Как Брюс Исмей отреагировал на потерю «Британника» и военный триумф «Олимпика»?

Ещё летом 1911 года Брюс Исмей и лорд Уильям Пирри официально подписали предварительный заказ на постройку «Британника», который должен был стать лучшим из лучших в трио «Олимпийцев». Поначалу темпы «роста» крупнейшего в мире лайнера превосходили все ожидания и, казалось, с такой «непотопляемой» флотилией на трансатлантической линии первенство компании «Уайт Стар Лайн» обеспечено. Только непредсказуемая судьба диктовала свои правила. Трагедия «Титаника» перечеркнула амбициозные планы Брюса Исмея и заодно его жизнь.

В июне 1913 года сломленный бизнесмен сложил с себя полномочия управляющего «Международной Торговой Судостроительной Компании» и директора «Уайт Стар Лайн» и добровольно отправил себя в заточение. Его преемником на обоих постах стал вице-президент Гарольд Сандерсон, который продолжил семейное дело Исмеев. Под его началом завершилось строительство «Британника», но наступило роковое лето 1914 года, неся с собой известие о начале Первой мировой войны. Будучи в отдаленном месте от многолюдных улиц, Брюс Исмей продолжал пассивно следить за судьбой его «детищ», реквизированных для военных нужд, читая время от времени заметки в прессе.

Экс-президент судоходной компании редко покидал свой особняк, а его появление в социуме и непосредственное участие в общественных мероприятиях – явление редчайшее, но одно любопытное событие имело место быть. Вероятно, после военных побед «Олимпика» и трагической потери «Британника» в водах Эгейского моря Исмей не мог равнодушно пропустить мимо себя эти новости. Поэтому весной 1917 года на ежегодном собрании Лондонской ассоциации военных рисков он решает выступить со своим «последним стратегическим предложением», имеющим косвенное отношение к гибели «Британника», и с намеком на нераскрытый потенциал лайнеров-гигантов на военной службе:

«Такая авторитетная ассоциация, как наша, представляющая интересы судоходства в Ливерпуле, Лондоне и Глазго, имеет все основания выступить против политики строительства по большей части низкоскоростных и малотоннажных пароходов. Трамповые суда предназначены для импорта и экспорта продовольствия или сельскохозяйственной продукции, к примеру, хлопка и шерсти, необходимых для наших фабрик. Они успешно справляются с данной задачей. И только лайнеры доказали на практике, что по-настоящему способны противостоять подводной опасности благодаря их скорости, работе квалифицированного экипажа и оборонительному вооружению.

В настоящее время нет необходимости в размещении пассажиров на новых судах, но крайне важно, чтобы строительство крупнотоннажных лайнеров с хорошими скоростными характеристиками продвигалось так же быстро, как строительство любых других типов судов. Кроме того, страховые взносы, выплачиваемые застрахованным судам, должны покрывать 95% убытков на всех рейсах, начатых с начала войны».

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»