Йорке, Иллинойсе и Вермонте в окружении членов семьи и друзей, занимавшихся активной общественной деятельностью. Среди них был ее дедушка Пирпонт Ишэм, судья Верховного суда штата Вермонт и дядя, Ричард Скиннер, губернатор штата Вермонт. Отец Лиззи окончил колледж Уильямс, потом Гарвард, в 1850-х годах был принят в коллегию адвокатов, занимался юридической практикой в партнерстве с сыном президента Авраама Линкольна Робертом Тоддом Линкольном, и был членом законодательного собрания штата Иллинойс.
Отца Лиззи описывали как «четкого и логичного человека», но с «нервным артистическим темпераментом» и привычкой «говорить как ученый».
В отличие от своего младших братьев и сестры, Эдварда-мл., Пьерпонта и Фрэнсис («Грэтхен»), Лиззи так и не сочеталась узами брака. Эдвард-мл. окончил Йельский университет и работал в сфере электротехники, Пьерпонт, учившийся в Вест-Пойнте, стал юристом, как и его отец. Эдвард-мл. некоторое время жил в семейном доме в Чикаго со своей женой, но в 1898 году они развелись.
Лиззи была известной персоной в округе, участвовала в благотворительных и социальных группах. Вместе со своей сестрой Гретхен она устраивала обеды и званые ужины дома в Тауэр-Корте, посещала балы и банкеты. Говорят, что Лиззи была центром «многих блестящих собраний» в Тауэр-Корте. В 1895 году она отправилась с Гретхен в Европу, проведя там шесть месяцев. К середине 1890-х годов Лиззи стала казначеем клуба «Пятница», а в 1897 году — основательницей и вице-президентом Общества помощи женщинам при Мемориальной больнице Пассавант, занимая пост президента с 1899 по 1901 год. «Девять женщин с чувством гражданского долга» в совете директоров во главе с Ишэм, которых описывали как «активных и преданных», внесли «длительный и ценный вклад» в больницу, прослужившей Чикаго более ста лет.
Протокол первого заседания Общества помощи женщинам Мемориальной больницы Пассавант, основанного в 1897 году с Лиззи (мисс А. Э. Ишэм) в качестве вице-президента.
Вернон Браун в «Истории Мемориальной больницы Пассавант» писал:
«Из этих скромных начинаний женщины сделали такой престижный и ценный вклад, что известнее отличных условий больницы был только ее медицинский персонал».
«Семья Ишэм связана с нашей больницей и предшествующими ей учреждениями с момента ее основания в 1865-м году», сказала Сюзан Сачарски, архивариус бывшей больницы Пассавант, переименованной в Северо-Западную Мемориальную больницу.
Свою социальную жизнь Лиззи разбавляла и интеллектуальной: интересовалась историей, наукой, литературой, и, будучи директором Международной фольклорной ассоциации с 1898 по 1901 год, принимала в Чикаго многих высокопоставленных лиц. В то же время она состояла в членском комитете Археологического института Америки.
Любовь к этим занятиям появилась у Лиззи благодаря матери. Фэнни Ишам как-то писала:
«Она была человеком незаурядной рассудительности и хорошего вкуса, большой силы характера, выдающихся административных способностей, а также исключительного покоя и уравновешенности характера. Она была глубоко религиозной и активно доброжелательной по натуре».
Семья была очень дружной, и когда в 1894 году Фэнни скончалась после травмы головы при падении, Лиззи, ее отец, братья и сестры были безутешны.
Чтобы отвлечься от горя, настигшего ее семью, Лиззи занялась общественной деятельностью, которая позволила завести полезные знакомства с другими лидерами чикагского общества, включая жену Поттера Палмера, высокоуважаемой Бертой Палмер, с которой Лиззи сотрудничала в комитетах различных благотворительных организаций. Еще в 1892 году Лиззи помогала Берте на крупном сборе средств в их доме на Лейк-Шор-Драйв. Их сотрудничество будет продолжаться как в социальном, так и в коммерческом плане — брат Лиззи Эдвард некоторое время будет состоять в руководстве компании «Маршал Филд и Ко.», одним из основателей которой был Поттер Палмер.
Среди прочих ее начинаний можно отметить прием по случаю открытия нового здания ИМКА [Юношеская Христианская ассоциация; молодежная волонтерская организация] в 1894 году, где она была одной из двух незамужних женщин в комитете.
Очевидно, что она обладала независимым духом, была хорошим собеседником и организатором, но, несмотря на амбиции, все же оставалась женственной и любезной.
Если в своей общественной жизни Лиззи была женщиной довольно откровенных взглядов, то в других сферах она оставалась скромной и сострадательной. Например, она была активным членом Второй пресвитерианской церкви, иногда организовывая для нее мероприятия. Ей также нравилось красиво одеваться, ее платье на Пасхальной службе 1896 года упоминалось в прессе как одно из самых стильных – «черное, расшитое фиалками», с соответствующей шляпкой, отделанной фиалками и кружевами. В разделе викторианской традиции дневных визитов издания «Чикагской синей книги избранных имен Чикаго и пригородных поселений» [книга, содержащая имена и адреса известных жителей] за 1898 год было отмечено, что она и ее сестра Гретхен принимают посетителей по понедельникам в своем доме в Тауэр-Корт.
Президентство Лиззи в Обществе помощи женщинам Мемориальной больницы Пассавант продолжилось и в новом столетии. Об этом Сачарски говорит следующее:
«Во время ее пребывания на посту президента общество принимало все более активное участие в удовлетворении потребностей больницы; главным событием ее срока было театральное представление 23 февраля 1900 года, организованное в особняке мистера и миссис Поттер Палмер, которое, несмотря на жуткую метель, собрало почти 2500 долларов. На это светское мероприятие пришло столько жителей Чикаго, что для поддержания порядка пришлось вызвать полицейских. В 1902 году, по окончании ее срока на посту президента, Общество помощи женщинам присвоило ей статус почетного члена».
После смерти отца в 1902 году Лиззи вместе с Гретхен унаследовали ферму в Коннектикуте. К тому времени она уже жила в Нью-Йорке, хотя регулярно проводила лето в Манчестере, штат Вермонт, где у нее был коттедж. Семейный дом в Манчестере, Ормсби-Хилл, возможно, перешел во владение брата Лиззи Эдварда. В 1903 году, когда Лиззи был 41 год, она переехала в Париж, позже к ней присоединилась ее сестра, в 1907 году выйдя замуж за Генри («Гарри») Шелтона.
Она продолжала сотрудничать с Археологическим институтом, в 1909-10 годах помогала деньгами и книгами Американской школе классических исследований в Риме.
О жизни Лиззи во Франции мало что известно, хотя там появилось еще одно подтверждение ее характеру искательницы приключений — она любила ездить на машине и осматривать достопримечательности. Неизвестно, действительно ли она сама водила машину; тогда спортом увлекались девушки помоложе, а не женщины возраста и статуса Лиззи. Но даже если она и наняла водителя, у нее почти наверняка была собственная машина. В 1906 году она, ее сестра и жених ее сестры «провели несколько месяцев, путешествуя по Европе на автомобиле». Три года спустя Лиззи встретила друзей из Вермонта, мистера и миссис Пол Орвис и вместе с ними «насладилась поездкой на автомобиле в город Шантийи».
Лиззи на борту «Титаника»
К апрелю 1912 года Лиззи затосковала по Нью-Йорку и распланировала там отпуск, чтобы провести весну и лето со своим братом Эдвардом. Она рассчитывала отправиться в путешествие одна, но когда друзья, еще одна супружеская пара, посещавшая Париж, услышали о предстоящей поездке, то предложили сопроводить ее. Мистер и миссис Джон Кэнфилд из Арлингтона, штат Вермонт, провели зиму в Европе и с нетерпением ждали возвращения домой, надеясь обсудить с Ишэм последние новости о ее семье.
«Они собирались вернуться в Америку на «Титанике», — утверждала газета в Вермонте, — но не успели, так как все места уже были заняты». Действительно ли Кэнфилдам сообщили, что корабль переполнен, неизвестно. Конечно, на самом деле, на борту «Титаника» еще оставались свободные места во всех классах.
Во всяком случае, пара так и не поднялась вместе с Лиззи на борт «Титаника» в Шербуре вечером 10 апреля. И с собой у нее не было собаки, несмотря на множество неподтвержденных заявлений.
Ей досталась каюта С-49, небольшая комната, расположенная по правому борту. Стюардом богатой наследницы, скорее всего, был Чарльз Джеймс Каллен, но, возможно, это был и Уильям Стивен Фолкнер.
Помимо Грейси, который занимал каюту C-51, в соседних каютах находились Пьер Марешаль, Гилберт Такер, Кэролайн Эндрес, Люсьен и Элоиза Смит, а также семья Марка Форчуна.
И все же никто из этих пассажиров не сообщал о встрече с Лиззи. Ее семья знала Райерсонов (отец Лиззи и отец Артура Райерсона были связаны бизнесом), но ни Эмили Райерсон, ни ее дети не помнили ее.
Не все пассажиры не знали о Лиззи. 63-летняя Корнелия Эндрюс, ее сестра, 51-летняя Анна Хогбум, и их 21-летняя племянница Гретхен Лонгли, были знакомы с ней и позже тщетно искали ее на борту спасательного судна «Карпатия».
Еще одна выжившая, Антуанетта («Тони») Флегенхайм вспомнила даму, чье описание подходит Лиззи Ишэм. Хотя Флегенгейм не расслышала имени этой женщины, в своих рассказах она почти наверняка описывала Лиззи:
«Дама, которая сидела за соседним со мной столиком в [обеденном] зале, пожаловалась, что не смогла заказать обслуживание в номер, потому что специальная электрическая кнопка, установленная на панели рядом с ее кроватью, не работала. Мне жаль, но, видимо, леди так и не добралась до спасательной шлюпки и утонула, ее поиски на «Карпатии» не увенчались успехом. Она была очаровательной дамой лет сорока с небольшим и, по-видимому, путешествовала одна».
Вечер воскресенья
Когда несколько ночей спустя «Титаник» врезался в айсберг, Лиззи, вероятно, спала в своей каюте, но сведений, подтверждающих это, нет.
Ее сосед Грейси описал столкновение с айсбергом. «Я наслаждался ночным отдыхом, когда меня разбудил внезапный толчок и шум впереди по правому борту», — сказал он. «Время было где-то без пятнадцати двенадцать. Я открыл дверь своей каюты, выглянул в коридор, но никого не увидел и не услышал – переполоха не было».
Те же звуки и ощущение удара о лед почти наверняка разбудили Лиззи.
Согласно книге Грейси «Правда о «Титанике»», родственники Лиззи связались с ним после того, как узнали в «Уайт Стар Лайн», что их каюты были рядом. Семья надеялась узнать что-нибудь о последних днях Лиззи, и решила, что Грейси, возможно, мог ее видеть. Грейси с сожалением ответил, что никогда ее не встречал, но заверил их, что она не была заперта в своей каюте, как они опасались. Ишэмы прислали Грейси фотографию Лиззи, но он настоял, что никогда ее не видел.
Беспокойство Ишэмов понятно, хотя вероятность того, что Лиззи оказалась в западне, невелика. Тем не менее, из-за столкновения некоторые двери и правда, заклинило, что помешало выйти как минимум одному человеку. Также сообщалось о том, что дверь одной из кают запер снаружи стюард.
Как обнаружил историк Майк Пуарье, с проблемой заклинивших дверей столкнулись Джон Б. Крафтон, пассажир с палубы D, и еще один человек с той же палубы (предположительно, Фредерик Саттон или Уильям Уокер).
Поскольку стюарды запирали освободившиеся каюты, чтобы предотвратить грабежи в отсутствие пассажиров, не все из них проверяли присутствие в них других людей. Именно это произошло в случае Викторины Чодансон, горничной Эмили Райерсон. Чодансон вернулась в каюту своей хозяйки, чтобы забрать кое-какие ценные вещи и услышала, как в замке повернулся ключ. Девушка закричала, чтобы предупредить стюарда о своем присутствии в каюте, а затем выбежала в коридор, забыв про вещи, за которыми пришла.
Впервые Лиззи была объявлена пропавшей без вести во время катастрофы в «Чикаго Трибьюн» 18 апреля 1912 года.
Если Лиззи не осталась в каюте из-за заклинившей двери или закрытого замка, то, возможно, она решила сделать это по собственному желанию?
Существует вероятность, что она поднялась на шлюпочную палубу слишком поздно, когда шлюпок уже не осталось.
Начинающая молодая журналистка по имени Мэй Биркхед на борту «Карпатии» провела серию интервью со спасшимися пассажирами «Титаника», начиная с таких известных людей, как чета Дафф-Гордон, и заканчивая неопознанным стюардом первого класса.
В своей статье, опубликованной в «Нью-Йорк Геральд» от 19 апреля 1912 года, Биркхед писала:
«Стюард рассказал, что, когда он подошел к одной из пассажирок первого класса и велел ей одеться и надеть спасательный жилет, она просто рассмеялась. «Если этот небольшой толчок – все, что случилось, я лучше останусь здесь», — сказала она. «Мадам, — ответил стюард, — капитан велел мне приказать вам одеться и надеть спасательный жилет». «Я приказываю себе вернуться в постель и снова заснуть», — сказала женщина. Так она и поступила, заплатив за это своей жизнью».
Биркхед не процитировала слова стюарда о том, что женщина погибла, но это можно понять по концу цитаты. Личности стюарда и пассажирки остались неизвестными, но, похоже, что дама, о которой идет речь, путешествовала одна. Это исключило бы Иду Штраус и Бесс Эллисон, двух единственных замужних дам первого класса, которые погибли при крушении. Это также исключает и другую погибшую одинокую женщину из первого класса, Эдит Эванс, которая, как полагают, присоединилась к своим попутчикам сразу после столкновения. Остается Лиззи Ишэм. Был ли этим стюардом Каллен или Фолкнер, которые обслуживали каюты на палубе Лиззи?
«Показания, полученные через мисс Биркхед, настолько необъяснимы, что, возможно, этот стюард и не обслуживал ее каюту», — сказал Дон Линч.
С Биркхед мог разговаривать любой из выживших стюардов первого класса. Кем бы он ни был, его заявление — слабая зацепка, одна из немногих имеющихся.
История женщины, которая отказалась выйти на палубу, подтверждается и показаниями другого выжившего. Вскоре после своего спасения пассажирка первого класса Хелен Бишоп рассказала репортеру историю о женщине в соседней каюте, которая отказывалась вставать с постели. Стюарды все же убедили ее встать, но «она вернулась и утонула вместе с кораблем».
Как же погибла Лиззи?
Существует еще одна определенно ложная версия — история о том, что Лиззи осталась с собакой, предположительно датским догом, потому что ее не пустили в шлюпку. У Ишэм не было с собой собаки, хотя, возможно, среди домашних животных, которые были на борту, был датский дог. Доктор Элис Лидер, спасшаяся в шлюпке № 8, первой спущенной с левого борта, вспомнила, как «молодая женщина» отказалась покинуть свою крупную собаку, которая могла быть датским догом. Эта история разлетелась по всему миру, но даму с собакой так никто и не опознал. Более того, описание женщины как «молодой» исключает Лиззи.
Еще одна информация о действиях мисс Ишем в ту ночь появилась в новостях, ею поделилась ее сестра Гретхен Шелтон. Ее рассказ репортеру был основан на воспоминаниях неопознанного очевидца, с которым она общалась вскоре после катастрофы. Коннектикутская «Бриджпорт Таймс» от 13 июня 1912 года писала:
«Во время катастрофы «Титаника» мистер и миссис Шелтон находились в Париже, где проводили большую часть своего времени. При попытках узнать, спаслась ли мисс Ишэм, было установлено, что в последний раз мисс Ишэм видели садящейся в одну из спасательных шлюпок, но она ударилась о воду, перевернулась, и все, кто был в ней, погибли. Миссис Шелтон восприняла это известие с большим прискорбием и была так потрясена, что упала в обморок и с тех пор плохо себя чувствует».
Несмотря на отсутствие точных деталей, понятно, что речь идет о неудачном спуске на воду в последние минуты «Титаника» складных шлюпок A или B, скорее всего, шлюпки A. Видел ли кто-нибудь из выживших, что Лиззи стояла на палубе, ожидая посадки в одну из этих шлюпок? Если бы она была в шлюпке В, то так бы и не попала в нее, ее бы смыло за борт вместе с толпой и перевернутой шлюпкой, когда палуба погрузилась под воду. Если бы она села в шлюпку А, то позже выпала бы из нее, когда та накренилась и ушла под воду.
Исследователь Ричард Эдвардс отмечает, что, помимо двух стюардов первого класса, Эдварда Брауна и Томаса Уайтли, рядом с шлюпкой А находилось пять пассажиров первого класса, один из которых мог заметить Лиззи. Среди тех, кто находился поблизости, когда море достигло шлюпочной палубы и поглотило шлюпку А, были Элджернон Баркуорт, Питер Дейли, Джордж Раймс, Джек Тейер, Ричард Норрис Уильямс, а также уже известный нам сосед Лиззи Арчибальд Грейси.
«Известно, что складную шлюпку А затопило волной, которая поднялась на переднюю палубу по правому борту, и люди, которые находились внутри нее, ожидая спуска, были смыты на палубу и в воду», — сказал Эдвардс. «Пока стюард Браун и пассажир третьего класса Юджин Дейли перерезали тросы в кормовой части шлюпки, стюард Сесил Фитцпатрик, пассажир второго класса Уильям Меллорс и пассажир третьего класса Август Веннерстрем перерезали тросы на носу. Браун увидел, как четыре или пять женщин, ждавших своей очереди, барахтались в воде».
Океан поглощал «Титаник» ускоренными темпами. Была ли Лиззи в эти ужасающие минуты на палубе рядом со шлюпкой А или, возможно, уже в ней, как рассказал выживший ее семье?
«Пока мужчины пытались перерезать тросы, по кораблю прогремел «взрыв», и складная шлюпка А снова попала под волну и была смыта с «Титаника», — продолжал Эдвардс. «Юджин Дейли оказался среди людей в воде; все, к чему он прикасался, оказывалось женскими волосами или руками и лицами, ужасающий звук женских криков и детского плача наполнил воздух. В суматохе Уайтли запутался в веревке и, пытаясь освободиться, увидел, как складная шлюпка «переворачивается», сбрасывая своих пассажиров в воду. Вероятно, именно в этот момент неназванный очевидец заявил, что видел Лиззи Ишэм».
Кто же этот выживший, общавшийся с семьей Ишэм? К сожалению, узнать, от кого Гретхен услышала о последних минутах своей сестры, невозможно.
Видимо, семья смирилась с этой печальной и, возможно, правдивой историей о гибели единственной пассажирки первого класса, о чьем пребывании на борту «Титаника» почти ничего неизвестно.
Источник: https://www.encyclopedia-titanica.org/what-happened-to-lizzy-isham.html
Перевод: Алена Красницкая, специально для Историко-Исследовательского Сообщества Титаника