Глава 3. Первая мировая война
Предыдущие части:
Проект «БРИТАННИК»: Вступление
Глава 1. Рождение Гиганта
Глава 2. Брат, но не близнец. Различия в конструкции и системах безопасности
Глава 2. Брат, но не близнец. Прогулка по палубам «Британника»
В первой главе мы уже проследили всю историю «Британника» с момента зарождения идеи и до самого спуска 26 февраля 1914, когда корпус поставили у достроечной стенки. Достройка лайнера началась сразу же и активно продолжалась в течение первой половины 1914 года. Спустя три месяца после спуска на судно были установлены котлы, двигатели и турбина. Скорость, с которой выполнялась работа, была сравнима с подобной при достройке «Олимпика» и «Титаника».
Но тут наступило лето 1914. Началась Первая мировая война. Судьба самого младшего из «братьев» «Олимпик-класса» вновь оказалась туманной.
1 августа 1914, в день, когда на верфи устанавливали ротор 490-тонной турбины в машинное отделение, Германская империя объявила войну Российской. Кожух турбины будет установлен через три дня, 4 августа 1914 — в день, когда Великобритания объявила войну Германии. Так началась первая самая масштабная война в истории (NMNI).
Изначально введение в строй планировалось в сентябре 1914 года, но по многим причинам, главные из которых — самые продолжительные забастовки рабочих, стройка постоянно приостанавливалась. В сентябре работа над лайнером была снова практически остановлена, причиной этого стал призыв на войну «Олимпика», который пришел в Белфаст на перестройку и подготовку к военной службе. Государство лишних средств на это не выделяло, и верфи пришлось перекинуть практически все силы на старшего «брата» «Британника», а также на другие военные заказы. Такая переориентировка означала снижение скорости работ на всех торговых и гражданских судах, включая «Британник». Другая проблема, с которой столкнулись на верфи – недостаток рабочей силы. В первые дни и недели войны тысячи рабочих отправились на призывные пункты, желая защищать свою страну. Это все привело к тому, что работа над «Британником» велась черепашьими темпами.
В конце сентября 1914 буксиры завели «Британник» в сухой док Томпсона, где на него поставили винты, но из-за отсутствия адекватного количества рабочих и средств лайнер простоит в этом доке аж до ноября 1915. В компании и правительстве решали, что же делать с недостроенным судном.
Уникальные видеокадры достройки «Британника» в Белфасте летом 1914. На кадрах показан процесс установки 3-й трубы, затем сухой док Томспона заполняется водой, и «Британник» медленно выводят из дока к достроечной стенке. Там на него устанавливают уже 4-ю трубу, последнюю.
Но эти долгие месяцы ожидания «Британник» не провёл в одиночку — рядом с ним находился его старший «брат» — «Олимпик». Он пришел в Белфаст 3 ноября 1914 и пробыл здесь целых 10 месяцев. Всё это время недостроенный «Британик» тихо стоял в сухом доке, ожидая решения своей участи. Именно в эти месяцы фотограф верфи запечатлел первую встречу двух «братьев» — на фотографии, представленной ниже, за «Британником» виднеются трубы «Олимпика».
В ноябре 1915 для верфи наконец настала горячая пора — правительство разместило на верфи крупные заказы. Необходимо было небольшие и средние торговые суда в большом количестве «превратить» в фальшивые военные корабли. На «Харланд & Вольфф» их перекрашивали в военную окраску, размещали на палубах этих судов ненастоящее вооружение и деревянные башни. Всё это делалось для того, чтобы на первых этапах войны ввести противника в заблуждение относительно реального количества военных кораблей у Великобритании.
Наконец, 13 ноября 1915 Гарольд Сандерсон, директор «Уайт Стар Лайн», получил подтверждение от правительства, что «Британник» необходим для нужд страны. В это время Британские войска несли крупные потери в ходе Дарданелльской операции/Битвы при Галлиполи, и был необходим транспорт для перевозки раненых. Ранее и другие лайнеры использовались для перевозки (среди них кунардовская «Мавритания»), однако не все из них обладали необходимым оборудованием и медицинским снаряжением. «Британник» же был абсолютно новым и, по большей части, пустым, чистым как белый лист бумаги, так как интерьеры не были еще установлены, и ему не нужно было проходить долгую процедуру полной перестройки. Верфь получила необходимые средства от государства, и началась конвертация «Британника» в His Majesty Hospital Ship (HMHS) — Госпитальное Судно Его Величества. Настала новая глава в жизни лайнера.
Конвертация
Работа над «Британником», который последние месяцы напоминал призрака верфи, возобновилась в лихорадочном темпе. «Харланд & Вольфф» заявила, что сможет подготовить судно к службе за 4 недели, а в итоге даже превзошла себя – рабочие смогли управиться за 25 дней.
Те элементы интерьера, которые уже были установлены, сняли и отправили на склады верфи. Общественные помещения теперь превращались в места для размещения раненых и медицинского персонала. Гостиная первого класса, Курительный склон, Комната для чтения и письма, Гимнастический зал, Игровая комната и Ресторан первого класса превратились в медицинские палаты. Турецкие бани стали кладовой инвентаря для инвалидов. Обеденный зал первого класса и соседний Зал для приемов, благодаря своему близкому расположению к главной парадной лестнице и лифтам, были наиболее удачным местом для размещения здесь операционных палат и главной палаты. На закрытых прогулочных палубах также разместили обычные и подвесные койки. Сам медперсонал располагался в каютах для пассажиров в основном на палубе В.
Когда работа по внутренней перестройке была закончена, «Британник» был готов к транспортировке от 3309 до 4473 раненых, не считая экипаж и медперсонал.
Так как «Британник» был не закончен, когда начали его конвертацию, некоторые внешние элементы также не были установлены. Среди них — 2 пары крановых шлюпбалок на «Теневой палубе» на корме, а также одна пара на носовой части шлюпочной палубы по левому борту, рядом с первой трубой. Чтобы компенсировать их отсутствие, по обе стороны шлюпочной палубы, а также на «Теневой палубе» были установлены 14 стандартных шлюпбалок фирмы «Welin». Теперь на борту «Британника» находилось 55 шлюпок — достаточно, чтобы в них уместились все люди на борту. Дополнительно на шлюпочной палубе находились надувные лодки и огромное множество спасательных жилетов.
Внешний вид судна изменился в соответствие с требованиями Международного Красного Креста. Корпус «Британника» был окрашен в белый цвет, на него была нанесена зеленая горизонтальная полоса шириной 1,5 метра. На каждом из бортов корпуса она трижды прерывалась большими красными крестами. Трубы были покрашены в золотисто-жёлтый, а вдоль прогулочной палубы А располагалась зеленая светящаяся линия из сотен лампочек, включавшаяся ночью, чтобы судно могли распознать как госпитальное. Между 1-й и 2-й трубами располагались два больших красных креста, подсвечивавшихся 125-ю лампочками. Однако из-за использования такого ярко святящегося креста по правому борту могла возникнуть проблема — его красный свет был сильнее зеленого бортового огня на правом крыле мостика, и издалека другое судно могло спутать борта, что могло привести к неверной отданной команде и столкновению. Решением проблемы стала возможность вручную отключать ночью или в тумане крест по правому борту при приближении к другому судну.
8 декабря 1915 «Британник» прошел ходовые испытания пол командованием капитана Джозефа Рансена. 11 декабря 1915 лайнер отправился в Ливерпуль, куда под охраной военного эскорта прибыл на следующий день, официально став Госпитальный Судном Его Величества — отныне это звание, согласно международной Женевской Конвенции, давало ему иммунитет от вражеских атак.
На борту «Британника» могла расположиться команда из 52 офицеров, 101 медсестры, 336 санитаров плюс команда самого судна из 675 человек. Для раненых в наличии имелись 2304 стационарных коек и 1035 подвесных. Итого, при стандартной загруженности на «Британнике» могли находиться около 4200 человек. Медицинский персонал менялся каждый рейс, так как необходимо было сопровождать раненых и после их схода на берег, когда их сажали в специальные поезда и развозили по стационарным госпиталям. После этого медперсонал возвращался в порт и снова садился на борт «Британника». Единственным человеком, который всегда оставался на борту, была старшая медсестра Мисс Элизабет Энн Доус, ветеран англо-бурских войн начала века.
14 декабря 1915 капитаном «Британника» стал 47-летний опытный моряк Чарльз Бартлетт. Он более 30 лет провел на море, и в «Уайт Стар Лайн» начал служить с 1894 года. В 1903 году он впервые стал капитаном судна «Готик». Три года спустя под его командование перешёл один из лайнеров «Большой Четверки» «Селтик». Он получил прозвище «Ледяной Чарли» за якобы возможность «учуять» айсберги издалека.
В январе 1912 он стал суперинтендантом (главным представителем) «Уайт Стар Лайн» на верфи «Харланд & Вольфф». Именно он был одним из главных управляющих во время достройки «Титаника», а также в ходе перестройки «Олимпика» и «Британника». Поэтому неудивительно, что в декабре 1915 года он стал капитаном старшего из «братьев», ведь он, вероятно, знал трио не хуже, чем сам Томас Эндрюс.
Во время стоянки в Ливерпуле, «Британник» принимал на борт провиант и медицинское снаряжение, необходимое для первого рейса. Это был очень необычный первый рейс, мягко говоря.
Пока лайнер стоял в порту, в Ливперпуль прибыл «Олимпик» после завершения своего второго рейса по транспортировке войск в Средиземноморье. В течение двух дней первый и последний лайнеры «Олимпик-класса» находились вместе, правда, при совсем других обстоятельствах, чем те, которые изначально были запланированы в их судьбах.
Судьба интерьеров «Британника»
Одна из загадок истории «Британника» — насколько была готова отделка лайнера перед тем, как он ушёл на войну? И куда же делись все те роскошные интерьеры, которые были перед началом госпитальной службы перенесены на склад «УСЛ» в Белфасте и так в итоге и не были установлены на лайнер по причине его гибели?
Документов, с помощью которых можно было бы полностью проследить судьбу интерьеров, найти историкам не удалось, но существуют другие косвенные свидетельства того, что же с ними стало.
Для начала, стоит ответить на вопрос, насколько была завершена отделка судна в момент его гибели? Здесь можно «жизнь» «Британника» разделить на два этапа — до и после апреля 1916. В первый этап, когда новый «Британник» стал госпитальным судном, не было установлено минимум интерьеров — лишь то, что требуется «плавучей больнице».
Второй этап настает после апреля 1916, когда «Британник» надолго встает на прикол в проливе Солент, а затем, 18 мая 1916, судно официально, но как оказалось, лишь на время, прекращает свою «госпитальную» карьеру и передается в полное пользование «УСЛ». Компания затем отправляет судно на верфь в Белфаст, где из него в ускоренном порядке начинают делать коммерческий лайнер — то, чем «Британник» должен был стать изначально. Однако, конвертация так и не завершилась — 28 августа 1916 года «Британник» был вновь призван на войну, и 4 сентября, шесть дней спустя, вновь отправился в Саутгемптон, начав последний этап своей карьеры.
Как видим, «Британник» находился на верфи больше трёх месяцев — а это очень большой срок для судна, у которого неготовыми остались лишь интерьеры. Напомним, что полная достройка «Титаника», т. е. по сути, наполнение абсолютно пустого корпуса, длилась меньше года — с мая 1911 по апрель 1912.
О степени отделки служить сложно по той причине, что почти не существует фотографий интерьеров «Британника» того периода. Но те, что существуют, несколько проливают свет на этот вопрос, более того, кое-что мы можем узнать и из рассказов спасшихся.
На фотографии комовой парадной лестницы видно, что задние деревянные панели установлены не были, но при этом на переднем плане виднеется уже готовая отделка деревянных балюстрад. Что касается основной парадной лестницы, то над нею был уже установлен позолоченный купол — его остатки были найдены на дне. Вряд ли отделка самой лестницы была полностью завершена, так как никто из спасшихся не заявлял об особой роскоши лестницы.
Также маловероятно, что была закончена отделка больших помещений вроде обеденного зала или гостиной первого класса. Однако интересно, что некоторые спасшиеся заявляли о том, что бассейн «Британника» был довольно-таки роскошным, из чего можно сделать вывод, что как минимум частично отделка бассейна была закончена.
Что касается отделки кают, то тут всё намного интереснее, так как существует очень редкая фотография каюты первого класса «Британника», сделанная одним из офицеров RAMC. На ней видно, что стандартная каюта первого класса по сути готова. Установлена деревянная отделка, стоит типичная «первоклассная» кровать, установлены полки и другие атрибуты. И что самое интересное — наличие в каюте знакомого стула из обеденного зала первого класса. Из этого можно предположить, что данная каюта находилась как раз на палубе D.
И в принципе, это все, что нам известно о степени отделки «Британника».
Между тем моментом, когда «Британник» был снова реквестирован государством, и его отправлением в Саутгемптон, прошло 6 дней. Можно смело утверждать, что этого времени недостаточно, чтобы снять всю уже готовую отделку, более того, компании необходимо было в первую очередь сделать из коммерческого судна вновь госпитальное. Затем, утром 5 сентября «Британник» прибыл в Саутгемптон, где оставался пришвартованным в порту до 9 сентября. Вероятно, за эти 5 дней кое-что могли снять с судна, но маловероятно, что это был массовый демонтаж интерьеров. Затем судно отвели от причала, и оно встало на якорь у города Коуз острова Уайт аж до 24 сентября. Пока оно стояло на якоре, никакие работы на нем проводились, и все интерьеры, что были установлены, так и остались на своих местах.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что когда «Британник» затонул, на нём находилось значительное количество установленных декоративных элементов, хотя и далеко не все. С ними он и пошел на дно 21 ноября 1916.
А что же случилось с теми интерьерами, которые так и не были установлены? Судьба их разнообразна.
В первую очередь, большое количество элементов впоследствии использовалось на «Олимпике», особенно много использовалось материалов при конвертации лайнера из военного корабля в пассажирское судно в 1919 году — требовалось провести замену многих частей интерьеров, пострадавших в результате взаимодействия с десятками тысяч солдат. Была заменена посуда, панели в каютах, многочисленные кровати. Многие элементы «Британника» оставались на складах в течение всей карьеры «Олимпика» и периодически заменяли собой оригинальные «олимпийские».
Интересна судьба «цветочной» плитки парадной лестницы — она не была установлена на «Британнике», но в 20-х годах была в итоге положена именно на «Олимпике».
Далее, часть интерьеров была установлена на другие суда. Здесь особый интерес представляет спущенное на воду в 1917 году судно SS Belgic, которое в 1923 году «УСЛ» продала Red Star Line, и имя сменилось на SS Belgenland. Если взглянуть на фотографии интерьеров, то сразу бросается в глаза разительное сходство интерьеров лайнера с судами «Олимпик-класса», особенно в предметах мебели. Здесь в обеденном зале стоят уже до боли знакомые стулья из обеденного зала первого класса, а на полу плитка, абсолютно идентичная той, что была на «Титанике». То же самое можно сказать и о мебели в зале для приемов.
SS Belgenland благополучно проходил до 1936 года, а затем в разгар «Великой депрессии» был сдан на слом.
Очень большая часть интерьеров «Британника» была продана самой «УСЛ» с аукциона в 1919 году. Летом 1919 года в одной из газет появилось объявление со следующим содержанием:
«3 и 4 июля 1919 пройдет аукцион неиспользованных элементов интерьера из красного дерева, ореха, дуба … произведенных для судна «УСЛ» «Британник», но так на него и не установленных.
Это элементы интерьеров Салонов, ресторанов, курительных комнат, гостиных, главных лестниц, гимнастического зала, игровой комнаты, комнаты для чтения и письма и т. д. Отделка кают в стиле Людовиков XIV, XV, XVI, Георгианском, Яковинском, Адамовом и т д. Далее, сотни тысяч квадратных метров палубного настила из сосны, 70000 кв. м. отделки коридоров из красного дерева, 50000 кв. м. отделки из дуба. А также около 4000 предметов мебели, среди которых гардеробы, туалетные столики, кровати, шкафы и многое другое».
Затем еще два аукциона были проведены 26 августа и 25 сентября 1919. В результате этого, части так и не установленных интерьеров оказались разбросанными по всему миру. Среди прочего элементы интерьеров «Британника» можно найти:
— в Белфасте в одном из пабов, где находятся некоторые части обеденного зала, зала для приемов и некоторых кают первого класса;
— в Белфасте в одном частном доме, в котором установлена большая часть отделки суперлюксов;
— в музеях. Например, в Ulster Folk and Transport Museum есть панель из Гостиной первого класса;
— и т. д.
Очень много элементов интерьеров «Британника» было найдено в одном из складов Белфаста в начале нулевых. Затем они были распроданы на аукционе и по больше части оказались в личных коллекциях. Одной из самых больших коллекций вещей с «Британника» обладает компания White Star Memories. Среди них — многочисленные панели, кровати, стулья, роскошно отделанные туалетные столики с номерами 433. WSM занимается выставочной деятельностью, и это очень хорошо, так как она дает уникальную возможность увидеть так и не «зацветшую» роскошь «Британника» всем желающим.
В декабре 1915 года настал новый этап в жизни «Британника» — он стал госпитальным судном. И в этом качестве ему предстояло пробыть лишь меньше года. Но даже за это время он успел совершить пять полных рейсов и вернуть на родину более десятка тысяч британских солдат. В следующей главе «Шесть Рейсов Госпитального Судна Его Величества» мы подробно и расскажем об этом самом плодотворном и самом патриотичном этапе карьеры госпитального «Британника».
Автор: Максим Полищук
https://vk.com/id6269719
https://www.facebook.com/maxim.polishchuk.5
При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.