Титаник в Калининграде. День первый: МИР-1
Идея организовать поездку, посвященную специально посещению мест и событий, связанных с «Титаником», витала в воздухе давно, но все время что-то мешало ее воплощению в жизнь. Наконец, 11-12 декабря 2015 такая поездка все же состоялась. «Титанисты» (кажется, это слово уже скоро можно будет заносить в словарь) или же, если говорить официально, члены Историко-Исследовательского Сообщества Титаника (ИИСТ) отправились в Калининград. И кажется, первый опыт удался. Даже очень.
Но для начала – предыстория.
Все началось серым будним ноябрьским днем, когда где-то в обед раздался звонок от Анатолия Михайловича Сагалевича (что само по себе редкость):
— Максим, вот тут мы когда-то с вами планировали устроить показ фильма «Титаника». Вы же вроде как делали к нему титры? Субтитры. Вот я как раз и предлагаю этот показ устроить.
Да, действительно, такая идея вынашивалась еще с лета, и предполагалось, что показ пройдет в Институте Океанологии им. Ширшова, поэтому первой мыслью было, что именно в Институте показ и пройдет.
— На открытии выставки «Глубина».
Что за «Глубина», первый раз слышу, вроде в Москве такого не предвиделось.
— Вы знаете Музей Мирового Океана? Который в Калининграде.
Калининград! Это ж до него еще добраться надо…
— Ну вот, там 11-го будет открытие, а 12-го — показ фильма. И мой небольшой концерт после него. В общем, вы как, приедете?
— Да, Анатолий Михайлович, конечно, постараемся приехать, но…
— Ну там еще будет аппарат МИР, мы его, значит, туда перенесли, теперь там за ним будут присматривать…
Это вот то, что можно было назвать «новостью года». Легендарный аппарат МИР, на котором было совершено столько удивительных экспедиций и открытий, который, если посчитать, пробыл на «Титанике» дольше, чем любой другой аппарат. Естественно, что после такого не поехать было очень сложно.
— В общем, жду вас.
А. М. Сагалевич на открытии экспозиции «Глубина»
Сборы в поездку были долгие и не без проблем, но в итоге в Калининград из Москвы отправилась внушительная группа «титанистов». На самом деле, до сих пор остается лишь приятно удивляться, что главным стимулом для тех, кто ехал издалека на экспозицию, было не желание посмотреть город или просто отдохнуть (и заодно заскочить поглазеть на экспонаты), а именно тема «Титаника», погружения к нему, его изучение. Кто бы мог несколько лет назад подумать, когда все ограничивалось лишь оживленными дискуссиями в Интернете, что все это выльется в такие серьезные мероприятия. И вот мы прибываем в Калининград 11-го декабря – в день торжественного официального открытия экспозиции «Глубина».
Попасть на открытие оказалось делом непростым. Очень упорно ходили слухи, что должен был приехать и сам Джеймс Кэмерон, чтобы вручить свои подарки, поэтому желание присутствовать на мероприятии было очень сильным. Однако в итоге он так и не приехал.
Итак, мы входим на выставку. Весь зал рассмотреть сразу нельзя – небольшие стенды создают так называемые «ворота», тем самым еще немного поддерживая интригу. Правда, слева на тебя кто-то смотрит, и ты невольно оглядываешься, а там — Жак Ив Кусто собственной персоной! Собственной восковой персоной. Его фигура очень долгое время стояла в трюме «Витязя», где раньше располагались глубоководные экспонаты. Говорят, что когда Джеймс Кэмерон спускался в трюм «Витязя», то в испуге отпрыгнул, заметив статую Кусто – настолько он натурально выполнен. Мы не преминули воспользоваться возможностью и пожали руку восковому Кусто – все-таки, для многих из нас именно его легендарная «Подводная Одиссея» впервые рассказала об удивительном подводном мире и том, насколько увлекательным является его исследование.
Восковая фигура Жака-Ива Кусто
Проходя через ворота, мы попадаем в огромный зал экспозиции «Глубина». Динамичное освещение создает эффект морских бликов, словно ты находишься под водой. Играет тихая приглушенная «музыка глубин». Действительно, создается эффект полного погружения в «Глубину».
Сверху свисает самый большой в стране скелет кашалота (весом 2.5 тонны). Вдалеке виднеются оригинальные подводные аппараты еще 70-х годов – барокамера, аппарат «Тетис» и даже настоящая космическая капсула.
Огромный скелет кашалота нависает над посетителями выставки
Подводный обитаемый аппарат «Тетис» середины 70-х
Интересно, что из окна («окно» — это вся стена помещения) можно рассмотреть стоящий на улице аппарат «Пайсис» — родитель МИРов, первый советский аппарат, который смог выполнять настоящие глубоководные задачи. Пилотом «Пайсиса», начиная с момента его постройки в 1977 году, был все тот же Анатолий Михайлович Сагалевич.
Аппарат «Пайсис» на площадке перед музеем
Но центральное место занимает, конечно, легендарный глубоководный обитаемый аппарат (ГОА) МИР-1, который специальным автопоездом доставили сюда еще в середине ноября.
Легендарный МИР-1
От взгляда на него захватывает дух. Внушительных размеров, он, тем не менее, не кажется громоздким, как его предшественники, он выглядит невероятно гармонично, изящно и просто красиво. И как это часто бывает при взгляде на то, что раньше столько раз видел лишь на фото и видео, а теперь впервые рассматриваешь «вживую», появляется чувство, которое можно назвать «тот самый». Тот самый аппарат, который ставил флаг на Северном полюсе в 2007 г., тот самый, который снимал фильм «Титаник» (именно в МИР-1 всегда находился Кэмерон), тот самый, который погружался к затонувшему «Комсомольцу», «Курску», «Бисмарку», сделал невероятные снимки «черных курильщиков»…
Проходят первые минуты восхищения, и вот уже начинаешь внимательно изучать МИР-1 в деталях. Лицевая часть аппарата поражает сложностью своего устройства. Мощные манипуляторы, проводившие сложнейшие операции на огромных глубинах, кажутся огромными руками, сложенными «на груди» аппарата. Три иллюминатора – центральный, большой и два боковых поменьше. Толщина стекол, способных выдерживать давление на глубинах более 8000 метров, тоже поражает – 120 мм. Под манипуляторами – корзины для сбора материалов. Именно в них складывались сотни предметов с «Титаника» во время экспедиции по их подъему в 2000 году, а в 2001 и 2005 на их месте были ROV – небольшие радиоуправляемые роботы, которые смогли добраться в самые далекие уголки «Титаника» и изучить сохранившиеся интерьеры.
Чуть сбоку от аппарата стоит большая сенсорная панель, на которой выведено 3D-изображение кабины МИРа. Вот где действительно можно «залипнуть», рассматривая в подробностях детали сложного устройства кабины. Вот те самые три иллюминатора, вот лежаки, на которых три человека в течение более 16 часов и проводят все время экспедиции. Техника внутри и правда очень сложная и хрупкая, поэтому неудивительно, что внутрь самого аппарата не пускают посетителей выставки.
Сенсорная панель с 3D-изображением кабины МИР-1
Очень живо можно представить, глядя на огромный аппарат и его манипуляторы, как его готовили к сложнейшим съемкам фильма «Титаник». Тогда он был обвешан осветительными лампами и напоминал, по словам режиссера Эла Гиддингса, рождественскую елку. Правый манипулятор снимали, а вместо него прикрепляли сложнейший «кинобокс» — бокс для кинокамеры, который мог выдерживать давление воды на дне у «Титаника». Но мало кто знает, что этот бокс – как граната с выдернутой чекой, которая могла взорваться в любой момент и утопить аппарат и всех в нем. Во время съемок камера в боксе направлялась вперед, а задняя ее часть была направлена прямиком в сторону аппарата. Малейшая трещина в лицевой стеклянной стенке этой водонепроницаемой «коробки» — и вода врывается внутрь, проносится на гиперзвуковой скорости через всю длину бокса (а это не менее 30 см), без труда прорывает заднюю стенку и, вероятнее всего, пробивает обшивку МИРа-1, убивая за доли секунды весь экипаж, включая Кэмерона, Сагалевича и инженера, коим чаще всего был Андрей Андреев.
И такая ситуация ведь действительно однажды чуть не случилась. В 1995 году во время 10-го погружения на «Титаник» МИР-1 попал в сильнейшее за последние годы придонное течение. Были совершены уже две неудачные попытки добраться до полубака «Титаника», где их уже давно ждал МИР-2. И вот во время третьей попытки аппарат занесло так, что было потеряно всякое управление. Его начало неумолимо нести на корпус «Титаника», столкновение было неизбежным. Кэмерон судорожно хватает управление камерой (которая как раз и была направлена вперед, угрожая всему аппарату) и лишь в последний момент успевает отвести ее в сторону, чтобы удар не пришелся по лицевой части бокса. Послышался скрежет и хруст. МИР-1 ударился о нос «Титаника», легкая обшивка аппарата приняла удар на себя. Но катастрофы удалось избежать – кинобокс остался цел, сохранив жизни всех в аппарате. И хотя Сагалевич предложил продолжить погружение, т. к., по сути, никаких серьезных повреждений не было, Кэмерон отказался и приказал начать подъем.
А. М. Сагалевич рассказывает прессе об устройстве аппарата
МИР-1 в Музее — не просто экспонат, поставленный на вечную стоянку. Это до сих пор действующий аппарат. Одним из главных условий перемещения аппарата из ангара за Калининградом в Музей было то, что его в любой момент могут забрать для участия в экспедиции. Именно по этой причине внутрь попасть нет возможности – чтобы не повредить сложную технику и многочисленные измерительные приборы. МИР-1 стоит на специальной платформе, которую при необходимости можно загрузить на специальный автопоезд и отправить в порт, на судно-носитель. Будучи действующим аппаратом, он требует постоянного ухода, поэтому в зале экспозиции постоянно находятся инженеры МИРов – Вячеслав Кушников и Петр Перепелюк. Это бессменные инженеры, они обслуживают аппараты еще со времен их создания, с 1987 года. Общение с ними – сплошное удовольствие, во время которого узнаешь множество интересных фактов из жизни МИРов. Например, что изначально хотели выдвинуть манипуляторы вперед и в их «клешни» вставить вымпел. Однако побоялись, что без постоянной зарядки аккумулятор сядет, а после такого «задвинуть» манипуляторы обратно будет уже непросто – гидравлика такая, что вручную «руки» не сдвинуть.
С интересом узнали, почему выставка открывалась именно 11-го декабря, – ведь именно в этот день в 1987 году МИР-1 во время ходовых испытаний погрузился на максимальную глубину – 6170 метров.
Наша группа с инженерами МИРов — Вячеславом Кушниковым (крайний слева) и Петром Перепелюком (второй справа, в синей фирменной форме)
В. В. Кушников также рассказал, что каждые 10 лет аппараты должны проходить своеобразный ТО, когда они проверяются буквально до каждого винтика. Последний осмотр проходил в 2004 году, когда, по словам Вячеслава Васильевича, МИРы разобрали до болтиков и части аппарата «были развешены по пакетикам». Герметичную батисферу тестировали в специальной барокамере, где ее подвергали давлению, которое превышает прописанное в тех. данных в 2-3 раза – эквивалент давления на глубинах, превышающих глубину Марианской впадины. Тесты показали, что прочность идеальная, металл не износился, и служить аппарат сможет еще как минимум несколько десятков лет. После такого возник вопрос — почему же тогда МИРы сейчас простаивают? Ведь у них огромный потенциал, особенно учитывая возможность работать в тандеме (именно этот фактор, кстати, и стал решающим для Дж. Кэмерона, когда он выбирал аппараты для съемок).
Ответ самый прозаичный — недостаток финансирования. С момента развала СССР экспедиции на МИРах проводились практически полностью за счет коммерческих проектов – фильмы, туристы, подводные съемки на заказ… Но со второй половины 2000-х осложнился доступ к МИРам, которые формально принадлежат Академии РАН, поэтому и поток проектов стал значительно меньше. Да и очередной ТО должен был пройти в 2014 году, но средств, опять же, не было.
«Будем надеяться, что новый смельчак-инвестор все же найдется», — с некоторой нескрываемой грустью сказал Вячеслав Вячеславович. С грустью, потому что действительно обидно, ведь МИРы – аппараты, которыми действительно можно гордиться, которым нет аналогов в мире, но государство совсем не ценит то сокровище, которым обладает.
Самым главным «инвестором-смельчаком», кстати, был никто иной как Джеймс Кэмерон. Приехать на выставку он не смог «по личным причинам», хотя очень хотел. С А. М. Сагалевичем их связывает очень давняя дружба, и Кэмерон называет Сагалевича своим учителем. Это неудивительно, ведь в общей сложности режиссер совершил 51 погружение на МИР-1 и всегда в компании Анатолия Михайловича.
Вместо себя Кэмерон прислал на выставку ценные подарки — макеты аппарата МИР и DeepSea Challenger. Они стоят немного в сторонке, но все же рядом с МИР-1. Первый использовался при съемках фильма «Титаник», так что это ещё и кинематографическая ценность. Макет аппарата DeepSea Challenger делался специально для выставки по личному заказу Джеймса Кэмерона. К обоим макетам подведено освещение, качество их исполнения действительно на высоте.
Церемония открытия экспозиции прошла привычно торжественно. Выступали чиновники (зам. министра культуры, губернатор, мэр, директора), ученые, главы компаний. Интереснее был последовавший за открытием фуршет. На него стоило попасть лишь для того, чтобы послушать, о чем говорят заслуженные ученые, океанологи, биологи. Например, ну на каком еще фуршете можно услышать разговоры о беспокоящих меняющихся температурах Индийского океана? Или же о последнем конгрессе ученых-океанологов, прошедшем недавно в Нью-Йорке, на котором посчитали, что на данный момент изучено всего 3 (!) процента мирового океана и что будущее надо отдавать именно обитаемым, а не автоматическим, глубоководным аппаратам? Вот так вот попиваешь сок и заодно прослушиваешь полный курс биологии.
Когда уже почти все разошлись, мы еще раз спустились в уже практически безлюдный зал, где стоял МИР. В один из моментов в зале не оставалось никого, кроме нас и молчаливого стоящего МИРа. И это, наверное, был один из самых сильных моментов за весь день. Стоя наедине с этим настоящим чудом техники, разные мысли приходят в голову. Но больше всего захлестывает чувство восхищения и благодарности. Благодарности за то, что он — МИР — и его доблестные пилоты показали нам невиданное, рассказали о подводных тайнах и дали такую возможность даже сегодня чувствовать настоящий дух исследований и настоящего авантюризма, который Жюль Верн вселил в нас еще в детстве и который так хотелось с тех пор прочувствовать хоть немного.
Пожав напоследок внушительный манипулятор МИРа, мы, задумчивые, отправились домой, чтобы на следующий день снова вернуться сюда и получить новую порцию впечатлений, не уступающих тем, что были пережиты сегодня — в день, когда мы прикоснулись к МИРу. О них мы расскажем в следующих репортажах!
Использованы фотографии:
Максим Полищук, Дмитрий Ульянин, Николай Новиков, Надежда Детистова, klops.ru, newkalinigrad.ru, pregel.me