30 потерянных секунд. Можно ли было избежать столкновения?

(Оригинал статьи Сэмюэля Хальперна: «30 Seconds Lost?» — http://www.titanicology.com/Titanica/30_Seconds_Lost.pdf
Перевод, дополнения и комменатрии Максима Полищука)

14 Апреля 1912 года, 23.40.
Впередсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли, находясь высоко в Вороньем Гнезде Титаника, замечают прямо по курсу темный предмет только потому, что звезды начали пропадать с небосклона.
Первый офицер Мэрдок, стоящий на вахте на правом крыле мостика, отчаянно кричит:
«Лево на борт!… Стоп Машина!…»

Уильям Мэрдок

Правильно ли Мэрдок оценил ситуацию? Верные ли приказы отдал? На каком расстоянии находился айсберг? Был ли он замечен раньше, одновременно с впередсмотрящими или же позже? Можно ли было, в конце концов, избежать столкновения? 

В этой статье мы и постараемся найти ответы на эти и другие важные вопросы.

Для начала, вспомним официальную и общепринятую версию того, что происходило за мгновения до столкновения – она прописана в заключении Британской комиссии:

«Около 23.40 один из впередсмотрящих в Вороньем гнезде три раза ударяет в колокол, что сигнализирует об опасности прямо по курсу, и звонит по телефону на мостик с сообщением «Айсберг прямо по курсу». Практически одновременно с ударами в колокол Мэрдок дает приказ «Право на борт» и сразу же дает команду «Стоп. Полный Назад». Руль был полностью положен на борт, и нос повернулся на 2 (два) румба 1, когда произошло столкновение.
Из данных, полученных во время расследования комиссии, известно, что «Титаник» повернулся на два румба (22.5 обычных градуса), когда пытался избежать столкновения. Из различных экспериментов, проведенных на «Олимпике» — «брате-близнеце» «Титаника» — обнаружено, что для «Титаника», идущего такой скоростью, какая была 14 апреля 1912, требуется 37 секунд, чтобы поменять курс на 2 румба. За это время судно проходит около 426 метров. Если учитывать секунды на отдачу приказа, то это расстояние может составить 457 метров. Это примерно та дистанция, на которой и был замечен айсберг»

Заключение британской комиссии основывается на примерных расчетах точного времени происходивших событий. Но если выстроить правильную цепочку событий, сопоставляя показания ключевых свидетелей, складывается немного другая картина. Ключевые свидетели — это впередсмотрящий Фредерик Флит, который был в Вороньем гнезде, и рулевой Роберт Хитченс, стоявший у штурвала. Дополнительные сведения мы также узнаем от рулевого Альфреда Оливера, который в момент тройного удара в колокол был в районе компасной площадки между второй и третьей трубами на крыше Гостиной первого класса.

компасная площака

Итак, какие у нас имеются свидетельства о столкновении?

Впередсмотрящий Фредерик Флит (заседание Американской комиссии):
Флит фредерик

Сенатор Флетчер: Как только вы три раза ударили в колокол, вы сразу же взялись за телефон?
Фредерик Флит: Да, сэр.
Сенатор Флетчер: Как долго вы были у телефона?
Фредерик Флит: Около половины минуты, я полагаю.
Сенатор Флетчер: Когда вы повесили трубку и повернулись вперед, вы увидели, как судно поворачивает влево?
Фредерик Флит: Да, сэр.
Сенатор Флетчер: Оно поворачивало влево мгновенно и неожиданно, или же медленно?
Фредерик Флит: Только начало маневр, когда я посмотрел.

Рулевой Роберт Хитченс:
Хитченс

Генеральный прокурор: Когда вы поняли, что впереди судна что-то есть?
Роберт Хитченс: Три удара из Вороньего гнезда, сэр.
Генеральный прокурор: Вы его слышали в рулевой рубке?
Роберт Хитченс: Конечно, сэр.
Генеральный прокурор: И это значило, что впереди что-то находится?
Роберт Хитченс: Да.
Генеральный прокурор: Сколько времени прошло между ударами колокола и командой «Право на борт»?
Роберт Хитченс: Я могу сказать, что около 30 секунд.

Из взаимоподтверждающих показаний этих двух непосредственных свидетелей столкновения выходит, что около 30 секунд прошло между тем, как Флит ударил в колокол три раза и командой Мэрдока повернуть судно. Но мы также знаем, что требуется определенное количество времени, чтобы судно повернуло после приказа. Согласно показаниям Роберта Хитченса, Титаник «…повернул где-то на два румба, когда столкнулся с айсбергом», а согласно Флиту, курс «Титаника» отклонился на «один или чуть более румб» до столкновения. И снова мы имеем взаимоподтверждающие показания, суть которых в том, что судно повернуло на относительно небольшой угол перед тем как столкнуться с айсбергом.

Хитченс находился в закрытой рулевой рубке, когда все произошло. Свои сведения о том, насколько повернулось судно, он взял с показаний компаса, находившегося прямо напротив него. Как он говорил, «курс судна изменился на два румба, повернув на юго-запад». Курс до столкновения был 289, он отображался на тускло подсвеченном компасе. Это тот же самый курс, с которым Хитченс принял вахту в 10 вечера, когда сменил другого рулевого.

Bearings
Поворот судна влево на два румба (Two Points Off Port Bow) — изменение курса относительно изначального курса

Флит заметил, что судно поворачивает влево, когда он возвращался на свое место в Вороньем Гнезде, поговорив по телефону (который находился на задней стенке с правой стороны Вороньего гнезда) с офицером Муди, которому сообщил об айсберге. Этот звонок имел место спустя мгновения после того, как он 3 раза ударил в колокол, предупреждая мостик, что впереди находится какой-то объект:

«Я спросил, были ли они на месте, они ответили, что да. Тогда они спросили «Что вы видите?». Я ответил: «Айсберг прямо по курсу». «Спасибо» — ответили мне».

И когда Флит возвращался на свое место в Вороньем гнезде, Реджинальд Ли (другой впередсмотрящий) сказал Флиту, что «он видит, как нос начал поворачиваться». Поэтому Флит решил, что поворот начался, пока он был у телефона. Однако согласно показаниям Реджинальда Ли:

«После того как они ответили «Спасибо» и положили трубку, руль, должно быть, был сразу положен на левый борт, потому что судно начало поворачиваться. Казалось даже, что удастся избежать столкновения».

Очевидно, Ли имел ввиду, что «руль был положен» вскоре после ответа «Спасибо» офицера Муди, никак не до этого. Ранее мы уже цитировали Флита, который на американском расследовании заявил, что «судно только начало поворачивать, когда я вернулся на место». Мы также знаем от Хитченса, что Муди повторил Мэрдоку то, что Флит сказал ему по телефону, и только потом Мэрдок отдал приказ «Лево руля» и бросился к машинным телеграфам. Вот показания Хитченса на Британской комиссии:

— Вы не слышали, что впередсмотрящие сказали Муди, но вы слышали, как он ответил «Спасибо»?
— Да, я услышал, как мистер Муди повторил «Айсберг прямо по курсу».
— Кому он это повторил?
— Первому офицеру Мэрдоку.
— Он сказал «Айсберг прям по курсу?»
— Да.
— Повторил то, что услышал по телефону?
— Да.
— И что случилось затем?
— Я услышал, как мистер Мэрдок подбежал к телеграфу и отдал приказ «Право на борт».
— Приказ был «Право на борт»?
— Да.

И, в качестве окончательного развенчания мифа о том, что приказ повернуть был отдан раньше, чем позвонили с Вороньего Гнезда, — показания Флита в тот же день:

Сенатор Бертон: Вы заметили, как быстро изменился курс сразу после того, как позвонили в колокол?
Фредерик Флит: Нет, сэр. Они не начали менять курс до тех пор, пока я не позвонил по телефону. 

Из Вороньего Гнезда Флит и Ли наблюдали, как судно изменило курс «на чуть более один или два румба…пока айсберг не поравнялся с ними». Айсберг ударил, по их ощущениям, «прямо напротив мачты». Согласно показаниям Ли, айсберг находился на расстоянии «полумили или больше, а может и меньше», когда его заметили. Учитывая, что скорость Титаника была около 22.5 морских узлов (11.5 м/с), ему бы потребовалось около 80 секунд, чтобы пройти расстояние в полмили (примерно 900 м). Попробуем выяснить точное расстояние от Титаника до айсберга.

В этот момент рулевой Альфред Оливер занимался налаживанием огней компаса на компасной площадке:

«Когда я смазывал компас, я услышал три удара в колокол в Вороньем гнезде. Я знал, что это означало, что что-то находится перед судном. Я посмотрел, но ничего не увидел. Я сразу отправился на мостик, и в тот самый момент, когда я входил, произошел удар. Я понял, что мы с чем-то столкнулись».

Ясно, что Оливер не мог ничего увидеть с того места, где он услышал удары, потому что вторая труба загораживала ему обзор.
Давайте проанализируем действия и составим путь Оливера. Он покидает компасную площадку и идет к мостику, и «как только он входит на мостик, происходит столкновение», «раздается долгий скрежещущий звук, который «не длился долго». Он видит Мэрдока, стоящего у панели управления водонепроницаемыми дверьми и закрывающего водонепроницаемые переборки.

путь

Оливер рассказывает, что он увидел:

«Я увидел, как мы столкнулись с айсбергом… Этот айсберг был высотой примерно равной высоте шлюпочной палубы, чуть повыше. Он был прямо у борта, сэр. Верхушка не соприкасалась с бортом, но сам айсберг был практически у борта. Айсберг проплывал как раз позади мостика, когда я его увидел»

 Вид айсберга Титаник
То, что должен был увидеть Оливер, входя на мостик.

Расстояние от компасной площадки до мостика составляет около 250 футов (76, 2 метра). Предполагая, что Оливер шел со скоростью, обычной для спешащих пересечь перекресток людей, а также учитывая время на реакцию, получается около 50 секунд между тем, как он услышал три удара и тем, как вошел на мостик. За это время со скоростью 22.5 узла (почему именно такая скорость, читайте в другой статье Сэмюэля Хальперна http://www.encyclopedia-titanica.org/speed_v_revolutions.html), «Титаник» прошел бы расстояние около 1900 футов (580 м) — около трети морской мили (1 морская миля ~1.85 км).  Это не сильно отличается от предположения Ли, что айсберг находился на расстоянии около полумили или немного меньше. Это расстояние расстояние до айсберга и можно считать наиболее приближенным к реальности.

Если приказ повернуть был действительно отдан лишь спустя 30 секунд после 3-х звонков в колокол, как это следует из показаний Флита и Хитченса, то, учитывая 50 секунд Оливера, оставалось бы лишь 20 секунд в интервале между приказом и моментом, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом. На основании данных таблицы маневренных характеристик судна, ему потребовалось бы почти 25 секунд на то (уже больше, чем предполагаемые оставшиеся 20 секунд), чтоб повернуть на один румб, и около 37 секунд, чтоб повернуть на 2 румба, указанные Хитченсом. Из этого можно сделать вывод, что между ударами в колокол и приказом повернуть интервал был определенно меньше, чем 30 секунд.

маневренные характеристики
Маневренные характеристики «Олимпик-класса», предоставленные Эдуардом Уайлдингом после следственного эксперимента на «Олимпике».
Один румб – 11.25 обычных градусов (во втором столбце).

Но верны ли показания Хитченса, что судно повернуло именно на два румба перед тем, как они врезались в айсберг?

На основе маневренных характеристик «Олимпик класса», вычисленных при проведении следственного эксперимента на «Олимпике» (учитывая приведенное выше расстояние до айсберга), сконструируем столкновение, при котором «Титаник» повернулся бы на 2 градуса (за 37 секунд). Причем в качестве необходимых условий следует учитывать, чтобы поворот начался сразу после трех ударов колокола, как заключила Британская Комиссия, и получил бы такие же повреждения, какие были в реальной жизни. Мы видим, что при таком раскладе айсберг должен был оказаться не прямо по курсу, а левее, чтобы при ударе получить те же повреждения, что получил Титаник.
Маловероятно, что в такой ситуации (когда айсберг слева), Мэрдок отдал бы приказ поворачивать налево, он бы, вероятно, тогда поворачивал вправо.

Титаник манёвр

Это приводит нас к мысли, что судно, скорее всего, повернуло на чуть более, чем один румб, а не два, как заключила Британская комиссия на основании слов Хитченса 2. Вероятнее всего, Хитченс указал два румба как максимальное зафиксированное отклонение от курса перед тем, как начать крутить штурвал влево по приказу «Лево на борт» Мэрдока уже после столкновения, но не во время него.

О приказе «Лево на борт» после столкновения с айсбергом известно из многих источников. Рулевой Оливер рассказывал:
«Я слышал лишь те команды, которые были отданы уже после столкновения с айсбергом. Я услышал «Лево на борт», Хитченс стоял у штурвала, Муди проверял исполнение приказа».

Когда «Титаник» наконец-то остановился, его нос был обращен к северу. И рулевой Роу, пришедший уже после столкновения на кормовой мостик, чтоб забрать сигнальные ракеты, увидел показаний компаса, согласно которым «корма судна указывала практически на юг… Нос же указывал на север».

общее положениеОбщий рисунок маневров «Титаника»

Но самое главное в этом всем  — очевидная задержка между тремя ударами впередсмотрящих и приказом Мэрдока повернуть. Почему Мэрдок не сразу принял активные действия? Более того, сколько длилась эта задержка – 30 секунд или меньше?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо воссоздать реалистичную последовательность событий, произошедших, когда заметили айсберг. Для этого, на удивление, лучше всего подходят сцены из фильма Джеймса Кэмерона «Титаник», т.к. они, благодаря воссозданным полномасштабным декорациям, наиболее реально отображают то, что происходило на мостике и как много времени занимали те или иные действия. Изучив подробно последовательность действий, можно сделать вывод, что приказ «Право на борт» был дан спустя 20 секунд, а не 30, после ударов в колокол.

В фильме впередсмотрящий, находящийся справа, ударяет в колокол 3 раза, а затем звонит на мостик. В реальности же, Фредерик Флит находился слева, и звонил он по телефону, который находился позади (а не спереди) сидящего от него справа Ли.

4hYeK6ra8VI

Также в фильме Джеймс Муди выходит из штурманской с чашкой чая, когда спешит ответить на звонок. Мы не знаем, где в реальности находился Муди, но из показаний Флита следует, что была небольшая задержка между тем, как он позвонил, и ответом. Вероятнее всего, Муди находился рядом с рулевым (где ему и полагалось быть), и когда услышал 3 удара в колокол, инстинктивно направился к двери рулевой рубки, чтобы быть готовым передавать приказы Мэрдока рулевому. Когда зазвонил телефон, Муди направился от входа в рубку к одному из 4х телефонов, висевших на задней стене. Когда он ответил, его ответ на крик Флита «Вы там?» был «Да, что вы видите?». Флит говорит «Айсберг прямо по курсу», на что Муди учтиво отвечает «Спасибо». Затем Муди вновь бежит к двери рубки, чтобы передать сообщению Мэрдоку. Когда он за секунды доходит до двери, в ней уже появляется Мэрдок, который и отдает приказ «Право на борт»

Фильм Титаник

Вероятной причиной того, что Мэрдок отреагировал не сразу, является его логичное желание оценить обстановку и понять, что же происходит. Предполагают, что Мэрдок заметил айсберг если не одновременно, то в течение нескольких секунд после удара в колокол. И ему конечно необходимо было оценить как и положение судна относительно айсберга (курс), так и примерное расстояние до него. Если объект находится слишком близко к судну, то, возможно, лучшим решением будет не поворачивать, т.к. если объект лежит не прямо по курсу, а чуть в стороне, то существует шанс пройти мимо. Если же все равно начать поворачивать, то под удар может попасть корма, которая раньше, чем нос, начнет поворот. Если объект находится на достаточном расстоянии и лежит прямо по курсу, то лучше попробовать его обогнуть, отдав приказ сначала повернуть влево, затем вправо.

Вся эта оценка ситуации занимает определенное время. Когда Мэрдок наконец решает, что необходимо делать, он бежит с правого крыла мостика, где раньше стоял, к двери рубки, где Муди уже докладывает ему «Айсберг прямо по курс», и отдает приказ «Право на борт».

Итак, за эти 20 секунд, прошедшие с момента удара в колокол и до приказа «Право на борт», произошли следующие события:

0 сек – Флит три раза ударяет в колокол
4 сек – Флит поднимает трубку телефона и звонит на мостик. Рулевой Оливер покидает компасную площадку над гостиной первого класса
9 сек – Не получая мгновенного ответа, Флит кричит «Вы там?»
10 сек – Муди снимает трубку: «Да, что вы видите?»
13 сек – Флит отвечает: «Айсберг прямо по курсу!»
15 сек – Муди благодарит «Спасибо»
19 сек – Муди докладывает Мэрдоку «Айсберг прямо по курсу!»
20 сек – Мэрдок отдает приказ «Право на борт!»

Как только Мэрдок отдает приказ «Право на борт», он бежит к находящимся на правой половине мостика машинным телеграфам. В фильме показано, что с «Полный вперед» он сначала ставит указатели ручек на «Стоп», затем снова на «Полный вперед» и лишь затем на «Полный назад» (Единственный спасшийся, который говорил о команде «Полный назад» был 4-й офицер Боксхолл  — свидетельство, не подтвержденное больше никем и идущее вразрез с принятыми действиями команды инженеров в машинном отделении).

После отдачи приказа «Стоп» на основные телеграфы, он бежит к экстренным телеграфам и также отдает приказ «Стоп». Свидетели в машинном отделении видели, как все четыре телеграфа в машинном отделении показали «Стоп» 3.


Мостик ТитаникаМостик «Титаника». По краям — основные телеграфы (Main Engine Telegraph), слева от штурвала — экстренный (Emergency)

После отдачи приказа «Стоп», Мэрдок бежит к панели управления водонепроницаемыми переборками и нажимает на кнопку тревоги, которая приводила в действие сигнальные звонки, находившиеся рядом с каждой такой дверью. Предупреждение на панели управления гласит:
«В случае внештатной ситуации, требующей закрытия дверей, нажмите на тревожный звонок, держите кнопку в течение 10 секунд, после этого переведите выключатель на положение «Включить». Внимание: двери не могут быть открыты, пока переключатель находится в положении «Включить».

Согласно показания третьего офицера Герберта Питмана, на «Титанике» панель управления водонепроницаемыми дверьми находилась «вблизи от штурвала» на мостике (а не в рулевой рубке, как показано в фильме).

Если изложить в хронологической последовательности действия, произошедшие после отдачи приказа «Право на борт»:

24 сек – Мэрдок у телеграфов
26 сек – Отдает приказ «Стоп»
28 сек – Муди докладывает «Руль положен на борт»
31 сек – Мэрдок у экстренных телеграфов
33 сек – Отдает приказ «Стоп»
36 сек – Ответный сигнал из машинного отделения поступает на телеграф на мостике. Мэрдок у  панели управления дверьми, нажимает кнопку тревожного звонка.

Передвижения Мэрдока и Муди показаны на данном рисунке:

deckpho1to2

Внизу, в машинном отделении, инженеры на вахте рванулись выполнять неожиданные приказы, который поступили с мостика на телеграфы. В первую очередь, они закрыли клапаны, которые подавали пар в двигатели. Затем, необходимо было отдать приказ в котельные, чтобы они перестали питать топки и закрыли дымовые заслонки, снижая тем самым давление пара. В течение нескольких секунд с момента получения приказа «Стоп», кто-то в машинном отделении с помощью телеграфа переключает индикаторы с «Полный» на «Стоп». В результате, во всех котельных индикаторы «Стоп», подсвечивающиеся белым светом, гаснут, и загораются индикаторы «Стоп», подсвечивающиеся красным светом.

Индикатор

В котельной №6 старший кочегар Фредерик Барретт беседовал с Младшим инженером Джоном Хескетом, когда указатель индикатора показал «Стоп», и начала звенеть сирена. Мгновенно Барретт прокричал «закрыть все дымовые заслонки». Однако до того, как все заслонки успели закрыть, судно столкнулось с айсбергом. Барретт описывает, что «вода ворвалась на высоте около 60 сантиметров над уровнем пола».


БарреттСтарший кочегар Фредерик Барретт

Барретт стоял в правой части котельной №6, на расстоянии около 76 метров от носа. Когда поток воды прорвался через листы корпуса напротив него, он сбил его с ног. Он поднялся, и вместе с Джоном Хескетом подскочил к закрывающейся водонепроницаемой двери, разделявшей котельные №6 и №5. Едва они успели проскочить через них, как они закрылись, «словно нож», как позднее он описывал.

Котельные Титаника

Зная ту длину, на протяжении которой айсберг наносил повреждения, а также скорость судна во время начала поворота, мы обнаруживаем, что контакт с айсбергом длился около 7-8 секунд. За это время он прошел от форпика, до водонепроницаемой переборки Е, разделявшей котельные 5 и 6. Согласно показаниям Барретта, угольный бункер, находившийся в котельной №5, был поврежден айсбергом на длину около 50 см, в результате чего тот оказался заполнен водой (что впоследствии привело к прорыву стенки бункера и затоплению котельной №5).

Повреждения Титаника

Если продолжить таймлайн, то перечисленные выше события можно изложить таким образом:

42 сек – Барретт: «Закрыть все дымовые заслонки»
46 сек – Мэрдок включает закрытие водонепроницаемых дверей
48 сек – Айсберг начинает столкновение с Титаником в районе форпика
50 сек – Рулевой Оливер входит на мостик и видит Мэрдока у панели управления дверьми
55 сек – Контакт с айсбергом прекращается. Оливер видит, как верхушка айсберга проходит по правому борту позади мостика.

Основываясь на последовательности событий, изложенных выше, а также на маневренных характеристиках «Олимпик-класса», можно заключить, что судно повернуло на 15 градусов (1.33 румба) с момента отдачи приказа «Право на борт» до момента контакта с айсбергом. Это вполне соответствует тому, что видел Флит с Вороньего Гнезда. Из показаний рулевого Оливера мы также знаем, что Мэрдок отдал приказ «Лево на борт» после того, как верхушка айсберга прошла рядом с мостиком – и это произошло сразу после прекращения контакта «Титаника» с айсбергом. Мы также знаем, что Хитченсу потребовалось бы около 15 секунд, чтобы переложить руль с одного борта на другой (с «Право» на «Лево» на борт), и чтобы Муди доложил об исполнении приказа Мэрдоку. Также из маневренных характеристик известно, что айсбергу потребовалось 27 секунд, чтоб достичь кормы замедляющегося «Титаника». Все водонепроницаемые двери закрылись в интервале от 25 до 30 секунд с момента, как был отдан приказ «Включить». Плюс мы еще знаем (из показаний Хитченса), что капитан Смит появился на мостике, выйдя из своей каюты и пройдя через рулевую рубку, где-то спустя минуту после столкновения и задал свой первый вопрос «С чем мы столкнулись?»

Основываясь на всем вышесказанном, мы теперь можем окончить наш таймлайн, начатый с момента трех ударов в колокол (Полный таймлайн смотрите ниже):

56 сек – Мэрдок отдает приказ «Лево на борт!»
71 сек – Муди подтверждает выполнение приказа «Лево на борт»
74 сек – Мэрдок говорит Оливеру отметить время, а Муди делает отметку в судовом журнале.
75 сек – Капитан Смит заходит в рулевую рубку, а рулевой Роу на корме видит, как айсберг проходит мимо кормы. Барретт проходит через водонепроницаемые двери, которые за ним закрываются
78 сек – Капитан Смит входит на мостик и спрашивает Мэрдока «С чем мы столкнулись?»

Изображение внизу иллюстрирует все этапы столкновения, учитывая, что приказ «Право на борт» был отдан спустя 20 секунд после трех ударов в колокол:
а) 28 секунд с момента приказа «Право на борт», непосредственный контакт с айсбергом
b) 36 секунд с момента приказа «Право на борт», приказ «Лево на борт»
с) 55 секунд с момента приказа «Право на борт». Корма «Титаника» проходит мимо айсберга

Столкновение

Проведя тщательное расследование, можно утверждать, что изображенный выше сценарий является наиболее близким к тому, что произошло на самом деле. Однако до сих пор возникает вопрос, можно ли было бы избежать столкновения, среагируй Мэрдок раньше?

Опираясь на данные маневренных характеристик «Титаника», давайте попробуем дать ответы на этот вопрос, предположив, что было бы, если бы Мэрдок отдал команду N-е количество секунд спустя после трех ударов в колокол. N = 5, 10, 15, 20, 35 и 30 секундам. Результаты показаны на следующих изображениях:

1. Команда «Право на борт» отдана спустя 5 секунд после 3-х ударов в колокол. Судно полностью бы избежало столкновения с айсбергом спустя 67 секунд, даже не прибегая к дополнительным маневрам:

5сек

2. Команда «Право на борт» отдана 10 спустя секунд после 3-х ударов в колокол, и никаких дальнейших команд не поступило. Айсберг ударил бы в районе турбинного отделения и отсека с электрической динамо-установкой спустя 55 секунд. Повреждения вероятно привели бы к повреждения 4 или 5 кормовых отсеков. Судно бы затонуло.
10сек

3. Команда «Право на борт» отдана спустя 15 секунд после 3-х ударов в колокол, и никаких дальнейших команд не поступило. Айсберг ударил бы в районе котельных № 5 и №6 40 секунд спустя. Повреждения отсеков растянулись бы дальше в сторону кормы. Вероятнее всего, судно потеряло бы остойчивость и перевернулось, что примерно и случилось в 2012 году с «Костой Конкордией».

15сек

4. Команда «Право на борт» отдана спустя 20 секунд после 3-х ударов в колокол, и никаких дальнейших команд не поступило. Судно столкнулось бы с айсбергом в районе форпика, и повреждения растянулись бы до котельных № 5 и 6. Это именно то, что и случилось с «Титаником», приведя к его затоплению 2 часа 40 минут спустя.

20сек

5. Команда «Право на борт» отдана спустя 25 секунд после 3-х ударов в колокол. Произошло бы лобовое столкновение. Вероятнее всего, судно осталось на плаву, т.к. повреждены были бы лишь первые два отсека.

25сек

6. То же самое случилось бы, если бы команда была отдана 30 секунд спустя после 3-х ударов в колокол.

30сек

7. И наконец, если бы Мэрдок решил вообще не поворачивать «Титаник», произошло бы лобовое столкновение 45 секунд спустя. Морской инженер Эдуард Уайлдинг, конструктор «Титаника», вычислил, что при лобовом столкновении нос промялся бы на расстояние около 30 метров за 5 секунд, повреждая первые 2 отсека. Несмотря на большое количество погибших членов команды в передних отсеках, судно, вероятнее всего, осталось бы на плаву

лобовое

В рассмотренных выше сценариях «Титаник» мог избежать столкновения только в ситуации, когда приказ повернуть был отдан лишь 5 секунд спустя. Однако есть средство, которое позволит расширить количество сценариев, при которых «Титаник» мог избежать столкновения — «маневр огибания». Его суть состоит в том, чтоб сначала отдать команду «Право на борт», огибая носом айсберг, а затем «Лево на борт», защищая корму. Он занимает несколько этапов и может быть очень эффективным в огибании препятствий, но необходимо, во-первых, достаточное расстояние, и во-вторых – точно выверенное время. Мэрдок пытался применить именно данный маневр, но, как мы знаем, при задержке в 20 секунд и при таком малом расстоянии ему это не удалось.

В очередной раз используя данные маневренных характеристик «Титаника», можно выяснить, при каких ситуациях, применяя к команде «Право на борт», а затем и «Лево на борт», можно было избежать столкновения с айсбергом. Таких ситуаций две:
1) Команда «Право на борт» отдана 10 секунд спустя после 3-х ударов в колокол, и еще через 23 секунды дана команда «Лево на борт»;
2) Команда «Право на борт» отдана 15 секунд спустя после 3-х ударов в колокол, и еще через 23 секунды дана команда «Лево на борт».

Маневр

В обеих этих ситуациях «маневр огибания» оказался бы успешным. Во втором случае айсберг находится очень близко, однако, все же, не задевает судно. Но при 20-секундной задержке просто не хватило времени на осуществление данного маневра, и судно столкнулось бы по касательной носом с айсбергом – именно это и произошло. К сожалению, эти 5 секунд оказались фатальными.

Итак, какие краткие выводы статьи, и какие ответы на вопросы, которые мы задали в самом ее начале?

Когда Мэрдок заметил айсберг? — Примерно одновременно с впередсмотрящими, но не раньше.
Какое расстояние было между «Титаником» и айсбергом? — Около 580 метров.
Когда судно начало поворачивать? — Когда впередсмотрящий вернулся на свое место после разговора по телефону и взглянул вперед (но не раньше).
Сколько времени прошло между тем, как заметили айсберг, и тем, как с ним столкнулись? — Около 48 секунд
Когда Мэрдок отдает приказ повернуть? — Спустя 20 секунд после 3-х ударов в колокол и обнаружения айсберга
Почему это заняло так много времени?  — Потребовалось время на оценку ситуации и выбора необходимых, с точки зрения Мэрдока, команд
Какой приказ он отдает в машинное отделение? — «Стоп», но никак не «Полный назад»
Можно ли было в ситуации, в которой оказался Мэрдок, избежать столкновения? — Да. Существует целых три случая, при которых удалось бы избежать столкновения. Если бы Мэрдок среагировал практически мгновенно или хотя бы на 5 секунд раньше, используя при этом «маневр огибания», то да, «Титаник», вероятнее всего, проскочил бы айсберг.
Можно ли тогда говорить, что Мэрдок допустил ошибку, приведшей к столкновению? — Нет

Конечно, интересно изучать сценарии «а что, если бы», имея сегодня свободный доступ к любой информации. Но необходимо вернуться в реальность – в безлунную ночь 14 апреля 1912, когда черный объект был замечен на горизонте. Безусловно, сейчас уже легко утверждать, изучив все возможности и проведя точные расчеты, что Мэрдок должен был реагировать если и не мгновенно после 3-х ударов в колокол, то хотя бы успеть предпринять действия в течение 15 секунд. Но ведь Мэрдок не сидел с нами и не изучал данную статью – в реальности он столкнулся с очень неблагоприятными условиями, когда возникла какая-то черная масса в форме неясного силуэта, подсвеченная лишь звездами. В таких условиях очень трудно полноценно оценить ситуацию и сделать наиболее правильный выбор.

По предпринятым Мэрдоком действиям, когда он понял, что у него не такой большой выбор, можно понять, что он пытался минимизировать повреждения судна – сначала повернув нос, а затем корму. Возможно, он даже понимал, что лучше принять удар на нос, чем подставлять корму, где находились важные системы жизнеобеспечения судна. Но, к сожалению, первые пять отсеков были повреждены айсбергом, и «Титаник» не мог оставаться на плаву с такими повреждениями. Однако, последствия могли бы быть еще хуже, если бы удар пришелся дальше в сторону кормы, приводя к опрокидыванию судна до того, как большинство шлюпок были бы спущены.

Полный таймлайн событий, произошедших после того, как был замечен айсберг

0 сек – Флит три раза ударяет в колокол
4 сек – Флит поднимает трубку телефона и звонит на мостик. Рулевой Оливер покидает компасную площадку над гостиной первого класса
9 сек – Не получая мгновенного ответа, Флит кричит «Вы там?»
10 сек – Муди снимает трубку: «Да, что вы видите?»
13 сек – Флит отвечает: «Айсберг прямо по курсу!»
15 сек – Муди благодарит «Спасибо»
19 сек – Муди докладывает Мэрдоку «Айсберг прямо по курсу!»
20 сек – Мэрдок отдает приказ «Право на борт!»
24 сек – Мэрдок у телеграфов
26 сек – Отдает приказ «Стоп»
28 сек – Муди докладывает «Руль положен на борт»
31 сек – Мэрдок у экстренных телеграфов
33 сек – Отдает приказ «Стоп»
36 сек – Ответный сигнал из машинного отделения поступает на телеграф на мостике. Мэрдок у  панели управления дверьми, нажимает кнопку тревожного звонка.
42 сек – Барретт: «Закрыть все дымовые заслонки»
46 сек – Мэрдок включает закрытие водонепроницаемых дверей
48 сек – Айсберг начинает столкновение с Титаником в районе форпика
50 сек – Рулевой Оливер входит на мостик и видит Мэрдока у панели управления дверьми
55 сек – Контакт с айсбергом прекращается. Оливер видит, как верхушка айсберга проходит по правому борту позади мостика.
56 сек – Мэрдок отдает приказ «Лево на борт!»
71 сек – Муди подтверждает выполнение приказа «Лево на борт»
74 сек – Мэрдок говорит Оливеру отметить время, а Муди делает отметку в судовом журнале.
75 сек – Капитан Смит заходит в рулевую рубку, а рулевой Роу на корме видит, как айсберг проходит мимо кормы. Барретт проходит через водонепроницаемые двери, которые за ним закрываются
78 сек – Капитан Смит входит на мостик и спрашивает Мэрдока «С чем мы столкнулись?»?

Источники:
http://www.titanicology.com/Titanica/30_Seconds_Lost.pdf
http://www.facebook.com/groups/138884062810106/
http://www.encyclopedia-titanica.org/

Контакты:
Корабль-Легенда Титаник: https://vk.com/rms_titanic_club764610
Максим Полищук: https://vk.com/id6269719

Notes:

  1. Румб — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.
  2. Некоторые показания Хитченса относительно того, как долго он поворачивал штурвал, вызывают затруднения из-за их несоответствий. Сначала он говорил, что команду «Право на борт» получил прямо во время столкновения. Далее он говорил, что не успел положить штурвал до столкновения. Потом он говорил, что едва он успел положить руль, как произошло столкновение. И, наконец, он заявил, что столкновение произошло в тот момент, когда Муди докладывал Мэрдоку о том, что штурвал положен.
    Чтобы положить штурвал на борт из нейтральной позиции требуется 4 полных поворота – это примерно 7-8 секунд. За это время курс судна изменится на всего лишь около 1 градуса, практически неощущаемое изменение. На Американском заседании Хитченс сказал, что: «Но пока я поворачивал штурвал, судно уже сталкивалось с айсбергом, мы могли слышать грохочущий звук». Он также говорил, что рулевой Оливер стоял слева от него, когда Муди сообщал Мэрдоку о том, что руль положен (Право на борт). Но из показаний Оливера мы знаем, что он слышал лишь приказ «Лево на борт», а не «Право на борт». И хотя Хитченс никогда не подтверждал на расследовании, что получал приказ «Право на борт», Говард Чэпин, пассажир «Карпатии», записывал слова спасшегося рулевого. В своей «Истории о Катастрофе, рассказанной Рулевым», он цитирует Хитченса: «Первый офицер «Титаника» попытался избежать столкновения сначала отдавая команду «Право на борт», а затем увести корму, кладя руль на левый борт, но под водой айсберг был слишком велик, поэтому не было никакой возможности избежать столкновения» 
  3. Это показания смазчика Фредерика Скотта. Из показаний других спасшихся – Диллона, Стенгеля, Лайтоллера и Бизли – известно, что двигатели судна остановились лишь спустя 2 или 3 минуты после столкновения. В этом нет ничего удивительного, ведь никто из членов экипажа не нес вахту у машинных телеграфов