Остатки былой роскоши «Титаника»

Что же таится во мраке абиссали, где упокоились «надежда» и «триумф» пароходства «Уайт Стар Лайн» — растерзанный физическими силами «непотопляемый» «Титаник»? В каком состоянии увидели роскошные убранства Эдвардианской эпохи подводные исследователи, впервые заглянувшие в пустынные помещения «Титаника» в 1986 году? И какие удивительные находки были сделаны в последующие экспедиции? И что, как выяснилось, оказалось навсегда потерянным или уничтоженным? Ведь из бесчисленного количества дизайнерских изысков «Титаника» удалось найти и спасти от разрушения мизерную часть, другие элементы декора и разнообразие интерьеров сохранились лишь на чёрно-белых фотоснимках или вовсе ушли в небытие.

Парадные лестницы «Титаника»

Две роскошные дубовые лестницы – символ «плавучего дворца», без которого не обходится ни один кинофильм о «Титанике», а авторы книжных изданий с упоением описывают их до мельчайших деталей. Ручная резьба по дереву, кованые балюстрады, бронзовые херувимы на каждом лестничном пролёте, изысканный канделябр с имитацией свечей, знаменитые часы «Честь и Слава», а сверху вздымающийся стеклянный купол. Именно так выглядели элегантные лестницы, красотой которых пассажиры 1-ого наслаждались всего пять дней.

Вероятно, апрельской ночью на первых сотнях метров после финального погружения «Титаника», через разбитый стеклянный купол главной Парадной лестницы и разрушенный защитный кожух, всплыли несколько пролётов, остальные её части, попали в беспощадный водяной поток внутри остова, исчезнув навсегда в мусоре и осадке. Кормовой лестнице «повезло» гораздо меньше, оказавшись в зоне разлома, её фактически не стало. За исключением отдельных частей интерьера, которые всплыли на поверхность после разлома или из-за своей тяжести погрузились на океанический грунт. Некоторые из них извлекли на поверхность, другие же по сей день покоятся на дне Северной Атлантики.

Titanic reveals this Robin image of the interior of Titanic's forward staircase landings with paneling still in position around the steel deck uprights and light fittings, once fl

Холл у Парадной лестницы (1995 год). Стальные колонны еще не потеряли дубовую отделку, а основания светильников, висящие на электрических проводах, колышет придонное течение. Фото (с) Earthship Productions

Остатки Парадной лестницы

Металлический каркас лестницы. Большая часть стальной рамы лестничного марша между палубами «C» и «D» остается на месте, за исключением кормовой поперечной балки, которая отсутствует по правому борту. Это подтверждает теорию о том, что верхние лестничные пролеты всплыли через отверстие, которое раньше было закрыто куполом и защитным кожухом. Фото (с) Earthship Productions

a19RlqbVKE0

Начало 1990-х. Позолоченные основания светильников, висящих в фойе Парадной лестницы, все лишены плафонов, которые не выдержали глубоководного давления и лопнули. Фото (с) RMS Titanic, Inc

13717476_1130678790288152_7986861061860841757_o

1995 год. Телеуправляемый модуль «Snoop Dog» опускается в шахту Парадной лестницы. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

e8mavZAXZJY

Черно-белая линолеумная плитка, уложенная на «розовый» слой магнезитового покрытия (он же «litosilo»), украшала вестибюль и фойе обеих лестниц. Вероятнее всего, с кормовой Парадной лестницы. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

bxj1kKOCT4g

2010 год. В поле «лёгких» обломков, позади носовой секции, были замечены перекрученные остатки канделябра с палубы «D», который, вероятно, был вынесена потоком воды из недр через вскрытую заднюю часть после удара корпуса «Титаника» об океанское дно. Фото (с) RMS Titanic, Inc

58978347_2271306896225330_7914579584891224064_n

Остатки круглого купола кормовой Парадной лестницы. Фото (с) RMS Titanic, Inc

452452bb

Бронзовый херувим с кормовой лестницы, вероятно, из пары, стоящей на палубе «С». Фото (с) IFREMER

11121515_1576750532573199_1103553962499355751_o

Бронзовое основание для херувима с кормовой Парадной лестницы. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

Камбузы «Титаника»

«Камбузы на лайнерах класса «Олимпик» самые передовые в мире», — с восторгом отзывались о кухнях журналисты из «The Shipbuilder». И они ничуть не преувеличивали. В плане кухонных инноваций «Титаник» был лучшим из лучших: имелись отдельные помещения для очистки и помывки картофеля, мясной цех, комната с машиной для приготовления мороженого, самые большие в мире плиты с духовками и грилями, уникальная хлебопечь, позволяющая выпекать свежие мучные изделия круглосуточно. На палубе D между обеденными салонами 1-ого и 2-ого классов практически на всю ширину судна простиралось огромное кухонное пространство, включающее кладовые для приборов и посуды, буфеты, разделочные и сервировочные столы, мойки, помещения для угля, холодильные камеры и многое другое. Разлом «Титаника» пришёлся точно на кухонное пространство, расположенное между третьей и четвёртой трубами, в результате чего тысячи столовых приборов, фарфоровой и стеклянной посуды «дождём» посыпались на морское дно. Место скопления кухонной утвари исследователи негласно прозвали Hell`s kitchen («Адская кухня»). Большее их количество было извлечено на поверхность в ходе многочисленных французских экспедиций.

 

10920255_856229461066421_6431778132806530749_o

Закрытая банка с оливками, извлечена на поверхность в 1994 году. Давление вдавило пробку внутрь, что характерно для многих бутылок, поднятых со дна. К сожалению, резкое изменение окружающей среды — хранение в холодильной камере, ускорило разрушение восковой крышки и резиновой ленты и, в конечном итоге, внутрь банки попал воздух и оливки испортились. Фото (с) RMS Titanic, Inc

52nW5bFiHko

Панель управления кухонной плитой. Фото (с) WHOI

hhJaTGSg2bQ

Кофейник и чайник до реставрации и очистки. Фото (с) RMS Titanic, Inc

nrJqZmL7OfM

Когда-то закупоренные бутылки вина лежали в деревянном ящике. В процессе разлома он выпал из недр «Титаника» на океанское дно. Ящик со временем исчез, а содержимое сохранило положение и форму. Фото (с) RMS Titanic, Inc

tgzpZaqqalc

Сложенные стопкой подносы, вероятно, находились в какой-то таре с открытым верхом, поскольку на посуде оказались кусочки угля. Фото (с) RMS Titanic, Inc

v-gl_uNXDgc

Шкаф, в котором хранились сложенные формы для запекания, сгнил, но посуда по-прежнему аккуратно лежит стопкой. Фото (с) RMST/IFREMER

xXZlP4U4fLY

Глиняная плитка из камбуза, в которую «вросли» ложки и осколок от тарелки. Фото (с) RMST/IFREMER

Ресторан «А ля Карт» и кафе «Паризьен»

«Прекрасным дополнением стало кафе «Паризьен», объединённое с роскошным рестораном «А ля Карт». Впервые палубное пространство перед рестораном было использовано для лёгкого просторного кафе, что определённо является абсолютно новой возможностью на пароходах», — писал репортёр газеты Illustrated London News, которому накануне отплытия разрешили подняться на борт и сделать снимки интерьеров «Титаника». Солнечное кафе, расположенное по правому борту на палубе В, было выполнено в фахверковом (каркасном) стиле, где у стен находились столики с удобными плетёными креслами и стульями. Рядом располагался ресторанный зал, простирающийся на всю ширину судна.

Дизайн этого помещения был выполнен в изящном французском стиле Людовика XVI, где пассажиры первого класса могли трапезничать в полуприватной обстановке, наслаждаясь ужином, приготовленным по персональному заказу. А теперь о главном, что же произошло с этими помещениями после погружения кормовой части на дно Атлантики? По словам художника Кена Маршалла, в ходе экспедиции 2001 года была осуществлена попытка проникнуть в ресторан со стороны левого борта, но как оказалось, палубы А и В «схлопнулись» и представляли собой груду спрессованного металла. Со стороны правого борта, где располагалось кафе «Паризьен», подвести телеуправляемый робот не представлялось возможным из-за свисающих деформированных кусков обшивки. Что касается найденных артефактов, то в поле обломков вблизи кормы были обнаружены позолоченные настенные светильники из ресторана «А ля Карт» и сейф, предположительно находившийся внутри помещения. К большому сожалению, не сохранилось ни одного элемента из кафе «Паризьен».

13698148_1126813880674643_1023492982544647725_o

Поднятый со дна поднос из ресторана «А ля Карт», который сверху накрывался  прямоугольной крышкой с ручками.  Фото (с) RMST/IFREMER

kuaA4pmG9h8

Трехрожковый настенный светильник из французского ресторана «А ля Карт», который украшал стенные панели зала, выполненные из орехового дерева. Обнаружен вблизи кормы. Фото (с) Photo Wang He/Getty Images

12028865_970218979667468_6973492539332770600_o

Оригинальный кусок древесины из французского ресторана, найденный судном «Миниа» на поверхности океана в 1912 году в ходе миссии по извлечению тел. Он является частью резной колонны с характерным декорированным переплетением. Фото (с) Jonathan Smith‎ Collection

oPbyRZXDrzI

1986 год. Сейф, который был найден в поле обломков, недалеко от места разлома. Предположительно из ресторана. На снимке запечатлен момент, когда Роберт Баллард попытался открыть его «рукой» манипулятора аппарата «Алвин», но дверца не поддалась. Фото (с) WHOI

Пальмовый дворик или Кафе Веранда

Какая же судьба постигла знаменитый Пальмовый дворик или Кафе Веранду, которое фигурирует в нескольких эпизодах фильма Дж. Кэмерона? На самом деле ответ прост и однозначен: он разрушен, аналогично другим общественным помещениям, расположенным в кормовой части. Пальмовый дворик с большими панорамными окнами и экзотическими растениями располагался на палубе A, а лестница второго класса делила его на две зоны. Кафе для курящих на стороне левого борта служило как бы «продолжением» курительного салона 1-ого класса, куда вели вращающиеся двери. Правая половина – для некурящих пользовалась популярностью у женщин, особенно с детьми.

Собственно, о главном, что же произошло с просторным светлым помещением первого класса? После разрушительного падения кормы и удара о грунт, правая сторона оказалась фактически уничтожена: стены рухнули внутрь, потолок вывернулся наружу, а пол представляет собой огромную кучу обломков. Состояние Пальмового дворика на противоположной стороне не настолько плачевно: стены остались на месте, только провисла крыша (шлюпочная палуба). Среди многочисленных деформированных обломков, разбросанных вокруг кормовой части, в 1994 году на поверхность был извлечён каркас решётчатого окна. Также была обнаружена часть вращающейся двери, которую силой удара сорвало с креплений.

13620852_1125232217499476_8515416853841904286_n

1985 год. Каркас арочного окна веранды в поле обломков. Фото (с) WHOI

RNFVekN0frI

Часть вращающейся двери, сорванная с креплений, которая находилась с левого борта и вела в курительный салон для джентльменов.  Фото (с) RMS Titanic, Inc

LH8Zcxhf8Pg

Верхняя часть каркаса окна в поле обломков (1994 год). Фото (с) RMS Titanic, Inc

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Извлечённый на поверхность и отреставрированный каркас окна Пальмового дворика на экспозиции. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

Гимнастический зал

На шлюпочной палубе, под второй дымовой трубой, располагался знаменитый гимнастический зал, где пассажиры первого класса могли с пользой провести свободное время. Желающим улучшить свою физическую форму помогал опытный инструктор Томас Маккоули, предлагая испытать диковинные тренажёры – от электрического верблюда до электроконя. В ночь катастрофы в гимнастическом зале царило непривычное оживление – продрогшие от холода люди, грелись среди покинутых навсегда тренажёров. Здесь миллионер Джон Д. Астор отвлекал от дурных мыслей свою супругу Мадлен, демонстрируя наполнитель спасательного жилета, который он разрезал перочинным ножиком. В 1986 году состояние гимнастического зала было плачевным, но позже ситуация усугубилась. К 2000 году прогнившая крыша рухнула внутрь помещения, вероятно, из-за «схлопнувшихся» под залом шлюпочной и палубы А. На фотомозаике начала 2000-х годов через упавшую крышу можно разглядеть элементы деревянных панелей. «По состоянию на 2005 год стена гимнастического зала, обращённая к корме, находилась на прежнем месте, остальные упали на шлюпочную палубу. Обнаруженные ранее остатки тренажёров, теперь навсегда погребены под обломками помещения», — рассказывает историк Паркс Стивенсон.

Hr-bDALjHQ8

Дверь и окно гимнастического зала, где отчётливо видны признаки разрушения стены. В настоящее время она обрушилась на палубу. (1986 год). Фото (с) WHOI

i1M5VU6zIPo

Мозаика гимнастического зала с видом в сторону кормы. Его состояние в 2000-х. Крыша уже рухнула, на стенах заметен деревянный декор, а кое-где даже белая краска. Фото (с) «Ghosts of the Abyss» expedition

iSVnDlYn6hg

2001 год. Наклоненный в сторону задней части носовой секции «Титаника» гимнастический зал, представляет собой руины, и только арочные окна еще сохранили свою форму. Фото (с) «Ghosts of the Abyss» expedition

mwwkpSSVO3A

Арочные окна разрушенного гимнастического зала в 2010 году (слева), справа картина Кена Маршалла, демонстрирующая состояние помещения в 1986 году. Фото (с) RMS Titanic, Inc, WHOI & Ken Marchall

riv3spO57ik

Дверь, ведущая в гимнастический зал. На балке по-прежнему свисает табличка с надписью «GYMNASIUM». (1986 год). Фото (с) WHOI

xqdERtIdNdU

Через арочное окно гимнастического зала виден рычаг от электрического «верблюда». Также видна проволочная сетка, которая закрывала приводной ремень, соединяющий механизм сиденья с мотором. (1986 год). Фото (с) WHOI

«Суперлюксы» или апартаменты с личным променадом

На палубе B, сразу за Парадной лестницей, по обоим бортам располагались самые дорогие апартаменты на «Титанике» (£870/$4,350 или же около 50 000 долларов в современном эквиваленте). Во время единственного трансатлантического рейса, каюты B-52, B-54, B-56 занимал Брюс Исмей, которому выпала честь поселиться в их вместо Джона Моргана. На противоположной стороне в апартаментах B-51, B-53, B-55 обосновалась семья Кардеза – мать Шарлотта с сыном Томасом. Каюты состояли из двух спален и гостиной, с уборной и гардеробной, расположенными между спальнями. Безусловно, уникальной особенностью «суперлюксов» был личный променад размерами 14,6 м х 4 м, куда пассажиры выходили из гостиной, чтобы насладиться видом через вертикальные раздвижные окна. У стены в гостиной находился электрический камин, с внешней стороны его украшала кованая решётка, а топка была облицована декоративными металлическими плитками.

Дизайн личных променадов был выполнен в фахверковом (каркасном) стиле Елизаветинской эпохи (16-17 вв.). Стену украшали декоративные тёмно-зелёные панели, а променад освещали двенадцать небольших светильников. Помещение было обставлено плетёной мебелью: столиками, двумя диванами, креслами, стульями и даже ротанговыми шезлонгами. В ходе экспедиции 1995 года в гостиной B-51 команду Джеймса Кэмерона поразил прекрасно сохранившийся элегантный камин. Спустя шесть лет режиссёр вновь вернулся к «Титанику», на этот раз осмотру подверглась анфилада кают Исмея, где группа исследователей обнаружила камин, выполненный в стиле Адама, остатки дубовой мебели и разрушенные панели на променаде. В настоящее время «суперлюксов» больше не существует.

aJvraZhS5rs

Личный променад по левому борту, где отдыхал и встречал гостей управляющий директор компании «Уайт Стар Лайн» — Брюс Исмей. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

JZcMsxlD1M4

Одно из окон, выходящее на личную прогулочную палубу. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

l6O3u3GFhYY

Камин в каюте-люкс В-51, украшенный декором ручной работы. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

ObAqPBSv3tU

Призрачный свет прожекторов «Мира» освещает личную прогулочную палубу через вертикально-раздвижные окна. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

oSAeFHlj7hk

Мраморный камин с бронзовой отделкой, находившийся в гостиной Брюса Исмея (В-52), над ним висело большое зеркало, а по боком стояли два кресла. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

Mr6m1tiUkkI

1995 год. Остатки элегантного электрического камина (каюта В-51), деревянные облицовочные панели еще сохранили частички белой краски. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures

«Холодная» комната Турецкой бани

В рейтинге известности помещений «Титаника» знаменитая турецкая баня, вероятно, займёт почётное второе место, после Парадной лестницы первого класса. Именно по ней пассажиры спускались на палубу F, чтобы в полной мере оценить новомодное «развлечение» начала 20 века. Главной целью экспедиции 2005 года было проникновение в неизведанные недра судна в том числе и в турецкую баню. «Поддерживающая колонна, расположенная на нижнем лестничном пролёте, согнулась на 90 градусов, вероятно, из-за непосильного веса давящих на неё сверху палуб, к счастью, никаких препятствий у входа в «холодную» комнату не оказалось», — рассказывает историк Паркс Стивенсон. Сохранность знаменитой турецкой бани до глубины души поразила исследователей. Дверь в кладовую до сих пор украшает полукруглый позолоченный купол, который лишь слегка поблек и помутнел. Керамические плитки дизайнера Джона Чемберса-Пилкингтона с восточным названием — «Персидские» с левой стороны в непосредственной близости от вестибюля частично отлетели, несмотря на это большая часть уникальных изразцов ручной росписи по-прежнему украшают помещение. Остатками перевёрнутой мебели усыпан пол комнаты, а латунные люстры, повторяющие дизайн марокканских фонарей, почти столетие висят в нишах между деревянными панелями.

JketqKkIw0M

2005 год. По центру «холодной» комнаты можно увидеть сохранившуюся дверь, ведущую в подсобное помещение. На полу горками лежат остатки быстро разлагающихся материалов. Керамическая плитка даже спустя столетие не потеряла яркость и насыщенность красок. Фото (с) Earthship Productions

uklAdWxtFwE

Турецкая баня, вид в сторону входа. Пол усыпан перевернутыми лежаками и креслами, а на дальней стене можно заметить питьевой фонтанчик. Фото (с) Earthship Productions

wj4gZ84tXxE

Сверху на ближнем плане видны остатки аппарата для взвешивания, рядом лежит покосившийся шкаф с ячейками для хранения ценностей. Фото (с) Earthship Productions

y_44fe4605

Позолоченный купол перед входом в подсобное помещение, где по-прежнему можно разглядеть декоративный узор, а внутренняя его сторона была украшена звёздами Давида. Фото (с) Earthship Productions

Одна из ламп в Турецкой Бане

Одна из «марокканских» ламп, свисающая с потолка. Фото (с) Earthship Productions

Зал для приёмов

Зал для приёмов или же ресепшен на палубе «D» – элегантное светлое помещение длиной около 20 метров, обставленное плетёными креслами и диванами с цветочной либо узорчатой обивкой. В центре стену дымохода украшал большой французский гобелен, а особую яркость помещению привносили арочные витражные окна с цветной мозаикой, которые подсвечивались изнутри аналогично окнам в обеденном салоне. В ходе экспедиции 2001 года выяснилось, что зал для приёмов сохранился относительно неплохо, за исключением плетёных кресел, столиков, экзотических пальм и красного узорчатого ковра, который покрывал помещение во всю его длину. Это роскошное убранство превратилось в кучу грязи и мусора, устилающее пол. Кое-где на панелях из красного дерева по-прежнему сохранилась белая краска. Восьмиугольные позолоченные светильники свисают на проводах с потолка, где по сей день можно разглядеть элементы оригинального орнамента. Практически неповреждённые витражные окна из свинцового закалённого стекла до сих пор радуют глаз, как и сохранившаяся декоративная резьба по дереву вокруг стальных опор колонн.

13724952_1131837403505624_8828465136123781373_o

Общий вид на зал для приемов. Удивительно, что витражные окна сохранились практически в первозданном виде. Окна были установлены за обшивкой судна. Днем свет в них проникал через два ряда иллюминаторов. А в ночное время они подсвечивались с помощью подсветки, которая имитировала дневной свет. Подсветка была размещена между окнами и бортом судна. Фото (с) Earthship Productions

14039961_923779671084210_4167427956836052397_n

Дверь с кованой решеткой, ведущая в зал для приёмов. Одна из немногих, которая в 2001 году еще оставалась в прежнем положении и сохранила деревянную отделку. Фото (с) Earthship Productions

8483933468_3c0d9676eb_b

Одно из восемнадцати разноцветных витражных окон из закалённого стекла, подсвеченное снаружи прожектором аппарата «Мир-1» под управлением А.М. Сагалевича. Фото (с) Earthship Productions

titanic_22

Одна из колонн на палубе «D», где можно разглядеть даже сохранившийся узор и белую краску. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox

pTrtVZOG-ME

Вид на потолок ресепшена и одну из колонн, где сохранилась деревянная отделка. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox

Каюта супругов Штраус (каюты  С-55, С-57)

«Мы прожили вместе много лет. Куда пойдешь ты, пойду и я», — твёрдо ответила Ида Штраус, покинув шлюпку №8, а через некоторое время пожилую супружескую пару в последний раз видели, спокойно сидящими в шезлонгах, ожидая неминуемой смерти. Драматично-романтическая сцена была увековечена будущими поколениями режиссёров, художников и писателей. Джеймс Кэмерон не стал исключением, он не только включил данный исторический момент в фильм 1997 года (правда, в удалённой сцене), но и создал апартаменты главной героини, частично опираясь на дизайн кают С-55, С-57. В 2001 и 2005 годах Джейс Кэмерон не мог обойти стороной роскошные жилые помещения с гостиными, спальнями и уборными, расположенные по правому борту «Титаника» на палубе С.

Вход в каюту четы Штраус был частично засыпан остатками мебели и деформированными трубами, но телеуправляемый робот всё же смог проникнуть в гостиную, которая была оформлена в стиле Регентства — панелями из красного дерева с золотой инкрустацией, украшенные позолоченными светильниками, стилизованными под свечи. На противоположной стороне от входа, находился электрический камин с позолоченным резным орнаментом, над которым стену украшал уникальный в своём роде французский гобелен Обюссона. Примечательно, что во время одного из путешествий через Атлантику аналогичные каюты на «Олимпике», занимал Принц Уэльский Георг V. Позже в одном интервью, он заявил, что апартаменты были слишком пышными и роскошными даже для представителя королевских кровей.

13692894_1132931570062874_3700123455096596075_o

Одна из самых известных кают «Титаника» — гостиная С-55, выполненная в стиле Регентства. Восхищение вызывают сохранившиеся позолоченные часы, крепко привинченные к каминной полке. В 2005 году чуть видимые заставшие стрелки часов вызвали горячие споры у экспертов, желающих установить точное время затопления каюты. С определенной долей вероятности можно сказать, что стрелки навечно замерли в интервале между 2:04 до 2:20 часов ночи. Фото (с) Earthship Productions

imaged

Окно в гостиной супругов Штраус — справа от камина, которое раньше украшали светлые шторки с цветочным орнаментом. Рядом с иллюминатором была стена, разделяющая гостиную от спальни, но беспощадная морская среда ее разрушила. Фото (с) Earthship Productions

CjUENH1EnnE

Ручная отделка элегантного камина, украшенная позолотой, которая частично сохранилась. Фото (с) Earthship Productions

l0WWOmPNMtk

Часы, «утонувшие» в органическом осадке, вероятно, состоявшем из уничтоженного микроорганизмами гобелена и деревянной отделки. Они были окрашены в красный цвет, частички которой заметны на снимке крупным планом. Фото (с) Earthship Productions

Курительный салон первого класса

Ближе к полуночи в «джентельменском клубе» «Титаника» царило оживление. Компании мужчин увлечённо беседовали, за соседними столиками играли в карты, поодаль, уединившись, пассажиры первого класса читали книги. Никто из них не мог даже в страшном сне представить, что через два часа сорок минут от пышного атмосферного помещения, отделанного панелями из красного дерева, с подсвеченными изнутри витражами, с изображением античных персонажей и кораблей – не останется и следа. Разлом фактически «стёр» курительный салон первого класса: его потолок стал одним целым с полом, стены рухнули, а половина комнаты, которая находилась возле короба воздуховода, вовсе отсутствует. В ходе операций по подъёму артефактов, извлечённых на поверхность предметов из курительного салона, катастрофически мало – сорванный с потолка деформированный светильник и железное основание для стола.

mjQjz1Z2BPM

Слева: основание одного из столиков курительного салона. Поднято на поверхность в 2000 году. Справа: однотипный столик в курительном салоне «Олимпика». Фото (с)  Titanic: The Artifact Exhibition

imgonline-com-ua-2to1-5FP948FRFa8P2WСлева: вид на замаскированный витражами короб дымохода с левого борта «Олимпика». Справа: часть витража в поле обломков, вероятно, центральная. Фотография сделана в ходе экспедиции Роберта Балларда, в 1985 году. (с) WHOI

vT97oLAEyxk

Слева: скрученная позолочённая люстра из курительного салона первого класса. Справа: аналогичная потолочная люстра с тремя плафонами в салоне «Олимпика». Фото (с) RMC Titanic, Inc/IFREMER recovery

x69s0kN0-bM

Слева: фрагмент вентиляционной решётки из курительного салона первого класса.  В каждом общественном помещении на судне были разнотипные вентиляционные решётки. Фото с экспедиции 1985 года (с) WHOI Справа: у пола можно заметить решётку аналогичного типа.

Обеденный салон первого класса

В обеденный зал пассажиры проходили через две дубовые двери, украшенные чугунными решетками с золоченым орнаментом. В этом просторном и светлом помещении, длина которого составляла 35 метров, могли разместиться 554 человека. Уникальным дизайнерским решением стали окна из закаленного свинцового стекла, за которыми скрывались два иллюминатора. Вечером они подсвечивались, создавая яркую дневную атмосферу. В 2001 году в ходе экспедиции Джеймса Кэмерона обеденный зал, расположенный на палубе D, был детально изучен. Несмотря на сорванные, либо покрытые ржавым осадком изящные двери, полное отсутствие мебели, за исключением нескольких одиноко стоящих чугунных основ столиков с фрагментами столешниц, мутные, но при этом отлично сохранившиеся витражные окна – помещение всё равно вызывает восхищение. Кованые дверные вставки, находящиеся по правому борту, были подняты на поверхность в 90-х годах, согнутая вторая их часть, а также одно из витражных окон до сих пор покоятся на месте крушения.

V3i-0WhpoUg

Экспедиция 2001 года. Знаменитое витражное окно, а справа можно заметить сохранившиеся ножки обеденного стола. Пол столовой устлан метровым слоем органического мусора. Фото (с) Earthship Productions 2001

kjS6ZXXWWY0

Витражное окно, уже поднятое на борт научно-исследовательского судна. Фото (с) RMC Titanic, Inc/IFREMER recovery

J_VdLrTcsJQ

Кованая решётка двери из обеденного зала первого класса, поднятая на поверхность в 90-х годах.

s00FfIW3ObY

Экспедиция 2010 года. Выпавшее окно из обеденного зала, которое по сей день покоится на дне. Фото (с) RMS Titanic, Inc

U5sO3aAYciw

Слева: фрагмент линолеумной плитки из обеденного зала первого класса. Справа: для наглядного представления напольное покрытие наложено на снимок столовой «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

Гостиная первого класса

Между второй и третьей трубами располагалось светлое просторное помещение гостиной первого класса, интерьер которого не уступал дворцовому. Комната отдыха была доступна любому пассажиру, вне зависимости от его гендерной принадлежности. Солидное помещение площадью 18 на 19,2 метров было отделано дубовыми панелями, высота потолка составляла 3,7 м, у стены находился беломраморный электрокамин, украшенный сверху миниатюрной статуэткой богини Артемиды Версальской. Общий интерьер гостиной был выдержан в зелёных тонах, центр комнаты венчала электрическая люстра из бронзы и стекла, по периметру которой располагались 16 небольших подвесных ламп. Этому помещению также «не повезло» с месторасположением, после отделения кормы, палубы носовой части под второй дымовой трубой из-за удара о грунт «сложились» друг на друга, навсегда похоронив под собой комнату для отдыха. Отдельные части роскошного интерьера (решётчатые окна, статуя богини Артемиды, подсвечники), выпавшие из «рваной раны» «Титаника», были найдены в поле обломков.

abRcSfL0XOk

Слева представлен сломанный и согнутый позолоченный подсвечник из лаунджа, поднятый со дна. Справа — аналогичный светильник, установленный в гостиной «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

f2tLPDANcao

Среди кусков угля можно увидеть статую богини Артемиды Версальской, которая загадочным образом исчезла со дна Атлантики. Фото (с) WHOI

Mz_DIUPjiys

Часть декоративной деревянной отделки, которая располагалась над входом в гостиную. Обломок, ставший прототипом «двери» из фильма Джеймса Кэмерона. Поднят из воды экипажем судна «Миниа»  входе миссии по подъему тел из воды. Экспонируется в музее Галифакса. Фото (с) Flickr.com

RrCST57p1UM

1986 год. Центральная часть окна из гостиной, выброшенная в поле обломков из задней части носовой секции после ее падения на грунт.  Фото (с) WHOI

Поле обломков

После разлома носовая часть «Титаника» длиной около 137 метров погрузилась на дно Атлантики «глядя» север, следом за ней в 600 метрах опустилась корма, а между ними, по словам доктора Роберта Балларда расположился «подводный музей», который мы привыкли называть «полем обломков». Большое количество, выпавших предметов, а также деформированных секций корпуса и обшивки сосредоточены вокруг разрушенной кормы. Кроме того, цельное поле обломков делится на несколько определённых зон, которые обусловлены размерами и массой выпавших предметов из недр лайнера. Непосредственно вблизи кормы сосредоточены лёгкие предметы или судовое оборудование, вылетевшие после удара о дно. Поодаль – зона обломков средней тяжести, здесь находятся котлы и цилиндры низкого давления. Данная область указывает на место, над которым «Титаник» разломился на части. Наконец, самые легкие объекты – личные вещи и погибшие люди плавно опустились на дно, рассредоточившись по всему полю обломков. В общей сложности все области простираются по морскому дну на милю. В начале 90-х годов поле было усыпано различными предметами, но по мере извлечения около 6000 артефактов в ходе французских экспедиций, количество предметов существенно убавилось, остались лишь куски угля, линолеумные плитки, разбитая посуда и перекрученные части обшивки.

1st class metal bedsteds photographed during the 1986 Dr Robert Ballard's expedition

Металлический каркас кровати для пассажиров первого класса. Фото (с) WHOI

rw-QwbCHjCo

Декоративный обогреватель, произведенный фирмой «Prometheus». По-видимому, он вылетел из каюты-гостиной капитана Смита после обрушения фок-мачты и гидродинамического удара, приземлившись на левой стороне колодезной палубы. Фото (с) RMS Titanic, Inc

15219586_1237770502912313_3135776370592312525_n

Часть двери с ручкой в поле обломков. Металлические предметы излучают мельчайшие электрические разряды, которые отпугивают подводных обитателей, питающихся древесиной и другой органикой, что объясняет сохранность деревянного фрагмента. Фото (с) RMS Titanic. Inc

12792386_1048755308480501_551067265310446183_o

Остатки палубной скамейки, вероятно, с кормовой секции. В центре лежит декоративная кованая опора второй скамейки, но без деревянных брусков. Фото (с) RMS Titanic, Inc

13909091_1140130566009641_1295728397979990544_o

Верхняя часть цилиндра низкого давления в поле обломков, вероятно, левого борта. Снимок сделан в 2004 году в ходе экспедиции Роберта Балларда. Фото (с) National Geographic

Личные вещи пассажиров

Из общего числа пассажиров «Титаника», четверть составляли весьма состоятельные люди первого класса, которые отправились в путешествие с внушительным количеством багажа. Некоторые счастливчики, к примеру промышленный магнат Джордж Вандербильт с супругой Эдит, 9 апреля отказались от рейса, но при этом их камердинер вместе с багажом были отправлены в Нью-Йорк. Ему не удалось спастись, а вещи мистера Вандербильта пошли ко дну вместе с «Титаником». После отдыха по экзотическим странам Шарлотта Кардеза, занимавшая апартаменты с личной прогулочной палубой по правому борту, везла с собой 14 сундуков, 3 ящика и 4 чемодана полных дорогих нарядов и аксессуаров. Также стоит упомянуть о знаменитом автомобиле «Renault» Уильяма Картера, которому посчастливилось сесть в шлюпку С рядом с Брюсом Исмеем. Позже страховая компания возместила владельцу ущерб за потерю автомобиля на сумму 5000 долларов.

В ходе экспедиции 2001 года телеуправляемый робот опускался через шахту грузового трюма №2 на Orlop Deck (нижнюю палубу), где среди кучи мусора и обломков исследователи обнаружили неопознанный объект, отдалённо напоминающий автомобиль. Вне зависимости от класса, многие пассажиры везли сувениры для своих близких, некоторые из них были найдены в поле обломков и извлечены на поверхность. В 1987 году команда французских исследователей обнаружила небольшую кожаную сумку, как оказалось, заполненную драгоценностями, золотыми часами и деньгами. По мнению историка Дона Линча, по всей видимости, это был грабёж «под шумок», т.к. украшения имели разную маркировку, а значит принадлежали не одному хозяину. По другой версии, драгоценности и деньги в одну сумку сложил главный казначей Хью МаКэлрой, чтобы позже раздать хозяевам, но по понятным причинам этого не произошло.

13667992_1125804767442221_6350116965779824350_o

Сумка с ценностями и монетами, найденная в поле обломков 1987 году. Фото (с) IFREMER/RMST recovery

4XDjOIwyoZo

Щетка для обуви. Извлечена на поверхность в 1987 году. Находилась в кожаной сумке.

pqcC6YDpg18

Котелок одного из пассажиров, предположительно, первого класса. Обнаружен в 1993 году. В ходе экспедиции было извлечено несколько мужских котелков, но один из них рассыпался еще в подъемной корзине. «Переживший» извлечение головной убор, экспонируется в США. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

smsZ4uRA9bo

Мужская пара обуви в отличном состоянии, обнаруженная в одном из кожаных чемоданов. Фото (с) Gettyimages.com

yLrE344wT44

Мужской бритвенный станок «Gillette» с лезвиями и коробочкой для них. Извлечены в 1987 году. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition

ThQB-h3GnYI

Апартаменты пассажира I класса Генри Харпера, где на куче «мусора» возвышается котелок, оставленный более 90 лет назад в каюте D-33. Фото (с) Earthship Productions 2001

6fbc7bd68fb0b6ce4eecdaf026b6e64d

Кожаный чехол с несколькими пузырьками духов пассажира I класса Адольфа Саалфельда в первозданном виде. Из 65 стеклянных образцов с запахами розы, фиалки и лаванды, сохранились 62 пробника духов. Фото (с) RMS Titanic, Inc

titanic-foto

Зеркало и расчёска, извлечённые в 1993 году в ходе французской экспедиции. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition.

«Внезапно мой взгляд привлекли женские туфельки, лежащие друг напротив друга, около которых в иле находились несколько расчёсок. Чуть поодаль покоились ботиночки меньшего размера, вероятно, принадлежащие ребёнку, и маленькое зеркало. Несомненно, эти предметы на дне оказались рядом не по счастливой случайности, вероятно, это место стало семейной могилой матери и дочери», — вспоминал Роберт Баллард.


«Титаником» восхищались пассажиры всех классов, гордились судостроители, а в итоге великий лайнер стал стальной крышкой гроба для сотен обреченных. Дорогая мебель из ценных пород дерева в роскошных каютах сломана, растерзана погружением и изъедена подводными микроорганизмами. В недрах остова царит неописуемый хаос: трубопроводы обрушены, электрические провода вырваны из переборок и свисают, стены кают и коридоров сдавлены или разрушены до основания, внутреннее убранство «смыто» беспощадными потоками воды, которые сносили все на своем пути. Пол на неспресованных палубах устлан слоем осадка из тяжелого мусора. Сейчас, вероятно, спустя 107 лет после крушения, остатков того убранства, которые снимали камеры телеуправляемых модулей несколько десятилетий назад, уже практически нет. И с каждым годом его становится все меньше, а через некоторое время от «Титаника» останется только стальной «скелет».