Игнорировали ли на «Титанике» ледовые предупреждения?

Практически аксиомой сегодня является утверждение, будто на «Титанике» «проигнорировали» ледовые предупреждения, поступавшие с других судов – об этом пишут в книгах, говорят в документальных и художественных фильмах, рассказывают во влогах на Youtube и так далее.

Для начала, что означает слово «игнорировать»? Оно предполагает, что на поступающие ледовые маркониграммы команда «Титаника» не обращает никакого внимания, они не оказывают никакого влияния на судовые задачи, а рейс продолжается так, будто бы этих предупреждений не существовало вовсе. Так ли это? Нет ничего более далекого от правды.

Ледовое поле, открывшееся зрителям «Карпатии» утром 15 апреля 1912 (National Museum of American History)

Ледовые предупреждения начали поступать на «Титаник» еще 12 апреля 1912 года. В тот же день, за два дня до катастрофы, команда «Титаника» начинает реагировать на эти сообщений (а не игнорировать) и предпринимать соответствующие условиям предупредительные меры. Итак, что было сделано?

1.Начиная с первого предупреждения, ледовые телеграммы размещаются в рулевой рубке на информационной доске, ознакомление с которой было обязательным для всех помощников капитана. К вечеру 14 апреля на ней находилось уже минимум три предупреждения. Это подводит к следующему пункту.

2. Команда прекрасно понимала, что «Титаник» направляется в ледовый район, это не было ни для кого неожиданностью, и в данной ситуации офицеры на мостике придерживались давно сложившейся при таких погодных условиях рутины. Об ожидании льдов по курсу говорили на расследовании все выжившие помощники капитана.

3. Вскоре после начала своей вахты в восемь вечера 14 апреля 6-й помощник капитана Джеймс Муди получает задачу от 2-го помощника Лайтоллера – рассчитать время, когда «Титаник» должен оказаться в районе льдов, основываясь на данных ледовых предупреждений. Муди сообщает: это должно случиться в районе 23.00. Эту информацию Лайтоллер сообщает 1-му помощнику Мэрдоку, когда тот сменяет его на мостике.

4. Полученная информация становится предметом обсуждения Лайтоллера и капитана Смита: они оценили погодные условия, в которых они оказались, а также предположили, как далеко в такую ночь можно заметить айсберги. Капитан и его помощник пришли к выводу, что заметить их можно «достаточно далеко», учитывая, что в такую звездную ночь свет должен хорошо отражаться даже с граней «синего» айсберга, недавно перевернувшегося. После этого Смит произнес фразу: «Если что-нибудь вызовет малейшие сомнения, сразу зовите меня. Я буду внутри», и направился в свою каюту. Сомнений на тот момент никаких не было, а ситуация, согласно сложившейся практике и многолетнему опыту, дополнительных мер не потребовала.

5. Собирающийся также вскоре покинуть мостик Лайтоллер отдает еще одно важное распоряжение Муди: младший помощник должен позвонить в «Воронье Гнездо» и наказать пристально следить за «малым льдом и гроулерами». Муди позвонил, предупредил о льдах, но забыл упомянуть гроулеры, и тогда Лайтоллер заставил Муди повторно перезвонить и сказать то, что в прошлый раз упустил. Данную ценную информацию впередсмотрящие также передали коллегам Флиту и Ли, которые вскоре сменили их в «Гнезде».

Таким образом, к 23:00 на «Титанике» готовились ко встрече со льдами. Согласно полученным расчетам, Мэрдок ожидал ледовые поля, находясь на мостике, периодически прикладывая бинокль к глазам. Дополнительная ответственность была возложена и на впередсмотрящих, которые теперь не только вглядывались в горизонт, но и высматривали в темноте океана небольшие льдины. Более того, на «Титанике» наблюдали за океаном из «Гнезда» целых два члена команды одновременно, что являлось настоящей роскошью среди пассажирских лайнеров.

«Воронье гнездо» «Титаника» 79 лет спустя (Al Giddings/Nature Footage). 

Данные меры были предприняты командой в ответ на полученные ледовые предупреждения – и это сложно назвать «игнорированием», нет так ли? Погода была ясной, море – спокойным, и данных действий, согласно господствовавшей тогда сложившейся морской практике, было более чем достаточно, о чем впоследствии откровенно говорил и будущий капитан «Олимпика» в его лучшие годы Бертрам Хейс:

21809.Когда вы приближаетесь к ледовому региону, точнее, к месту, которое вам переслали по телеграфу, вы предпринимаете какие-либо действия? – Я предпринимаю действия согласно погоде.
21809.Предположим, в ясную погоду. – В ясную погоду распорядок для вперёдсмотрящих остается стандартным.
21814. Вы продолжаете идти с той же скоростью? – С той же скоростью.
21815. Вы ее никак не меняете? – Никак не меняю.
21816. Такова сложившаяся практика в вашей Компании? – Это практика, сложившаяся по всему миру и которой следуют все суда, которые пересекают Атлантику.

К сожалению, лишь катастрофа «Титаника» смогла стать катализатором пересмотра данного подхода – были введены новые правила реагирования на ледовые предупреждения, регламентирована работа радистов и вперёдсмотрящих. Однако неизменным осталось главное – суда и после гибели «Титаника» продолжили в ясную погоду следовать на полном ходу даже после получения ледовых предупреждений, замедляться посреди чистого океана они не стали. Команды на мостиках продолжили управлять своими судами, опираясь на здравый смысл.