Отчет главного механика о первом переходе «Олимпика» в Нью-Йорк
Какое чувство вас посетило, когда вы впервые увидели фотографию «Титаника»?
Восхищение размерами, роскошью? «Призрак бездны?» А может, вовсе никакого чувства — просто печальное событие в истории мирового судоходства?
Вариантов в действительности очень много, ответы индивидуальны, как и все мы. Для каждого «Титаник» — это что-то своё, для каждого это свой символ. Нельзя не восхищаться гладкими и лаконичными обводами огромного 270-метрового корпуса, в профиль лайнер выглядит словно огромная, но очень стройная королевская яхта. А что уж сказать про интерьеры! С современными требованиями пожарной безопасности, высокими ценами на редкие сорта древесины и исключительным экономическим подходом к созданию круизных судов, вряд ли когда-либо снова появятся такие суда, как «Олимпик» — класс и в целом как пароходы начала 20 века. Поражает то, что эти гиганты собирались без помощи компьютерного моделирования по заклепкам, по листам, а их элементы строились из отдельных панелей, создавая огромные композиции. Это были опыт и умение, инженерная школа одной из лучших верфей мира.
Но никто не сможет поспорить, что при всей этой визуальной роскоши, лайнером является судно, которое движется по определенному маршруту, в определенных временных рамках, а не с точностью «вышли и когда-нибудь придем». Для того, чтобы работать по графику, нужно противостоять природе, не знающей графиков, необходимы машины, которые будут весь этот плавучий дворец с прислугой, крестьянами и боярами толкать вперед. И сегодня мы как раз хотим представить редкий документ, который сочетает не просто восхищение «Олимпик»- классом в целом, с которого мы и начали наше повествование, а именно дает редкий взгляд на его техническую сторону с точки зрения главного «командира» всех машин, двигателей и той «начинки», которая и давала жизнь «Титанику», «Олимпику» и «Британнику».
Этот документ — доклад руководству «White Star Line» авторства главного судового механика Джозефа Беллом от 24 июня 1911 года. Написан он был после того, как «Олимпик» 21 июня завершил свой самый первый трансатлантический переход. Меньше чем через год этот человек в той же должности поднимется на борт «Титаника» 2 апреля 1912 года, а через 13 дней погибнет. Но до того момента Белл и его команда будет бороться с врагом, меняя своё право выжить на секунды, которые помогут выжить другим. Да, бой неравный, они проиграют, но останутся героями. С каждым разом всё сильнее приходится задумываться о том, какую базу специалистов потеряла верфь и судоходная компания, ведь в первый рейс ушли одни из лучших, а спаслись лишь единицы.
Джозеф Белл, старший механик (фото Encyclopedia Titanica)
Вероятнее всего, после практически года на «Олимпике», Белл не испытал ни одного из предложенных выше чувств, когда впервые увидел готовый к эксплуатации «Титаник». Это для нас он стал лайнером-легендой, для него же это была вторая машина в классе, огромный монстр из тысяч деталей, километров проводов, трубопроводов, тысяч тонн металла, который под его руководством будет послушным механизмом, как вверенный ранее «Олимпик». А его задачей будет следить за работой систем, предложить улучшить то, что еще недостаточно хорошо для крупнейшего транспорта на Земле.
Итак, перенесемся в 24 июня 1911, Нью-Йорк.
«SS Olympic» in New York (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, DC.)
В Нью-Йорк.
24 Июня 1911 года.
Компания «Ismay, Imrie and Co» («White Star Line», судовладелец лайнера).
Джентльмены,
Спешу сообщить, что машины и котлы работали очень хорошо при переходе из Саутгемптона. Скорость регулировалась в зависимости от инструкций с мостика, котлы давали хороший запас пара для поддержания различных скоростей. Бойлеры подключались в работу по необходимости, пока все 24 двухпроточных котла не были задействованы; 5 однопроточных оставались в резерве до окончания рейса.
Все котлы работали без малейших нареканий, топочные индикаторы Килроя и электрический телеграф из машинного зала в котельные – это крайне полезные устройства, позволяющие дежурному механику контролировать работу всех бойлеров без труда. С такими количеством топок данные механизмы необходимы.
Поршневые машины.
Работали исключительно хорошо, выявлены незначительные проблемы с подшипниками (вероятнее всего. речь про опорные подшипники и систему их смазки — прим.пер), обороты до необходимых поднимали аккуратно, вскоре убедились в нормальной работе машин.
Турбина. Ни единой проблемы в работе.
Новый тип ротора решает проблему повышенного давления на упорные подшипники — на это указывает температура масла в системе смазки, не превышающая 85 градусов.
Система смазки под давлением. Очень хорошо функционирует, подшипники всех валов максимально эффективно смазаны, масленая пленка покрывает все рабочие поверхности подшипников, на что не способна традиционная система смазки.
Вспомогательные системы. Без особых нареканий, однако хочу предложить несколько изменений: добавить расширительные бачки в питательных помпах со стороны контактного нагревателя, изменить ход клапанов в нескольких вспомогательных паровых помпах для повышения их эффективности. Сёдла клапанов в системе санитарных вод имеют слишком большой размер для резиновых клапанов (их используют для снижения шума от работы клапанов вблизи жилых помещений — прим.пер).
Зольные эжекторы. Работали без ожидаемых проблем.
Электрическая система судна.
Никаких сложностей не выявлено, напряжение, необходимое для питания и освещения, поступает с большим запасом, не достигая максимальной производительности основных генераторов.
Холодильное оборудование. Работает отлично, поддерживает необходимую температуру, машины для создания льда работают нормально. Есть небольшие проблемы с регулировкой кулеров-охладителей: из-за неправильной регулировки в них замерзает вода, но это нормально и обычно случается на новых установках.
Телеграфы в машинном зале. Работают замечательно, не требовали настройки, что, учитывая длину судна, замечательно.
Водонепроницаемые двери. При испытаниях всегда закрывались без проблем. Считаю, что нужно установить индикатор на мостике, показывающий закрытие дверей.
Телефоны в бойлерной (вероятно, речь про бойлерные телеграфы).
Работают недостаточно хорошо, требуют повышенной изоляции от корпуса судна в машинном зале.
Индикаторы температуры воды. Работают на отлично, помогают снизить износ труб из-за перегрева воды (и повышения ее давления, соответственно).
Рулевая система.
Вполне ожидаемое, хорошее решение. Трехпоршневые машины и амортизационные пружины делают работу машины практически бесшумной.
Телемотор (устройство, передающее вращение штурвала рулевой машине с помощью гидравлического привода).
Работает очень хорошо, нет ни единого замечания.
Пассажирские лифты, подъемники. Хорошо работают и пользуются большим спросом.
Паровые свистки, горн и электрическое управление.
Без нареканий.
Вентиляторы. Без серьезных недостатков, но в паре случаев требуются незначительные доработки.
Изоляция пассажирских помещений (видимо речь про шумоизоляцию в непосредственной близости от шумных механизмов — прим. пер.). Небольшие дополнения требуются на местах, в настоящее время этим занимаются.
Резервные динамо машины. Работают эффективно, запускаются от заката до рассвета.
Электрические, грузовые краны.
Работают хорошо, но возникли небольшие проблемы с привлечением персонала для работе с ними по прибытию в Нью-Йорк.
Джентльмены,
Ваш покорный слуга
Дж. Белл. Гл. Мех (сокращение от Джозеф Белл, главный механик (J.Bell Chf. Eng)).
Антон Щукин для ИИСТ и группы «Лайнер-Легенда Титаник»
Использовавшиеся источники:
Mark Chirnside. RMS Olympic: Titanic’s Sister. — The History Press, 2015. — С. 368