Ледовая опасность: самые масштабные кораблекрушения в результате встречи со льдом

Плавучие ледяные глыбы погубили немало трансатлантических лайнеров-первопроходцев, которые бесследно исчезали в морской пучине. До переломного момента в 1912 году капитаны пароходов, которые пересекали опасные ледовые зоны, могли полагаться только на зоркий глаз впередсмотрящих и опыт офицерской команды. С внедрением телеграфа появилась возможность получать ледовые сообщения от других судов, что позволяло корректировать курс и маршрут. Как известно, после гибели «Титаника» был организован Международный ледовый патруль, который действует по сей день и эффективно отслеживает расположение айсбергов в Северной Атлантике, обеспечивая безопасные маршруты для курсирующих в данном регионе судов. К сожалению, даже нововведения не могут в полной мере помочь судоводителям избежать встреч с ледовыми горами. От человеческого фактора и неблагоприятных погодных условий никто не застрахован.

Крушение судов в результате встречи со льдами начались когда трансатлантический путь еще сложно было назвать «многополосной магистралью»:

«Мария» (1849 г.) 

Если вам всё же когда-нибудь удастся найти название этого забытого судна где-то в архивах, то считайте, что вам повезло. Тем не менее, это не помешало ему войти в историю, забрав с собой 10-го мая 1849-го года жизни 109-ти человек. По пути из Лимерика (Ирландия) в Квебек (Канада) судно налетело на айсберг. Из 122-х пассажиров и членов экипажа спаслись лишь 13.

«Пасифик» (1856 г.) 

23-го января 1856-го года пароход «Пасифик» покинул порт Ливерпуля и направился в Нью-Йорк в обычный запланированный рейс. На борту было 186 человек, 45 пассажиров и 141 член экипажа. Итак, судно вышло в Атлантику и… пропало без вести. В порт оно так и не прибыло, не оставив после себя и следа. Тайна катастрофы так и осталась бы неразгаданной, если бы летом 1861-го года на берег не вымыло бутылку с сохранившейся внутри запиской. Из текста следовало: “«Пасифик», следующий из Ливерпуля в Нью-Йорк. Судно тонет. На палубе паника. Мы со всех сторон окружены льдами. Я знаю, что не смогу спастись. Пишу о причине нашей гибели, чтобы друзья не пребывали в неведении. Нашедшего прошу передать содержание гласности. У. М. Грэм». К сожалению, расчёт предусмотрительного капитана Грэма (мужчина направлялся в Нью-Йорк с целью принять командование другим судном) оказался верным — все люди, находившиеся на борту, погибли.

AJA53guYPWc

«Пасифик» — один из первых обладателей «Голубой  ленты  Атлантики».  shkolazhizni.ru  (c)

«Джон Ратлeдж» (1856 г.) 

Это ещё одна катастрофа, которая неохотно раскрывает подробности произошедшего. 19-го февраля 1856-го года с айсбергом столкнулся «Джон Ратлeдж», из 120-ти пассажиров и членов экипажа, находящихся на борту, выжил лишь 1(!) человек. Спустя несколько часов после столкновения судно затонуло.

3aC_NRurQJM

«Джон Ратледж»  тонет  в  результате  столкновения  со  льдом  близ  Ньюфаундленда.  Liveinternet.ru  (c)

«Титаник» (1912 г.) 

Нетипичные погодные условия и атмосферные явления, требующие пересмотра правила судовождения и игнорирование сигналов о помощи, нежелание пассажиров вовремя покинуть, как им казалось, надёжную палубу и, в конце концов, роковое стечение обстоятельств привели к самой известной морской катастрофе в истории. Итог: 1496 человек погибли, включая капитана, старший офицерский состав, главного конструктора, главного инженера и многих других. До дня 15-го апреля 1912-го года мир не знал столь масштабной трагедии на море в мирное время, более того — никак не ожидал, что такая вообще может произойти с «Титаником» — крупнейшим и учитывающим все текущие требований безопасности.

«Ханс Хедтофт» (1959 г.) 

30-го января 1959-го года «Ханс Хедтофт» в точности повторил судьбу «Титаника»: его первый рейс стал для него последним. Сухогруз был оснащен двойным дном, корпус разделен на 7 водонепроницаемых отсеков, также он имел бронированные форштевень и ахтерштевень. Несмотря на высокий уровень безопасности, корпус судна был клёпаным, что, по сравнению со сварным, делало его менее устойчивым к давлению льда. Не помогли судну и современные на то время навигационные приборы, включая радар для обнаружения айсбергов, как и не смогли спасти жизнь пассажиров шлюпки с радиопередатчиками.

30-го января 1959-го года «Ханс Хедтофт» возвращался в порт приписки — Копенгаген, откуда он вышел в свой первый и последний рейс. На борту находились 40 членов экипажа, 55 пассажиров, в том числе 19 женщин и 6 детей, и груз в виде замороженный рыбы. Столкновение с айсбергом произошло в тяжёлых погодных условиях: предательское волнение на море, большое скопление льдов, низкая облачность. Спасательные суда направились на место крушения, но найти «Хедтофт» не могли. «Ханс Хедтофт» уже был виден на радаре, вокруг пестрели мусор и мелкие обломки, однако им просто не хватило времени. Шлюпки, скорее всего, так и не были спущены. Капитан проигнорировал вопрос о спуске шлюпок, полагаясь, возможно, на «непотопляемость» судна, также и сильное волнение, скорее всего, затруднило спуск.

1DbXqwsZ7f0

Единственное  цветное  (неретушированное)  фото  «Ханса  Хедтофта».  Мirtayn.ru  (c)

Казалось бы, как можно налететь на айсберг, имея на борту современный радар для его обнаружения, ведь на мостике находился очень опытный капитан, который уже в течение долгих лет ходил в суровых гренландских водах? Позднее пищу для размышлений предоставила ситуация, произошедшая с другим датским судном: в паре десятков метров от его борта дрейфовал айсберг, в то время как радар вообще ничего не отображал. Однако, оставив лёд за кормой, навигационный прибор вдруг неожиданно ожил.

Семь дней безрезультатных поисков подошли к концу. Лишь спустя 9 месяцев после трагедии к побережью Гренландии прибило спасательный круг с названием «Ханс Хедтофт», словно маленькое напоминание о катастрофе, унесшей жизни 95-ти человек.

«Уильям Карсон» (1977 г.) 

В 1977-м году в ночь со 2-го на 3-е июня в результате удара о небольшой айсберг затонул «Уильям Карсон». Все 129 пассажиров и 29 членов экипажа спаслись. Эвакуацию провели эффективно, поэтому и пассажирам, и экипажу оставалось лишь ожидать помощи, находясь в спасательных шлюпках, и наблюдать за тем, как тонет судно. Для спасения выживших на место гибели «Уильяма Карсона» были направлены ледоколы береговой охраны Канады и вертолёты канадских сил.

m0quPXe_sMs

«Уильям  Карсон»,  май  1959-го  года.  Photo  by  G.R.  From  the  CSTMC/CN  Collection.  Courtesy  of  the  Canada  Science  and  Technology  Museum (с)

«Финнполярис» (1991 г.) 

11 августа 1991 года грузовое судно, трюмы которого до отказа были заполнены концентратом цинка, затонуло вблизи гренландских берегов. Теплоход, получив пробоину, начал крениться и затонул только через пятнадцать часов. За это время весь экипаж благополучно эвакуировался. Спасательную шлюпку с командой поднял на борт датский танкер «Sofie Theresa».

3sOcf7UDU9Y

Один  из  немногих  фотоснимков  «Финнполяриса»  в  цвете.  Balticshipping.com»  (c)

«Эксплорер» (2007 г.) 

Последний зарегистрированный случай гибели судна по причине столкновения с айсбергом произошёл в 2007-м году с «круизником» «Эксплорер», предназначенным для хождения в Антарктических водах. 73-метровый теплоход был одним из первопроходцев в современном морском туризме в регионе Южного Полюса, где он нашёл свой вечный покой, столкнувшись с подводной частью многолетней льдины вблизи Южных Шетландских островов.

11-го ноября 2007-го года «Эксплорер» вышел из порта Ушуая на южном побережье Аргентины. Круиз должен был продлиться девятнадцать дней. На борту находились 91 пассажир, 9 сопровождающих лиц и 54 члена экипажа.
23-го ноября в 15:30 теплоход лёг на правый борт и погрузился на глубину 1300 метров. Прибывшие вовремя спасательные суда предотвратили гибель людей, подняв на борт изрядно продрогших, но ещё не обмороженных людей.

mBxPgvq2I-4

«Эксплорер» —  последнее  судно,  затонувшее  в  результате  столкновения  со  льдом.  www.robertharding.com  (c)

В данном случае причиной гибели теплохода стало не роковое стечение обстоятельств, а человеческий фактор. При последней инспекции «Эксплорера» выявили проблемы с герметичностью водонепроницаемых дверей. Серьёзным нарушением стало отсутствие спасательных шлюпок закрытого типа для круизов в холодных регионах. Кроме того, у капитана не было необходимого опыта управления судном в суровых холодных водах, где встречается лёд.

Кирилл Зимацкий

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»