Эволюция канализационной системы на борту лайнеров «Олимпик»-класса

Руководство «Уайт Стар Лайн», вопреки заблуждениям, никогда не экономило на стройматериалах для создания своих судов. При строительстве и отделке использовалась проверенная сталь, редкие и баснословно дорогостоящие породы дерева и виды тканей. Компания делала ставку на безопасность пароходов, их размеры и комфорт, возрастающий с каждым последующим классом вводимых в эксплуатацию лайнеров. Стороной не обошли и сантехническое оборудование.

При создании «Олимпика» проектировщики сделали существенный шаг вперёд: его стилизованные апартаменты на палубах «B» и «C» оборудовали персональными ванными комнатами, которые оснащались душами и распылителями — фарфоровыми насадками, покрытыми эмалью, а также умывальниками, вмонтированными в плиты из мрамора. Общественные ванные комнаты I класса снабжались холодной и горячей водой. Внутри были установлены электрические лампы, которые автоматически загорались в момент закрытия дверей.

Накопительные ёмкости "Британника" на "Orlop deck" отмечены красными прямоугольниками.

Накопительные  ёмкости  «Британника»  на  «Orlop  deck»  отмечены  красными  прямоугольниками

Личные санузлы имели только стилизованные апартаменты, поэтому большая часть пассажиров стандартных кают I класса была вынуждена прибегнуть к услугам общественных ванных комнат. К слову, данная практика существовала и на более новых «плавучих городах»: на «Аквитании» компании «Кунард Лайн», на немецком лайнере — «Император» и т. д.

При проектировании «Британника» конструкторы осознали, что привилегированным пассажирам требуется приватное пространство для гигиенических нужд. В результате чего практически все апартаменты I класса обзавелись личными ванными комнатами. Именно данная роскошь ставила «Британник» несколько выше конкурентов. Некоторые из кают II класса, которые при необходимости можно было переоборудовать для пассажиров I класса, расположенные на палубе «E», имели персональные ванные комнаты.

Верхушка инженерной мысли — установка канализационной системы, включающая специальные накопительные ёмкости на Orlop deck. Теперь отходы жизнедеятельности из уборных скапливались в резервуарах. Когда они заполнялись, выключатель приводил в работу насосы, которые под давлением избавлялись от содержимого под водой. До внедрения данной системы на «Британнике» отходы принудительно расставались с судами при помощи множества выводящих труб, через отверстия, расположенные чуть выше ватерлинии.

Кирилл Зимацкий

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»