Ледовая опасность: самые масштабные кораблекрушения в результате встречи со льдом
Плавучие ледяные глыбы погубили немало трансатлантических лайнеров-первопроходцев, которые бесследно исчезали в морской пучине. До переломного момента в 1912 году капитаны пароходов, которые пересекали опасные ледовые зоны, могли полагаться только на зоркий глаз впередсмотрящих и опыт офицерской команды. С внедрением телеграфа появилась возможность получать ледовые сообщения от других судов, что позволяло корректировать курс и маршрут. Как известно, после гибели «Титаника» был организован Международный ледовый патруль, который действует по сей день и эффективно отслеживает расположение айсбергов в Северной Атлантике, обеспечивая безопасные маршруты для курсирующих в данном регионе судов. К сожалению, даже нововведения не могут в полной мере помочь судоводителям избежать встреч с ледовыми горами. От человеческого фактора и неблагоприятных погодных условий никто не застрахован.
Крушение судов в результате встречи со льдами начались когда трансатлантический путь еще сложно было назвать «многополосной магистралью»:
«Мария» (1849 г.)
Если вам всё же когда-нибудь удастся найти название этого забытого судна где-то в архивах, то считайте, что вам повезло. Тем не менее, это не помешало ему войти в историю, забрав с собой 10-го мая 1849-го года жизни 109-ти человек. По пути из Лимерика (Ирландия) в Квебек (Канада) судно налетело на айсберг. Из 122-х пассажиров и членов экипажа спаслись лишь 13.
«Пасифик» (1856 г.)
23-го января 1856-го года пароход «Пасифик» покинул порт Ливерпуля и направился в Нью-Йорк в обычный запланированный рейс. На борту было 186 человек, 45 пассажиров и 141 член экипажа. Итак, судно вышло в Атлантику и… пропало без вести. В порт оно так и не прибыло, не оставив после себя и следа. Тайна катастрофы так и осталась бы неразгаданной, если бы летом 1861-го года на берег не вымыло бутылку с сохранившейся внутри запиской. Из текста следовало: “«Пасифик», следующий из Ливерпуля в Нью-Йорк. Судно тонет. На палубе паника. Мы со всех сторон окружены льдами. Я знаю, что не смогу спастись. Пишу о причине нашей гибели, чтобы друзья не пребывали в неведении. Нашедшего прошу передать содержание гласности. У. М. Грэм». К сожалению, расчёт предусмотрительного капитана Грэма (мужчина направлялся в Нью-Йорк с целью принять командование другим судном) оказался верным — все люди, находившиеся на борту, погибли.
«Джон Ратлeдж» (1856 г.)
Это ещё одна катастрофа, которая неохотно раскрывает подробности произошедшего. 19-го февраля 1856-го года с айсбергом столкнулся «Джон Ратлeдж», из 120-ти пассажиров и членов экипажа, находящихся на борту, выжил лишь 1(!) человек. Спустя несколько часов после столкновения судно затонуло.
«Титаник» (1912 г.)
Нетипичные погодные условия и атмосферные явления, требующие пересмотра правила судовождения и игнорирование сигналов о помощи, нежелание пассажиров вовремя покинуть, как им казалось, надёжную палубу и, в конце концов, роковое стечение обстоятельств привели к самой известной морской катастрофе в истории. Итог: 1496 человек погибли, включая капитана, старший офицерский состав, главного конструктора, главного инженера и многих других. До дня 15-го апреля 1912-го года мир не знал столь масштабной трагедии на море в мирное время, более того — никак не ожидал, что такая вообще может произойти с «Титаником» — крупнейшим и учитывающим все текущие требований безопасности.
«Ханс Хедтофт» (1959 г.)
30-го января 1959-го года «Ханс Хедтофт» в точности повторил судьбу «Титаника»: его первый рейс стал для него последним. Сухогруз был оснащен двойным дном, корпус разделен на 7 водонепроницаемых отсеков, также он имел бронированные форштевень и ахтерштевень. Несмотря на высокий уровень безопасности, корпус судна был клёпаным, что, по сравнению со сварным, делало его менее устойчивым к давлению льда. Не помогли судну и современные на то время навигационные приборы, включая радар для обнаружения айсбергов, как и не смогли спасти жизнь пассажиров шлюпки с радиопередатчиками.
30-го января 1959-го года «Ханс Хедтофт» возвращался в порт приписки — Копенгаген, откуда он вышел в свой первый и последний рейс. На борту находились 40 членов экипажа, 55 пассажиров, в том числе 19 женщин и 6 детей, и груз в виде замороженный рыбы. Столкновение с айсбергом произошло в тяжёлых погодных условиях: предательское волнение на море, большое скопление льдов, низкая облачность. Спасательные суда направились на место крушения, но найти «Хедтофт» не могли. «Ханс Хедтофт» уже был виден на радаре, вокруг пестрели мусор и мелкие обломки, однако им просто не хватило времени. Шлюпки, скорее всего, так и не были спущены. Капитан проигнорировал вопрос о спуске шлюпок, полагаясь, возможно, на «непотопляемость» судна, также и сильное волнение, скорее всего, затруднило спуск.
Казалось бы, как можно налететь на айсберг, имея на борту современный радар для его обнаружения, ведь на мостике находился очень опытный капитан, который уже в течение долгих лет ходил в суровых гренландских водах? Позднее пищу для размышлений предоставила ситуация, произошедшая с другим датским судном: в паре десятков метров от его борта дрейфовал айсберг, в то время как радар вообще ничего не отображал. Однако, оставив лёд за кормой, навигационный прибор вдруг неожиданно ожил.
Семь дней безрезультатных поисков подошли к концу. Лишь спустя 9 месяцев после трагедии к побережью Гренландии прибило спасательный круг с названием «Ханс Хедтофт», словно маленькое напоминание о катастрофе, унесшей жизни 95-ти человек.
«Уильям Карсон» (1977 г.)
В 1977-м году в ночь со 2-го на 3-е июня в результате удара о небольшой айсберг затонул «Уильям Карсон». Все 129 пассажиров и 29 членов экипажа спаслись. Эвакуацию провели эффективно, поэтому и пассажирам, и экипажу оставалось лишь ожидать помощи, находясь в спасательных шлюпках, и наблюдать за тем, как тонет судно. Для спасения выживших на место гибели «Уильяма Карсона» были направлены ледоколы береговой охраны Канады и вертолёты канадских сил.
«Финнполярис» (1991 г.)
11 августа 1991 года грузовое судно, трюмы которого до отказа были заполнены концентратом цинка, затонуло вблизи гренландских берегов. Теплоход, получив пробоину, начал крениться и затонул только через пятнадцать часов. За это время весь экипаж благополучно эвакуировался. Спасательную шлюпку с командой поднял на борт датский танкер «Sofie Theresa».
«Эксплорер» (2007 г.)
Последний зарегистрированный случай гибели судна по причине столкновения с айсбергом произошёл в 2007-м году с «круизником» «Эксплорер», предназначенным для хождения в Антарктических водах. 73-метровый теплоход был одним из первопроходцев в современном морском туризме в регионе Южного Полюса, где он нашёл свой вечный покой, столкнувшись с подводной частью многолетней льдины вблизи Южных Шетландских островов.
11-го ноября 2007-го года «Эксплорер» вышел из порта Ушуая на южном побережье Аргентины. Круиз должен был продлиться девятнадцать дней. На борту находились 91 пассажир, 9 сопровождающих лиц и 54 члена экипажа.
23-го ноября в 15:30 теплоход лёг на правый борт и погрузился на глубину 1300 метров. Прибывшие вовремя спасательные суда предотвратили гибель людей, подняв на борт изрядно продрогших, но ещё не обмороженных людей.
В данном случае причиной гибели теплохода стало не роковое стечение обстоятельств, а человеческий фактор. При последней инспекции «Эксплорера» выявили проблемы с герметичностью водонепроницаемых дверей. Серьёзным нарушением стало отсутствие спасательных шлюпок закрытого типа для круизов в холодных регионах. Кроме того, у капитана не было необходимого опыта управления судном в суровых холодных водах, где встречается лёд.
Кирилл Зимацкий
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»