Лобовое столкновение с айсбергом как способ убить пассажиров и экипаж

Теория о том, что единственный спасительный маневр – это лобовое столкновение с айсбергом, которое предотвратило бы катастрофу «Титаника», была выдвинута через несколько недель после крушения. Она не теряет актуальность десятилетиями по той причине, что показательных примеров таранных столкновений с учетом аналогичного габарита судна, атмосферных явлений и обстоятельств, в истории кораблекрушений попросту нет. Сомнения заставляют строить догадки и анализировать похожие инциденты.

Один из них произошел за семь месяцев до трагедии «Титаника», в августе 1911 года, приблизительно в тех же координатах, только закончившийся относительно благополучным исходом. Трансатлантический лайнер пароходной компании «Энкор Лайн» — «Колумбия», полная грузоподъемность которого не превышала 10 000 т, направлялся в Нью-Йорк с 596 пассажирами на борту. В 120 милях от острова Ньюфаундленд пароход вошел в зону густого тумана. Капитан распорядился снизить скорость наполовину от максимальной – до восьми узлов и выставил дополнительного впередсмотрящего на баке. Судовые часы показывали 19:15 – время ужина.

В обеденных салонах царило оживление: стюарды, лавирующие между столиками, разносили десерты и убирали использованную посуду. Движение судна было настолько медленным, что практически не ощущалось пассажирами. Умиротворенную идиллию нарушил резкий толчок. Удар был настолько сильным, что даже сидящих на стульях людях, выбросило с их мест, стюарды, не успевшие схватиться за прикрученную к полу мебель, упали, следом посыпалась посуда, сорванная инерцией после толчка со столов или из рук обслуживающего персонала. Удивительно, что происшествие не спровоцировало панику среди пассажиров, офицеры и стюарды уверяли их, что опасности нет.

5JcorO9vplM

Август   1911   года.   Раненая   «Колубия»   пришвартована   в   нью-йоркском   порту.   Photo   (c)   American   Press   Association

Минутой ранее из плотного тумана «вырос» айсберг, оказавшийся точно перед форштевнем лайнера, времени на маневры не оставалось. Капитан Митчелл приказал реверсировать машины, к моменту столкновения скорость судна уменьшилась до двух узлов, но избежать тарана не удалось. Носовая оконечность плотно вонзилась в айсберг кубической формы высотой около 45 метров. Тонны спрессованного льда рухнули на бак парохода, засыпав впередсмотрящего, которого в полусознательном состоянии с травмами и порезами позже извлекли из ледового плена. Также многочисленные ушибы и переломы получили пассажиры и члены экипажа, которых силой удара швырнуло на пол или на стену.

На покореженный форштевень, вдавленный внутрь на четыре метра, натянули брезенты, в трюме матросы задраили течь мешками с песком и запустили насосы, которые эффективно справлялись с откачиванием забортной воды. Девять матросов в течение пяти часов убирали куски льда с палубы. Мощный удар сорвал даже якорь с левого борта. Зона тотальных разрушений оказалась выше ватерлинии, поэтому судно своим ходом добралось до Нью-Йорка с опозданием на сутки. Если такие серьезные повреждения после лобового столкновения получило малотоннажное судно, шедшее со скоростью всего два узла, представьте себе, какие последствия могли быть у «Титаника», если бы времени на маневр не оставалось?

Судно массой около 50 000 тонн на скорости 40 км/ч врезается в статичную стену, по плотности не уступающую бетону. Принудительное и внезапное торможение деформирует набор корпуса парохода, которое повлечет за собой череду неисправностей в системе обеспечения безопасности. В носовой части сотни членов экипажа и пассажиров III класса будут мгновенно убиты. Спящих пассажиров и обслуживающий персонал в центральных и кормовых каютах выбросит из постелей, придавит или покалечит мебелью. Вахтенные матросы или гуляющие на променадах пассажиры окажутся за бортом. В машинном и котельных отделениях десятки обожженных и травмированных рабочих. Нарастает паника и начинаются волнения. Огромное количество жертв и раненых еще до начала эвакуации.

Столкновение с айсбергом «лоб в лоб» — самая травмоопасная и непредсказуемая альтернатива спасения «Титаника», которую пресса часто навязывает нам, как наиболее безопасную.

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»