Эволюция канализационной системы на борту лайнеров «Олимпик»-класса
Руководство «Уайт Стар Лайн», вопреки заблуждениям, никогда не экономило на стройматериалах для создания своих судов. При строительстве и отделке использовалась проверенная сталь, редкие и баснословно дорогостоящие породы дерева и виды тканей. Компания делала ставку на безопасность пароходов, их размеры и комфорт, возрастающий с каждым последующим классом вводимых в эксплуатацию лайнеров. Стороной не обошли и сантехническое оборудование.
При создании «Олимпика» проектировщики сделали существенный шаг вперёд: его стилизованные апартаменты на палубах «B» и «C» оборудовали персональными ванными комнатами, которые оснащались душами и распылителями — фарфоровыми насадками, покрытыми эмалью, а также умывальниками, вмонтированными в плиты из мрамора. Общественные ванные комнаты I класса снабжались холодной и горячей водой. Внутри были установлены электрические лампы, которые автоматически загорались в момент закрытия дверей.
Личные санузлы имели только стилизованные апартаменты, поэтому большая часть пассажиров стандартных кают I класса была вынуждена прибегнуть к услугам общественных ванных комнат. К слову, данная практика существовала и на более новых «плавучих городах»: на «Аквитании» компании «Кунард Лайн», на немецком лайнере — «Император» и т. д.
При проектировании «Британника» конструкторы осознали, что привилегированным пассажирам требуется приватное пространство для гигиенических нужд. В результате чего практически все апартаменты I класса обзавелись личными ванными комнатами. Именно данная роскошь ставила «Британник» несколько выше конкурентов. Некоторые из кают II класса, которые при необходимости можно было переоборудовать для пассажиров I класса, расположенные на палубе «E», имели персональные ванные комнаты.
Верхушка инженерной мысли — установка канализационной системы, включающая специальные накопительные ёмкости на Orlop deck. Теперь отходы жизнедеятельности из уборных скапливались в резервуарах. Когда они заполнялись, выключатель приводил в работу насосы, которые под давлением избавлялись от содержимого под водой. До внедрения данной системы на «Британнике» отходы принудительно расставались с судами при помощи множества выводящих труб, через отверстия, расположенные чуть выше ватерлинии.
Кирилл Зимацкий
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»