Незабвенный день — тогда я впервые увидел «Титаник»
В 2003 году останки самого известного в мире лайнера вновь стали объектом внимания прославленного голливудского режиссера Джеймса Кэмерона. В этот раз к русско-американской команде примкнули три профессиональных технических дайвера и по совместительству организаторы экспедиций к «младшему брату» «Титаника» — «Британнику»- Кевин Гурр, Ли Бишоп и Карл Спенсер, которые внесли неоценимый вклад в изучение останков госпитального судна Его Величества. Спустя шесть лет опытный дайвер Карл Спенсер трагически погибнет в ходе погружения к «Британнику». Спуск в глубины Северной Атлантики на глубоководном аппарате «Мир 2» оставил массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, которыми поделился британский дайвер Кевин Гурр.
Моя история начинается с обычного электронного письма со словами: «Хочешь погрузиться к «Титанику»?» Долго думать мне не пришлось – ответ очевиден.
Несколько месяцев назад мы втроём – Ли Бишоп, Карл Спенсер и я в номере отеля в Парк-Лейн планировали очередное погружение к «Британнику». О приглашении увидеть «Титаник» своими глазами мы тогда могли только грезить. Но без чудес наш свет не мил – электронная весточка стерла наши предыдущие планы. В середине июня наш коллектив уже сидел в креслах самолета, направляющегося в Сент-Джонс (Ньюфаундленд). Ещё с высоты птичьего полета я заметил научно-исследовательское судно – «Академик Мстислав Келдыш», тогда с небес мне оно казалось большим белом китом размером с айсберг, словно тот самый – смертоносный, погубивший «Титаник».
Пришвартованное у причала судно готово в любой момент отравиться в суровые атлантические воды. Наступил, пожалуй, самый значимый день в моей жизни – «Келдыш» двинулся в путь. Наша исследовательская команда, состоящая из дайвинг-инструктора, технического инженера и пожарного, морально готовилась к спуску на 3800 метров в самую толщу Атлантического океана. Погружения будут осуществляться на подводных аппаратах «Мир», способных спускаться на глубину более 6500 метров! Безусловно, нас пригласили не для развлечения. Перед нами стояла цель – изучить части затонувшего «брата» «Британника», чтобы сопоставить с уже известными исследовательскими данными о госпитальном судне.
Русская команда ученых оставила самые положительные впечатления. Порой они возникали из ниоткуда, где-то в недрах «Келдыша» от нас «прятались» около 120 человек, поэтому мы ни разу не заметили одинаковых лиц. Русские всегда улыбались, были приветливыми, но по-английски почти не говорили. Порой языковой барьер приводил к комичным ситуациям. Перед заказом блюда, Ли несколько раз упорно тыкал пальцем в название, но его усилия не оправдались – ему принесло абсолютно другое блюдо. Каждый раз в сопровождении русских пилотов, нам приходилось молча погружаться, но общительный Карл пытался за 12 часов выучить азы русского языка. К большому сожалению его способностей хватило только на фразу: «Откуда просачивается вода?»
Прошло два дня. Я спокойно отдыхал в каюте, как неожиданно по «Келдышу» прокатилась череда громких голосов с русскоязычной речью. Как оказалось, это была плановая перекличка. Судно застопорило ход, в это мгновение внутри меня что-то похолодело. Под нами могила прекрасного пассажирского лайнера, на месте гибели которого зеркальная гладь, покрытая туманной пеленой. Теперь нам предстояло ознакомиться с инструкцией, выслушать советы бывалых экспертов, а по окончании брифинга осмотреть технологический триумф – аппараты «Мир». Мне они показались настолько стесненными пространством, что внутри сферы едва ли поместимся мы и наши сухпайки. Как нам объяснили, теоретически, в случае непредвиденной ситуации группа, состоящая из трех человек, сможет продержаться внутри «Мира» не более 100 часов, на такое время рассчитан запас кислорода и поглотителя углекислого газа. Мы планировали семь часов уделить изучению «Титаника» на дне, а оставшиеся пять часов оставить для спуска и подъёма.
Последние приготовления. Пока наш «Мир-2» готовили к погружению, мы с Карлом в предвкушении скорой встречи с «Титаником» наблюдали за спуском в океан «Мир-1». Настала наша очередь. Радостные улыбки, крепкие рукопожатия и финальный инструктаж. Наш пилот спускаемого аппарата Евгений Черняев, хотя он просит называть его просто Женя, задраил люк – с этой минуты обратного пути нет.
В 10:13 утра 29 июня 2003 года «Мир-2» коснулся воды и началось самое невероятное погружение в нашей жизни. Скорость, с которой мы опускались на атлантическое дно, составляла порядка 100 метров в минуту. Когда аппарат достиг глубины 100 метров, солнечный свет померк. Спустя 40 минут мы находились в абсолютном мраке на глубине одного километра. Температура воды упала до +4,2°С. Сквозь акриловые стекла иллюминатора толщиной около 20 см, я наблюдал за фосфоресцирующим планктоном. Крошечные организмы вспыхивали словно ракеты. На глубине двух километров давление достигло 200 Бар, а температура воды упала до 3,1°С.
В 12:25 эхолот показывает, что до океанского грунта нам осталось примерно 100 метров. Уверенный Женя начинает корректировать траекторию спуска аппарата. С потолка сочится конденсированная влага, которая меня и коллегу слегка тревожила, поэтому мы периодически бросали взгляд на закрытый люк.
В 12:29 перед нами открылись илистые просторы ровного грунта, «Мир-1» уже направлялся к обломкам «Титаника». Но нам повезло меньше – океанические течения почти на километр увели батискаф от места крушения. Непоколебимый Женя развернул «Мир-2» и мы двинулись в сторону затонувшего лайнера. Я и Карл буквально приклеились к иллюминаторам. Зависший над «Титаником» «Мир-1», освещал носовую часть. Я видел сотни затонувших судов, но невероятное феерическое шоу над «Титаником», устроенное специально для нас «Миром», я буду помнить до конца жизни. Пароход разделен надвое, а за 3-ей трубой — пустота, простирающая на 600 метров, до разрушенной кормы. Капитанского мостика больше не существует, осталось лишь одиноко стоящее основание штурвала.
«Титаник» заполнен колониями бактерий, медленно разъедающих его корпус. Поначалу свисающие ржавые «сосульки» принимали за остатки химического разложения, но научные эксперименты доказали обратное – это колонии железобактерий, которые способны даже вырабатывать энергию. Несколько часов мы кружили вокруг носовой части, после чего через поле обломков направились к корме. Океанский грунт усыпан предметами былой человеческой жизни: обувью, разбитой посудой, кухонной утварью – их сохранность потрясает. От утонченных форм кормы ничего не осталось, единственные узнаваемые объекты – гигантские двигатели высотой с 4-этажное здание. «Мир» осторожно лавирует между машинами, а мы визуально фиксируем каждую деталь. Проникновение вглубь становится всё рискованнее, «Мир» цепляется за деформированную сталь и тогда мы меняем направление, не желая навсегда остаться с «Титаником» во вечном мраке и холоде.
В 19:14 время на исследование останков гиганта подошло к концу. Мы начинаем подъём. Спустя девять часов, проведенных в дискомфорте и тесноте, ног я совершенно не чувствую. У Карла состояние ничем не лучше моего, его голодный вид заставляет пилота Женю устроить долгожданный ланч. Самый глубоководный ужин в нашей жизни. «Мир-1» не спеша двигался к поверхности, Женя выключил свет и оставил нас наедине со своими впечатлениями. В памяти моей фотокамеры больше тысячи снимков, если удачным окажется хоть один, я буду чрезмерно счастлив.
Спустя два с половиной часа мы уже дрейфуем на поверхности океана. Русские ребята пристегивают нас, наконец, мы оказываемся на палубе «Келдыша». Люк открывается, я вижу белый свет. А чтобы вы сказали после возвращения на поверхность? Как поприветствовали надводный мир? Думаю, это сравнимо с выходом на сцену, когда твой мир – это зрительный зал. Овации. Занавес.
Перевод: Татьяна Романова (https://vk.com/id280492192)
Автор: Kevin Gurr
Специально для «Историко-Исследовательского Сообщества «Титаника» (http://titanicsociety.ru/) и группы «Лайнер-Легенда Титаник» (https://vk.com/titanic_society)
При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.