«Гибель «Титаника» глазами очевидца»: премьера картины

Гибель «Титаника» запечатлена на тысячах картин и рисунков, во множестве фильмов и игр. Но есть в этом небольшой недостаток: практически каждая такая картина тонущего «Титаника» представляет собой собственный взгляд художника, его личное видение, как тот или иной момент выглядел в его представлении.

Однако существуют два уникальных скетча, нарисованные самим очевидцем катастрофы – это два рисунка стюарда 3-го класса «Титаника» Лео Хиланда. На них он изобразил гибнущий «Титаник» таким, каким он его увидел собственными глазами, спасаясь в шлюпке №11. 

BkMb0YыlmElE

В момент столкновения 19-летний Хиланд находился в кубрике для стюардов 3-го класса и был разбужен сильным ударом, но даже ему повреждения от айсберга не показались фатальными. В 1955 году в письме писателю Уолтеру Лорду он вспоминал:

«Я был стюардом 3-го класса, и наши кубрики находились неподалеку от двери в машинное отделение. Мы проснулись от звука останавливающихся двигателей, собрались, поднялись наверх и увидели куски льда, разбросанные по палубе. Я также обратил внимание, что парусина, накрывавшая один из трюмов, колыхалась из-за сильной струи воздуха, которую с силой вытесняла поступающая в трюмы вода. Мы вернулись в наш кубрик, решив, что здесь понадобится лишь небольшой ремонт, и судно просто вернется в порт, но вскоре мы получили приказ подняться на палубы к шлюпкам».

titanic-stewards-H
Лео Хиланд (во втором ряду, слева) на общем фото некоторых спасшихся стюардов с «Титаника»  (Belfast Telegraph — Gavin Bell; Belfast Telegraph, 9 April 1962)

На шлюпочной палубе обнаружилось, что большая часть шлюпок уже отчалила, и Хиланд получил распоряжение сесть в шлюпку №11, которая была спущена в районе 1:35 ночи:

«На шлюпочной палубе тьма была непроглядной, грохот стравливаемого пара из труб был оглушающим. Моей шлюпкой по штатному расписанию была шлюпка №11, в ней уже находился помощник стюарда 2-го класса М-р Уит. На борту было около 76 человек, и я, кажется, пытался помочь пассажирам рассесться в шлюпке в нужном порядке. Мне подумалось тогда, что это был довольно смелый шаг – сесть в шлюпку, которую с высоты 25 метров спускают в непроглядную тьму».

Шлюпка №11 оказалась первой из кормовых шлюпок по правому борту, которую чуть не захлестнул конденсатор машинного отделения, спустя всего несколько минут эта же участь ждала шлюпки №13 и №15:

«Когда нашу шлюпку спускали, мы чуть не попали под струю воды из конденсатора. Холод был пронизывающим, и спасательные жилеты, надетые поверх наших тоненьких белых пиджаков, вероятно спасли многих из нас от холодной смерти».

Отойдя от борта, Хиланд и его соседи по шлюпке наблюдали картину того, как «Титаник» постепенно скрывается под водой, пока не исчезнет навсегда:

«Находясь в шлюпке, я увидел, как ряды светящихся иллюминаторов гасли, когда вода добиралась до распределительных щитков. Нос уходил под воду все глубже и глубже, и в самом конце раздался оглушительный грохот изнутри – это ломались переборки или двигатели пробивали корпус судна. Затем крики людей наполнили воздух».

Именно эту картину исчезающего «Титаника» на небольшом клочке бумаги Хиланд нарисует для писателя Уолтера Лорда, еще один похожий рисунок авторства Хиланда будет опубликован позднее. На этих на первый взгляд неприглядных набросках карандашом мы видим не просто очередную интерпретацию того, как гипотетически мог выглядеть тонущий лайнер в тот или иной момент – Хиланд фактически дает нам возможность наблюдать настоящую сцену гибели «Титаника» его глазами – глазами участника и свидетеля этого исторического события. Ценность этого рисунка для исторической науки сложно переоценить.

Поэтому когда к нам в «Историко-Исследовательское Сообщество Титаника» обратился наш друг – художник Руслан Куашев – с предложением написать новую картину о «Титанике», выбирать сюжет долго не пришлось. Мы решили впервые в истории воспроизвести ту самую сцену, которую из шлюпки наблюдал Хиланд, но уже кистью опытного художника.

В процессе подбора точного ракурса мы смогли открыть для себя любопытную историческую деталь: два скетча Хиланда дают понимание того, куда и как двигалась шлюпка №11 после спуска. На первом скетче его шлюпка находится практически перпендикулярно корпусу «Титаника», взлетает сигнальная ракета, а в кормовой части офицеры спускают шлюпки №13 и №15 – те самые, которые сначала попадут под конденсатор, а затем одна из шлюпок чуть не задавит сверху другую. Эти две шлюпки были спущены спустя несколько минут после спуска шлюпки Хиланда, поэтому с такого расстояния, как на рисунке, он их наблюдать не мог, однако эти сцены должны были навсегда отпечатается в его памяти, так как он предпочел изобразить именно их спуск.

BkMb0YlmElE

Второй скетч запечатлел тонущий «Титаник» уже спустя какое-то время после сцены из первого рисунка. Шлюпки на корме уже спущены и отходят от борта, нос зарылся под воду еще сильнее, а сама 11-я шлюпка заметно удалилась не вбок, а в сторону кормы от огромного лайнера. С этой точки наблюдения корма, даже если она поднимается не слишком высоко, выглядит вздымающейся в воздух громадой, что подтверждали соседи Хиланда по шлюпке: «Корма судна, сияющая всеми огнями, поднялась в воздух. Казалось, это был небоскреб в ночи – настолько высоко и прямо она поднялась» (Эдит Розенбаум).

VW2nv6uGmrs

Выбирая с Русланом окончательный ракурс между этими двумя одинаково ценными скетчами, и не желая пренебрегать одним из них в угоду другому, мы остановились на «золотой середине» — вид на тонущий «Титаник» как раз посредине между первой и второй сценами:

IMG_3305 IMG_3306Первые наброски: тестирование различных ракурсов будущей картины

Для подбора нужного ракурса также были использованы дополнительные инструменты, такие как 3D-модель «Титаника» в симуляторе Virtual Salor:

IMG_3312В данном симуляторе модель тонущего «Титаника» можно поворачивать вокруг своей оси, выбирая нужные ракурсы 

В конце концов, финальный эскиз был утвержден, именно он был перенесен на холст: IMG_3308

IMG_3405Момент переноса наброска на холст художником Русланом Куашевым 

С учетом «временного сдвига» финального эскиза (хронологически сцена картины находится после сцены первого скетча и до сцены второго) подверглись изменению и некоторые детали: так, например, шлюпка №13 уже полностью спущена, и ее как раз начало относить под днище почти спущенной шлюпки №15.

IMG_3309
Начало нанесения масляных красок на холст

Одним из наиболее непростых этапов создания картин гибнущего «Титаника» является создание реалистичного черного неба и не менее черного ночного океана, отражающего звезды и огни огромного лайнера. Другой момент — уточнение границ элементов судна (трубы, надстройка, мачты) на фоне черного неба. Даже небольшое «захождение» за границы объекта может нарушить реалистичность и уничтожить общий эффект от картины.

IMG_33у10
Практически готовое звездное небо и работа над границами между небом и трубами

Одной из целей работы Руслана было попытаться добиться фотореалистичности момента, при этом сохраняя художественность картины. Когда она уже была готова на 99%, любопытства ради мы решили взглянуть на работу в черно-белом спектре. Результат поразил: казалось, что именно так могла бы выглядеть настоящая фотография тонущего лайнера, сделанная из шлюпки №11 самим Лео Хиландом:IMG_3314

Наконец, спустя почти полтора месяца работы, картина была готова. Это ее общий законченный вид:

IMG_334r1«Гибель Титаника глазами свидетеля катастрофы» (Холст, масло), 2020 г. 

Любопытно одно из свойств картины: ее цвета и оттенки заметно меняются в зависимости от освещения. При натуральном дневном освещении синие цвета проявляются особенно ярко, что добавляет красочности картине, однако изучать эту работу лучше именно при приглушенном освещении, похожим на то, при котором «Титаник» в действительности тонул.  При таких условиях цветовая гамма максимально раскрывается в соответствии с оригинальной задумкой. 

-mvsEWbOnjsЦвета картины при дневном освещении

Сегодня, в эпоху 3D-рендеров и графических рисунков, достигающих в своей точности невероятной реалистичности, создание картины в классическом сочетании «Холст, масло» становится все более редким. Еще более ценной становится та работа, в которой автор старается максимально соблюсти известные исторические данные. С этой точки зрения, картина «Гибель Титаника глазами свидетеля катастрофы» Руслана Куашева не имеет аналогов, так как она основана не просто на исторических данных — она основана на рисунках очевидца Лео Хиланда, который лично наблюдал самое известное кораблекрушение в истории. Отныне эта картина займет почетное место в коллекции «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника»:

Стоит также отметить, что Руслан открыт новым идеям и предложениям, хотя «Титаник» для него как для истинного «титаниста» остается главной и любимой темой для творчества.

GvNQ3Qcqxz4Режиссер и создатель документального фильма «ТИТАНИКА» 1991 года Стивен Лоу, Герой России Анатолий Сагалевич с портретами авторства Руслана Куашева (справа) в Музее Мирового Океана, 2017 г.

Связаться с художником можно через соцсети:
Instagram: www.instagram.com/lankushe/ 
ВК: vk.com/ruslankuashev 
Telegram: @kuashev


Историко-исследовательское Сообщество Титаника, 2021 г.