Хронология событий: если бы «Калифорниэн» отправился на помощь «Титанику»?

Каждый человек, углубившийся в изучение обстоятельств гибели «Титаника», рано или поздно сталкивается с загадкой парохода «Калифорниэн», дрейфующего у кромки льда в 11-13 милях к северо-западу от погибающего пассажирского лайнера. Изучив детали катастрофы и бесконечные дискуссии на тему бездействия экипажа «молчаливого свидетеля», невольно хочется представить ситуацию из разряда «а если бы» — если бы «Калифорниэн» отправился на помощь «Титанику» после нескольких запущенных сигнальных ракет? Была ли возможность спасти несчастных людей? Успел бы пароход подойти до полного погружения «Титаника»?

Ответы на вопросы подобного рода можно получить из наиболее правдоподобной гипотетической хронологии событий апрельской ночи, составленной авторитетным экспертом Самюэлем Халперном. «Новый» сюжетный виток в истории берет свое начало с момента запуска первых сигнальных ракет и каждое происходящее событие фиксируется по судовому времени «Калифорниэна», которое на 12 минут отставало от «Титаника».

Работа художника Кена Маршалла "Первая сигнальная ракета" (1974 год)

Работа  художника  Кена  Маршалла  » Первая  сигнальная  ракета » ( 1974  год )

0:45 – Второй офицер Стоун видит сигнальную ракету белого цвета, запущенную с капитанского мостика Титаника». Пока он не понимает, что это может быть.

00:50 – Вторая сигнальная ракета взмывает в воздух. Стоун незамедлительно идет к телефонной трубке, сообщает капитану Стенли Лорду о «странных огнях», которые показались ему сигналами бедствия, и настаивает, чтобы тот поднялся на палубу. Стоун возвращается на мостик и переводит рукоятку машинного телеграфа в положение «Stand-by» («Приготовить машины»).

00:55 – Капитан Лорд поднимается наверх и воочию видит сигнальные ракеты, запускаемые с определенным интервалом. Он принимает решительные меры: отдает приказ в машинное отделение «средний вперед» и разворачивает грузопассажирское судно по направлению к пароходу, сигнализирующему о бедственном положении. Лорд просит Стоуна разбудить единственного радиста Сирила Эванса, чтобы тот проверил обстановку в эфире.

Капитан Стэнли Лорд на борту «Калифорниэна»

Капитан  Стэнли  Лорд  на  борту  «Калифорниэна»

1:00 – На скорости шесть узлов «Калифорниэн» осторожно продвигается вдоль кромки ледового поля. На баке и мостике выставлены дополнительные впередсмотрящие. Эванс принимает сигнал SOS, отправленный с тонущего «Титаника», и относит сообщение с координатами на мостик капитану. Лорд просит радиооператора уточнить координаты, поскольку полученная с «Титаника» позиция, северо-восточнее и удалена на 17 миль, от места их временной остановки, где они наблюдали сигнальные ракеты. Лорд обеспокоен тем, что пароход, запускающий эти ракеты, не похож на огромный пассажирский лайнер, скорее — на малотоннажное грузовое или промысловое судно. Тем временем, старший помощник капитана Джордж Стьюарт собирает матросов для подготовки спасательных шлюпок к спуску.

1:05 – Переносимся на борт «Титаника». Смит просит радистов передать «Калифорниэну», что сигнальные ракеты, видимые на юго-востоке, запускают с «Титаника», проигнорировать полученные ранее координаты и держать курс, ориентируясь по свету огней.

1:10 — Несмотря на озадаченность по поводу ошибочных координат, Лорд поручает Эвансу сообщить «Титанику», что они выпустят пару сигнальных ракет, чтобы идентифицировать друг друга. Пока нет точной информации о тонущем судне, Лорд не спешит разгонять пароход до максимальной скорости, учитывая курс, проходящий параллельно ледовому полю.

Открытка с изображением радиорубки «Калифорниэна»

Открытка  с  изображением  радиорубки  « Калифорниэна »

1:15 – Эванс докладывает, что с борта «Титаника» были замечены их сигнальные ракеты, и «судно быстро тонет с дифферентом на нос», после чего Лорд решительно отдает команду «полный вперед». «Калифорниэн» постепенно развивает скорость до 13 узлов, увеличивая частоту оборотов винтов с 35 до 70 об/мин.

1:45 – Эванс доставляет на мостик сообщение от «Титаника»: «Сажаем детей и женщин в шлюпки, долго не продержимся». До обреченного «Титаника» остается всего 4-5 миль, серьезность ситуации кажется очевидной. «Калифорниэн» продолжает сокращать расстояние, покрывая одну милю за пять минут.

2:00 – Пароход «Лейланд Лайн» находится в миле от «Титаника». Лорд отдает приказ «стоп» в машинное отделение, не решаясь в целях безопасности подходить близко к тонущему судну. Он просит старпома Стьюарта быть готовыми ко спуску шести спасательных шлюпок общей вместимостью 218 человек. Полубак «Титаника» уже затоплен, начинает нарастать агония – сбившиеся в кучу мужчины прикладывают усилия, чтобы спустить складные шлюпки «А» и «В» с крыши офицерской надстройки. Радисты Брайд и Филлипс передают в радиоэфир последний – чуть различимый сигнал SOS и покидают рубку.

Морозное утро 15-го апреля. Снимок сделан с борта «Карпатии». Океан усыпан льдом, а на горизонте виднеется ледовое поле с «вкраплением» айсбергов.

Морозное  утро  15-го  апреля.  Снимок  сделан  с  борта  «Карпатии».  Океан  усыпан  льдом,  а  на  горизонте  виднеется   ледовое  поле  с «вкраплением»  айсбергов.

2:05-2:08 – «Калифорниэн» продолжает замедляться, находясь в полумиле от «Титаника». Внезапно тонущий лайнер «Уайт Стар Лайн» погружается во тьму и разделяется на части. Ошеломленный капитан Лорд в ту же минуту отдает команду на машинный телеграф «полный назад», чтобы окончательно остановить судно. В течение последних 2-3 минут, корма «Титаника» совершает оборот и полностью погружается.

2:10 – Шесть спасательных шлюпок «Калифорниэна» скользят вниз по талям. Каждая из них укомплектована пятью членами экипажа – четверо на веслах и один на румпеле. Неожиданно темноту озаряет зеленый фальшфейер, запущенный офицером Боксхоллом из аварийной шлюпки №2.

2:15 — Ночной ледяной воздух наполняется несмолкающим стоном и мольбами о помощи замерзающих людей. Гребцы с «Калифорниэна» налегают на весла, направляясь к «кругу смерти».

2:20 – Первая шлюпка «Калифорниэна» достигает места крушения. Протяжный гул людей, борющихся за жизнь уже пятнадцать минут, начинает утихать. Многие из них сейчас находятся в бессознательном состоянии или на грани полного истощения. В большинстве случаев при температуре воды от 0 до -2°С летальный исход наступает после 15-20 минут пребывания в ней.

Приблизительно  в 7  утра  15-го  апреля,  «Калифорниэн»  прибыл  на  место  гибели  «Титаника»,  обойдя  ледовое  поле  с  севера.

Приблизительно  в  7  утра  15-го апреля,  «Калифорниэн»  прибыл  на  место  гибели  «Титаника»,  обойдя  ледовое  поле  с севера.

Представленный выше сценарий развития событий можно смело назвать слишком оптимистичным. Если брать в расчет ошибочные координаты, в которых «Титаник» переместили на 13,5 миль северо-западнее от действительного местоположения, картина прибытия спасителя-«Калифорниэна» не выглядела бы столь радужно. Также в гипотетическом сценарии не учитывается тот факт, что грузопассажирский пароход мог встретить на пути к обреченному лайнеру айсберги или дрейфующие гроулеры, которые вынудили бы замедлить ход. И напоследок, немногие представляют сложность спасательной операции в ночное время суток в открытом океане. Темнота стала бы не только существенной помехой для поиска рассредоточенных спасательных лодок, лишенных масляных фонарей, но и угрозой для шлюпок, которых могли бы не заметить с борта «Калифорниэна» и потопить.

Вернемся к кульминации оптимистичного сценария: если же гребцы судна-спасителя приложили бы максимальные усилия и провели эффективную поисково-спасательную операцию, задействовав помощь физически крепких выживших людей, количество спасшихся ограничилось бы сотней. Только история не терпит сослагательного наклонения — прошлое не перепишешь. Ночью 15 апреля 1912 года экипаж «Калифорниэна» пассивно наблюдал за взмывающими в воздух сигнальными ракетами – очевидными сигналами бедствия, не предпринимая решительных действий.

Перевод и дополнения: Татьяна Романова

Используемая литература : Samuel Halpern «Report into the Loss of the SS Titanic»

Специально для «Историко-Исследовательского Сообщества «Титаника» (http://titanicsociety.ru/) и группы «Лайнер-Легенда Титаник»(https://vk.com/titanic_society)

При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.