«Зона «Титаника». Бесследно пропавший в ледовом плену

Тяжелые ледовые условия, усложняющие судоходное движение по Северной Атлантике весной 1912 года, стали причиной не только трагедии «Титаника». Пласты льда и скопление айсбергов, двигавшиеся на юг по Лабрадорскому течению, не только препятствовали ходу трансатлантических лайнеров, но и стали виновниками гибели безымянного судна, загадочное исчезновение которого произошло предположительно 30 марта 1912 года – за две недели до катастрофы «Титаника».

Случайным свидетелем мистического происшествия стало норвежское судно «Romsdell», капитан которого рассказал о крушении неидентифицированного судна журналистам из газеты «Нью-Йорк Таймс». 27 или 28 марта норвежский пароход попал в ледовую зону в ста милях от острова Скатари (Новая Шотландия), где оказался заблокированным гроулерами и айсбергами. Ледовая ловушка находилась приблизительно в 400 милях севернее от будущей могилы «Титаника». Вечером внимание вахтенного офицера и капитана «Romsdell» привлекли сигналы бедствия неизвестного судна, по-видимому, грузового, с борта которого запускали сигнальные ракеты. Капитан Хейл приказал направить пароход к месту происшествия, рискуя потерять во льдах собственное судно.

На максимально возможной скорости, около 11 узлов, «Romsdell» не только не продвинулся к судну, терпящему бедствие, но и получил повреждения — шесть или семь пробоин в корпусе, через которые в трюм начала проникать забортная вода. Тем временем, ракеты с обреченного парохода продолжали взмывать в воздух, но повреждённый «Romsdell» бесповоротно застрял во льдах. Около полуночи сигнальные огни внезапно пропали, как иллюминация на тонущем судне, скрывшаяся под водой. С первыми лучами солнечного света экипаж «Romsdell» выдвинулся на поиски выживших с неизвестного парохода, но ни каких следов затонувшего судна не удалось обнаружить. На протяжении трех дней «Romsdell» оставался заключенным в ледовом плену с пробоинами в корпусе и сломанными лопастями единственного винта.

17760920_1368525709836791_3775860335941602602_o

Скопление  айсбергов  и  гроулеров  у  береговой  линии  Гренландии.  Снимок  искусственно  состарен. (с)  Titanic  Tech  by  Jonathan  Smith

После ремонта, откачивая забортную воду посредством насосов, удалось сохранить плавучесть судна и даже вывести его своим ходом через ледовое поле сквозь узкую полынью. По прибытии в нью-йоркский порт «Romsdell» отправили в сухой док для капитального ремонта. Какое же судно стало первой жертвой ледового «убийцы» даже после ряда проверок так и не установили. Им мог быть заблудившийся промысловый пароход, который из-за навигационной ошибки оказался в эпицентре ледового поля.

Любопытно, что спустя несколько недель при тех же условиях повторится аналогичная ситуация между «Титаником» и «Калифорниэном». Только капитан Стэнли Лорд и его команда предпочтут молча наблюдать за сигнальными ракетами, предаваться рассуждениям о странном положении судна и удивляться его внезапному исчезновению. «Всякому военному или торговому судну, терпящему бедствие в море, командир обязан оказать помощь всеми имеющимися в его распоряжении средствами». Капитан «Калифорниэна» должен был исполнить морской долг в соответствии с принятыми конвенциями, но соблюдать осторожность, не подвергая собственное судно и экипаж опасности. Безусловно, «Калифорниэн» не пришел бы к тонущему «Титанику» вовремя и, конечно же, не спас оставшихся людей на борту, но честь команды «Калифорниэна» не была бы запятнана, а спасательные шлюпки с пассажирами «Титаника», вероятно, оказались бы на борту парохода «Лейланд Лайн».

Татьяна Романова