Глава 2. Брат, но не близнец. Прогулка по палубам «Британника»
Предыдущие части:
Проект «БРИТАННИК»: Вступление
Глава 1. Рождение Гиганта
Глава 2. Брат, но не близнец. Различия в конструкции и системах безопасности
«Британник» сильно отличался от «Олимпика» и «Титаника» не только в плане конструкции и систем безопасности (различия в которых мы уже рассмотрели в первой части). Его интерьеры и внутренне убранство претерпели не менее кардинальные изменения. И в данной статье мы расскажем о том, куда делось кафе «Паризьен», как изменился Курительный салон, где сейчас можно услышать орган с парадной лестницы и о том, как сохнущая на леерах одежда команды разозлила Брюса Исмея (и к чему это привело).
Чтобы наиболее наглядно отобразить изменения, которые претерпел «Британник», я решил сделать попалубное сравнение «Британника» и «Титаника». Каждое такое сравнение кликабельно (то есть открывается в полном разрешении, если на него нажать), поэтому каждое различие можно рассмотреть подробно.
И начнем мы нашу прогулку с самого верха — Шлюпочной палубы.
Шлюпочная палуба
Шлюпочная палуба осталась главным местом для прогулок пассажиров первого и второго классов. Более того, за счёт крановых шлюпбалок она была более выигрышной по сравнению с палубой «Олимпика» — шлюпки теперь концентрированно находились в определённых местах и не загораживали собой палубу.
Кардинально поменялась парадная лестница, подробно о которой мы расскажем чуть ниже. Также впервые лифты первого класса были доведены до самого верха и теперь останавливались они как раз на шлюпочной палубе.
Одним из главных нововведений на шлюпочной палубе стало добавление детской игровой комнаты по левому борту, напротив гимнастического зала первого класса. В ней пассажиры первого класса могли оставлять своих детей, которые играли бы здесь под присмотром гувернанток и нянь — отличное решение, учитывая, что больше на борту не было специальных мест для детей.
Между мостиком и радиорубкой теперь появилась пневмотруба, позволявшая поддерживать связь между командой и радистом без необходимости последнему покидать свой пост. Пневматическая труба также соединяла радиорубку и офис казначея, откуда пассажиры могли отправлять свои сообщения. Сама радиорубка стала звуконепроницаемой — последствия катастрофы «Титаника», когда во время крушения вырывавшийся с шумом пар мешал радистам принимать сообщения.
Также на крыше мостика установили компасную площадку, на которой находился основной судовой компас. Это был компас, по которому корректировали все остальные компасы, включая те, что были на основном и кормовом мостиках. Обычно этот компас ставили всегда на крыше мостика, потому что тогда было удобно с помощью переговорной трубы передавать вниз в рулевую рубку точные координаты, по которым корректировался находившийся здесь компас.
Однако на «Олимпике» и «Титанике» этот компас изначально стоял на компасной платформе на крыше гостиной первого класса — видимо, это был один из многих экспериментов «УСЛ». Вероятнее всего, он не увенчался полным успехом, потому что на «Британнике» компас уже изначально был установлен на крыше мостика (интересно, что при этом сохранился и компас на крыше гостиной). В ходе войны компас был перенесен на крышу и на «Олимпике». Он ограждался брезентом, и на нем, помимо компаса, в ходе войны был установлен дополнительный семафор.
Палуба А (Прогулочная палуба)
Как и на «Титанике», передняя часть палубы А была закрыта. Сделано это было по причине отсутствия полноценной закрытой прогулочной палубы, коей была палубе В на «Олимпике». Окна в закрытой части теперь были усовершенствованной конструкции, состояли из двух частей и при необходимости открывались.
Внутри палубы практически в каждой каюте первого класса была оборудована ванная комната — роскошь, которой не было на «Олимпике» и «Титанике». На «Британнике» же их количество было в 4 раза больше, чем на «Олимпике» в 1911 году.
Между входом на парадную лестницу и залом для чтения и письма были добавлены новые каюты — ранее здесь было просто пустое палубное пространство. Зал для приёмов первого класса тоже претерпел некоторые изменения в отделке. Он стал более изысканным, камин находился теперь в отдельном углублении, кресла стали иной формы и определенно удобнее.
Изменения были внесены и в курительную комнату первого класса. По правому борту она была меньше, чем на старших «братьях», так как в этом месте была организована аккумуляторная комната, в которой находились батареи и аккумуляторы, использовавшиеся в случае поломки основной электросети. Тем не менее, размер салона оставался достаточно большим, визуально пространство увеличивали два больших окна — эркеры — располагавшиеся по оба борта. Они появились вместо ряда окон-витражей, какие были в курительных комнатах на «Олимпике» и «Титанике». Одним из главных нововведений курительной комнаты стал вмонтированный в потолок купол — это было возрождение идеи, предложенной еще в 1908 году.
Да и общий стиль курительной комнаты сильно изменился. Пропали привычные подсвечивавшиеся витражи, которые устанавливали на судах «УСЛ» еще с конца XIX века. Сохранившиеся эскизы неизвестного художника демонстрируют «богато отделанную Ливанским Кедром комнату с богатой резьбой по дереву».
За курительной комнатой первого класса традиционно находился «Пальмовый Дворик», оставшийся неизменным, но получивший расширенную кухню.
На юте появилась новая т. н. «теневая палуба». Она находилась поверх новых помещений третьего класса, обустроенных ниже, и здесь располагались кормовой мостик и крановые шлюпбалки, по паре каждых с обеих бортов.
Парадная лестница
Вокруг парадной лестницы «Британника» ходит много домыслов и слухов. Как она выглядела? Какие у нее были отличия по сравнению с лестницами «Олимпика» и «Титаника»?
А отличий было действительно много. Давайте попробуем представить, как бы выглядела главная лестница «Британника», если бы его не отправили на войну.
В отличие от предыдущих лайнеров серии, на «Британнике» уже нельзя было бы прогуляться вокруг лестницы в вестибюле на шлюпочной палубе, так как планировалась установка огромного органа, начинавшегося на палубе А и заканчивающегося на шлюпочной. Сам орган не был виден, он был скрыт за отдельной ширмой, специально спроектированной так, чтобы пропускать звук органа. К мануалу (клавиатуре) и ролику для установки перфорированных лент вела специальная дверь на палубе А, окруженная богато деревянной отделкой.
Пару слов о самом органе. Его главным предназначением было впечатлять. Первоначально «УСЛ» планировала его заказать у фирмы «Aeolian», но в итоге решила обратиться к более известной компании «Welte» в Германии. Это была престижная компания, среди заказчиков числится, например, Уинстон Черчилль. Позволить себе такой могли лишь очень богатые покупатели.
На органе, который планировалось установить на «Британник», мог либо традиционно играть органист, либо музыка сама воспроизводились в автоматическом режиме, считываясь с бумажных перфорированных лент. Конкретно эта модель не была ещё доступна, когда «Олимпик» и «Титаник» вступили в строй, а в 1913 появилась впервые.
Увеличивавшаяся конкуренция с лайнерами «Кунард» и германскими судами подтолкнула руководство «УСЛ» к установке такого необычного инструмента на борту.
Скорее всего, орган так никогда и не был доставлен в Белфаст, его нет в списках складов, где хранилась отделка лайнера. В 1920 году орган был установлен в одном из жилых домов в Штутгарте. Затем он был перенесён в холл здания компании «Radium lightning company», где и простоял до 1960-х. Затем Генрих Вайс, основатель швейцарского музея музыки, приобрел данный орган, полностью восстановил и установил в Национальном Музее Швейцарии, где он находится и по сей день.
Недавно полную реконструкцию инструмента произвел известный музыкальный реставратор Дэмид Рамси. Он провел полную разборку и сборку органа, заменил износившиеся части и буквально вдохнул в него новую жизнь. Настолько, что орган теперь регулярно играет мировые шедевры классики, а на данный момент выпущено более 12 сборников музыки, записанной на «Органе Британника».
Живое автоматическое исполнение увертюры оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» — уникальная возможность услышать «орган Британника» в живую.
Ещё один шедевр мировой классики, исполненный на органе — «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
Вероятно, самым известным элементом парадных лестниц судов «Олимпик-класса» являлась часовая панель «Честь и Слава, венчающие Время». Была ли подобная установлена и на «Британнике», или же вместо них на стене висела просто очередная картина, как иногда утверждают? Повод сомневаться даёт наличие часов над дверью, ведущей к органу — было бы странно иметь двое часов в одном помещении. Но вопреки распространенному мифу, часовая панель была, скорее всего, также запланирована к установке, иначе без них лестница выглядела бы незаконченно, да и пассажиры уже привычно любили настраивать собственные часы в соответствии с главными часами. В качестве возможного подтверждения установки панели «Честь и Слава» — изображение «Британника» в разрезе, официально выпущенном «Уайт Стар Лайн». На этом разрезе на парадной лестнице отчетливо можно разглядеть привычную часовую панель:
А маленькие часы над дверью органа были лучше видны людям, выходившим из вестибюля лифтов, и им не надо было лишний раз подниматься наверх, чтобы узнать время.
Кстати, о лифтах первого класса. На «Британнике» они были доведены до шлюпочной палубы (на «Олимпике» и «Титанике» они доходили лишь до палубы А), и теперь охватывали полностью все пролеты парадной лестницы.
Был добавлен еще один лифт первого класса, он находился рядом с кормовой парадной лестницей. Таким образом, лифтов, включая один для второго класса, на борту было пять.
Стоит упомянуть о ещё некоторых изменениях в отделке лестницы. На уровне шлюпочной палубы форма некоторых деревянных балюстрад была изменена, появились «арочные» балюстрады, придававшие большее разнообразие помещению. Покрытие полов также отличалось — привычные черно-белые линолеумные плитки были заменены на новые с «цветочным» рисунком — их можно увидеть на лестничном пролёте перед часами «Честь и Слава». Вероятно, даже купол был увеличен, по крайней мере, именно такое впечатление складывается при взгляде на рисунки помещений неизвестного художника с верфи.
Фотографий парадной лестницы «Британника» не существует, поэтому невозможно узнать, как она точно выглядела, особенно в свете того, что из-за войны она не была закончена. Существует фотография, на которой запечатлены три медсестры, стоящие на лестничном пролете. Часто утверждают, что это именно парадная лестница «Британника», но на самом деле это фотография кормовой парадной лестницы. Самый очевидное объяснение — фотография с данного ракурса просто не могла быть сделана на главной лестнице, так как на месте, где стоял бы фотограф, находилась стена, за которой стоял орган. А вот на кормовой лестнице можно было, как и на «Олимпике» с «Титаником», спокойно гулять вокруг лестницы.
Палуба В (главная палуба)
Самые большие изменения в плане интерьеров произошли на палубе B. На «Олимпике» на данной палубе у бортов находились крытые прогулочные променады, на «Титанике» она была полностью застроена каютами первого класса. «Британик» же стал «золотой серединой» между этими двумя вариантами — на нём на палубе В осталась закрытая прогулочная палуба, но доходила она лишь до входа первого класса у парадной лестницы, а далее начинались каюты первого класса.
Сразу после входа первого класса находились самые роскошные каюты — суперлюксы. Люкс по левому борту был таким же, как и на «Титанике»: личная прогулочная гостиная, две спальни, гардероб, туалет и ванная. А вот люкс по правому борту разительно отличался и был ещё роскошнее. Пространство, которое занимала прогулочная палуба, было уменьшено вдвое и теперь называлось «Веранда». За счёт этого удалось значительно расширить гостиную, которая стала «Салоном», на месте остались две спальни, появилась отдельная каюта для прислуги с отдельным входом, дополнительный туалет и даже собственная маленькая кухня.
Далее за суперлюксами следовали другие, не менее богато отделанные каюты первого класса. Они могли использоваться как раздельно, так и объединяться в один большой суперлюкс с двумя спальнями, комнатой для прислуги, гардеробной, ванной и туалетом.
В первом классе появились раздельные парикмахерские — отдельно для мужчин и отдельно для женщин. Женская парикмахерская на судне появилась впервые в истории. Между двумя парикмахерскими располагалось также новое для «Олимпик-класса» помещение — маникюрный салон.
Общественные помещения первого класса в районе кормовой Парадной лестницы также претерпели существенные изменения по сравнению с «Олимпиком» и «Титаником». Кормовой зал для приёмов, предварявший ресторан, оказался популярным, в результате он превратился в отдельное полноценное помещение, ставшее раза в два больше (по большей части, за счёт отсутствовавшего теперь кафе «Паризьен»). Из зала для приёмов в ресторан теперь можно было попасть напрямую (а не через отдельный коридор, как это было на «Титанике»).
Ресторан первого класса «А ля карт» стал значительно больше, связано это было с неуменьшающейся популярностью данного заведения на «Олимпике». В связи с этим, стала больше и кухня, появилась винная и холодильная комнаты. Расширение ресторана произошло за счёт места, которое раньше занимало кафе «Паризьен». Оно было популярно, но руководители «УСЛ» решили отдать приоритет именно ресторану. Отсутствие кафе-променада, возможно, планировали компенсировать за счёт обустройства «Зимнего сада». Некоторые данные указывают, что его могли установить на прогулочной палубе А, оно напоминало бы утраченное кафе «Паризьен» и было бы сквозным.
Во втором классе появилась новая открыта прогулочная палуба, расположенная вокруг курительного зала второго класса. Появилась она в результате того, что полуют палубы С был сверху перекрыт, создавая новое палубное пространство и делая таким образом палубу В непрерывной на корме.
Корма и теневая палуба
Корма на «Британнике» стала одним из самых узнаваемых элементов судна. Ещё бы – она значительно отличалась от таковых на «Олимпике» и «Титанике».
Главное отличие – появление т. н. «Теневой палубы». Теневой она была, потому что создавала новое крытое прогулочное пространство для третьего класса. Палуба эта находилась над палубой С, где раньше была открытая палуба третьего класса, и частично её закрывала. На ней находились две пары крановых шлюпбалок и 6 шлюпок, а также кормовой мостик, перенесённый сюда с палубы С, где он раньше находился. В новом появившемся пространстве между теневой палубой и палубой С, по сути, на палубе В, располагался курительный салон третьего класса. Ранее он располагался палубой ниже, но конструкторы решили разместить теперь его здесь. Почему же?
Изменения на корме были связаны с перестановками в основной части судна. Цепочка «переездов» начинается на палубе С. На ней на «Британнике» каюты стали больше, и в результате этого не осталось места для Салона для прислуги и горничных. Решением проблемы стал перенос салона на палубу ниже, на палубу D. Сделано это было за счёт места, который раньше занимал судовой госпиталь, находившийся ранее по правому борту перед обеденным залом второго класса. Сам же госпиталь теперь перенесли на палубу С, но теперь уже на корму – слева от главного зала третьего класса, где ранее находилась курительная комната. Она, жертва этой «многоходовочки», была в итоге перенесена на палубу выше, под настил «Теневой палубы».
Интересно, что такое новое расположение наоборот давало больше преимуществ, главное из которых – настоящие окна. Теперь любой пассажир мог чувствовать себя как в настоящем «земном» кабаке, а не полуподвальном помещении с маленькими круглыми иллюминаторами.
Палуба C
По сравнению с «Олимпиком» и «Титаником» на палубе С «Британника» произошло не так много изменений. Основные затронули каюты первого класса – они стали значительно больше, роскошнее, в каждой (невиданная роскошь) была своя ванная и туалет. При желании, их также, как и каюты на палубе В, можно было объединять, и тогда они становились такими же суперлюксами, разве что без личной прогулочной палубы.
За помещениями первого класса следовали библиотека и главная лестница второго класса. Много новшеств появилось в результате перекрытия полуюта и появления по сути нового палубного пространства. Так появился гимнастический зала для пассажиров 2-го класса, находившийся по правую сторону от лестницы. Появилось новое прогулочное пространство 2-го класса, при этом оно было отделено от прогулочной палубы 3-го класса новой водонепроницаемой переборкой, которая разделяла зал динамо-машин и доходила до палубы В. Кстати о переборках — на чертеже можно видеть, как 7 (на самом деле их было 6) переборок разделяют это палубу, в то время как на «Титанике» переборок на этой палубе не было вообще.
Интересно, что полубак остался открытым, но при этом крышки грузовых трюмов были подняты на палубу выше. Сделано это было для того, чтобы между ними устроить еще один вход третьего класса, в котором располагались лестницы, ведущие с полубака прямиком на палубу D.
Палуба D
Это палуба, на которой традиционно в «Олимпик-классе» располагались зал для приемов и главный обеденный зал первого класса, обеденный зал второго класса и огромные кухни (кухня 1-го и 2-го классов по размерам была сопоставима с самим обеденным залом). Главные изменения на палубе D касались в основном третьего класса. На «Титанике» и «Олимпике» на носу под палубой полубака находилось «открытое пространство» 3-го класса – место для прогулок, развлечений и т. д. На «Британнике» же эта часть была улучшена: на левому борту это пространство оставалось таким же, а вот часть по правому борту отдали под 2-х и 4-х местные каюты. Появились новые трапы третьего класса, ведущие отсюда прямиком на верхнюю палубу, о которых мы уже упоминали.
Еще одно интересное изменение — добавление сушильной комнаты для команды рядом с «открытым пространством», которой не было на «Олимпике» и «Титанике». Причиной этому послужил… Гнев Брюса Исмея, который через пару дней стоянки «Олимпика» в Нью-Йорке после триумфального окончания первого рейсам увидел, что леера на палубе завешены сохнущим бельем команды! Это его сильно разозлило (еще бы, самый совершенный лайнер в мире на тот момент, а на нём на виду у всего Нью-Йорка сушат ночнушки), в результате чего по его распоряжению для сушки и была организована специальная комната.
На «Олимпике» и «Титанике» на корме третий класс состоял в основном из «постоянных» кают третьего и второго классов. На «Британнике» каюты третьего класса остались такими же, а вот каюты второго класса могли при необходимости становиться каютами третьего класса в зависимости от загруженности.
Палуба E
На этой палубе находились каюты первого, второго и третьего классов, а также помещения для команды. Они находились по левому борту, а вот по правому борту находились исключительно каюты первого класса, по роскоши сопоставимы с каютами на палубах выше (некоторые также имели собственные ванные). Новый лифт, находившийся недалеко от кормовой парадной лестницы и ведущий с палубы B, шёл именно до этой палубы. Каюты здесь также могли «менять» свой класс в зависимости от потребностей: каюты второго класса могли быть каютами первого класса (самые дешевые на судне), либо же каюты второго класса попроще могли превращаться в каюты третьего класса.
В основном именно на этой палубе находились и кубрики кочегаров.
Палуба F
Традиционные для этой палубы Турецкие бани, корт для сквоша и плавательный бассейн остались на своих местах. Конфигурация Турецких бань повторяла таковую на «Титанике» (т. е. находилась не у борта, а чуть в глубине судна). Их интерьер, однако, стал несколько проще — потолок был избавлен от слишком богатой отделки, восточный декор стал скромнее и в целом интерьер стал лучше восприниматься.
Разительно отличался плавательный бассейн первого класса. Видимо, в ответ на дворцовые интерьеры бассейнов немецких «гигантов», «Уайт Стар Лайн» решила сделать из серого помещения, наводившего тоску, не менее красивое помещение, чем Турецкие бани. Сам бассейн оставался таких же размеров, как и на предшественниках, но теперь у лестницы для более удобного спуска в воду появились перила. Потолок у стен изгибался, создавая более законченный вид всего помещения. Панели украшали стены, и, вероятно, были сделаны из мрамора, как и поддерживающие колонны, между ними появились чугунные ограждения. Люстры располагались равномерно, в таком же стиле были выполнены похожие на факел настенные светильники рядом с кабинками для переодевания. Через иллюминаторы свет попадал на окна, который рассеивал свет (как это было в обеденном зале и ресепшене). В общем и целом, это был достойный ответ немецким трансатлантическим «коллегам».
Палуба F – первая палубу по счету сверху, через которую проходили все 17 водонепроницаемых переборок.
Палуба G
На этой палубе помещений для пассажиров было в разы меньше и это была последняя палуба, на которой каюты для пассажиров вообще присутствовали, и они также были каютами «двойного назначения». Здесь находились помещения для кочегаров, холодильники, склады для провианта. Примечательна эта палуба еще тем, что здесь заканчивался т. н. «двойной борт», упиравшийся непосредственно в палубу F.
Orlop Deck
О силовой установке «Британника» и ее изменениях мы уже писали в первой части данной главы. Можно лишь еще добавить, что к 1914 году та система, которая использовалась на судне – два паровых двигателя и турбина – уже была относительно устаревшей. Но, тем не менее, по словам журнала «Шипбилдер», «силовая установка огромна, но сбалансирована и выверена до мельчайших деталей, что делает ее одной из наиболее стабильных на сегодняшний день».
Итак, теперь и вы, дорогие читатели, имеете ясное представление, каким должен был стать «Британник» по замыслу «Уайт Стар Лайн» и «Харланд & Вольфф». Но судьба распорядилась так, что вся эта роскошь, все эти дорогие суперлюксы, курительные комнаты, ванные в каждой каюте так и остались лишь замыслом, которому не суждено было сбыться. Первая мировая война ворвалась в жизнь «Британника» и полностью перевернула его судьбу. Об этом и пойдёт речь в следующей главе.
Автор: Максим Полищук
https://vk.com/id6269719
https://www.facebook.com/maxim.polishchuk.5
При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.