Сколько полагалось места пассажиру III класса на «Титанике»?

До эпохи «Титаника», несколькими десятилетиями ранее, условия проживания на борту пароходов для пассажиров III класса оставляли желать лучшего. Глухие тёмные помещения не проветривались, не отапливались, в душных глубинах пароходов эмигранты спали на деревянных полках целыми семьями. Каждый пассажир III класса, купивший билет в будущее, способствовал получению прибыли, поскольку ни одна судоходная компания не могла существовать лишь за счёт перевозки аристократов.

В 1882 году было введено новое иммиграционное требование для пассажирских пароходов — увеличить норму выделяемой площади для пассажиров III класса. С этого момента каждый эмигрант был обеспечен 2,8 куб. м пространства на верхних палубах и 3,4 куб. м – на нижних жилых. Норма основывалась на представлениях о гигиене человека более чем 100-летней давности, тогда жилые помещения измерялись объемом, а не их площадью. К примеру, в Российской Империи такая норма равнялась 25 куб. м воздуха. Грёзы европейских эмигрантов о начале новой беззаботной жизни заставляли терпеть любые стеснения и условия.

Rp_A_ZFuXhU

Иммигранты   едят   на   борту   переполненного   парохода,   направляющегося   в   Америку  (1870-е   годы).   (с)   Picture   Collection   Getty   Images

Использование стали в кораблестроении позволило увеличить размеры океанских пароходов почти столь же значительно, как и размеры зданий на суше. В связи с этим, спустя четырнадцать лет, нормы незначительно увеличились: для верхних палуб они составляли 1,67 кв. м, а на нижних ярусах человек ютился на выделенных ему 1,85 кв. м при обязательном расстоянии от пола до потолка в 2,1 м. Высота могла быть и ниже при условии, если на одного пассажира приходится 2,79 кв. м площади при достаточном количестве света и свежего воздуха. Миграционные службы запрещали перевозить пассажиров III класса, если межпалубная высота составляла менее 1,83 м. Для сравнения — в 19-ом веке законом Британии на континенте полагалось на каждого взрослого бедняка минимум 6 кв. м жилой площади.

cBS_fCgqyEs

Пассажиры   третьего   класса   ютятся   в   душном   трюме,   там   же   они   спали,   ели   и   развлекались.   Продукты   питания   им   предоставляли   бесплатно,   но   пассажирам   приходилось   готовить   их   самостоятельно,   прямо   у   своих   коек.    (с)   Illustrated   London   News,   May   10  , 1851

Чтобы у владельцев «рабочих лошадок» было достаточно времени для внесения конструктивных изменений, реформа не вступала в силу вплоть до 1 января 1909 года. Лайнеры класса «Олимпик» пополнили ряды «трансатлантиков» уже с учётом данного нововведения, в противном случае за несоблюдение установленных норм полагался штраф в размере 50 долларов за каждого пассажира, который был лишен необходимого пространства и свежего воздуха.

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»