«Титаник» 1996 года — 20 лет со дня премьеры


«Титаник» 1996 года — 20 лет со дня премьеры. К юбилею фильма.

Ровно 20 лет назад на телеканале CBS на экраны впервые вышел мини-сериал «Титаник» режиссера Роберта Либермана. И хотя эта 173-минутная лента до сих пор немало критикуется, а многими энтузиастами Титаника откровенно игнорируется, она, все же, заслуживает особого внимания.

fumv5jpm3wo

Идея съемки фильма родилась у Либермана еще в начале 90-х после просмотра телевизионной драмы SOS Titanic 1979 года. Однако множественные финансовые и иные проблемы оттянули начало производства вплоть до начала 1995 года. В начале 1994 года телекомпания CBS совместно с Hallmark Entertainment согласилась финансировать съемки ленты. Здесь стоит отметить, что часто этот фильм обвиняют в попытке заработать на волне популярности фильма Кэмерона, однако стоит напомнить, что релиз Голливудского Титаника состоялся почти на полгода позже. Скорее можно говорить о том, что мини-сериал просто потерялся на фоне фильма 1997 года.

zmgqdyhw1laНа Парадной лестнице «Титаника». Съемочная площадка «Титаника» 1996 года с Кэтрин Зета-Джонс

Поразительно, но относительно бюджетной ленте (приблизительный бюджет не превысил $1,3 млн) удалось привлечь для участия в съемках нескольких звезд Голливуда первой величины, в частности Тима Карри и Кэтрин Зету-Джонс, которые несомненно подняли общий рейтинг фильма. Все съемки проводились в студии компании Hallmark в Монреале, где прямо внутри огромного ангара были выстроены масштабные декорации лайнера. Самый большой макет представлял собой вариацию на тему левого борта шлюпочной палубы и палубы «A» длиной более 40 метров и включал в себя две дымовые трубы, вестибюли первого и второго класса, надстройку четвертой дымовой трубы, четыре шлюпки на шлюпбалках и одну раскладную, причем макет мог менять угол своего наклона при помощи гидравлических домкратов. Отдельно были созданы декорации верхнего пролета Парадной лестницы, обеденного салона первого класса, мостика и многих других помещений. Впервые в эфире первая серия фильма вышла в Канаде вечером 17 ноября, вторая 18 ноября. В этот же день состоялся показ и в США.

6ssis6hyzyg

После выхода на экраны фильм буквально накрыла волна критики. Одни на перебой поливали грязью актерскую игру, другие же указывали на непомерное количество ошибок и неточностей. В частности одним из главных критиков с исторической точки зрения стали известный исследователь «Титаника» Пол Ли. И все же, давайте разберемся. Конечно, по числу исторических ляпов этот фильм является одним из лидеров. Это и невероятная «география» декораций, и вымышленные или просто неверно показанные реальные персонажи, и полное отсутствие в фильме некоторых ключевых личностей (например, Томаса Эндрюса) и многое другое.

Но есть нечто такое, что в моем понимании делает этот фильм исключительным и даже в некоторой степени выделяет его на фоне киноленты 1997 года. Это прежде всего атмосфера. Спецэффекты не отвлекают от общего настроя драмы, позволяя внимательнее сосредоточится на эмоциях и переживаниях. За счет отсутствия необходимости целиком освещать декорации операторам, действительно удалось передать ночь (а не день, похожий на ночь как в фильме Кэмерона), ощущение темного и холодного океана. В фильме отступили от типичного закона кино:  два главных героя за развитием отношений которых принуждают следить зрителей. В результате мы получили более широкую и реалистичную картину. И конечно, стоит упомянуть, что эта лента попыталась вместить в себя максимум персонажей и фактов. В отличии от предыдущих фильмов, базировавшихся исключительно на книгах Уолтера Лорда и Лоуренса Бизли, мини-сериал создавали с учетом новых данных, выявленных в ходе многочисленных исследований и экспедиций, проведенных после обнаружения останков «Титаника» в 1985 году. Так в фильме достаточно правдива показана трогательная и трагичная история семьи Эллисонов. А обширное описание событий на борту «Карпатии» и «Калифорниэна» — в этом фильме вполне может соперничать с A Night to Remember, кроме того, это первая лента, которая показывает разлом «Титаника»!

tt039

Отдельно я бы выделил прекрасное музыкальное сопровождение и оформление, созданное композитором Ленни Нейхаузом. А раз уж зашла речь о музыке, то стоит отметить то, как изобразили оркестр в фильме, а точнее  то, что они играли в ночь крушения. Многие зрители и историки удивлялись почему в фильме нет гимна «Nearer my God to Thee». На самом деле здесь создатели фильма схитрили. До сих пор точно неизвестно какая именно мелодия была исполнена последней: был ли это вальс «Autumn» или «Nearer my God to Thee». Но в фильме обе эти мелодии присутствуют. Так вальс «Autumn» звучит в сцене, где Смит через мегафон произносит фразу «Будьте Британцами!», а несколько нот знаменитого гимна можно уловить во время финальной сцены на мостике.

Но особо сильные эмоции вызывает сцена финального погружения. Начинаясь со слов известной молитвы, читаемой обреченным семейством пассажиров третьего класса, она плавно погружает нас в монтаж и музыку. Кадры гибели лайнера словно в калейдоскопе смешиваются с персонажами и общими планами, что в сочетании с всепроникающим звуковым сопровождением создает истинное ощущение трагедии, трагедии гибнущего мира. Эта короткая трёхминутная сцена как ничто другое отражает то, чем стал «Титаник»: неизбежное страдание, индивидуальное и коллективное, не только пассажиров, но и их близких, разбросанных по всему свету. Если быть кратким – страдание всего человечества.

img_3027

В одном из отзывов эту сцену сравнили с известной картиной Эварда Мунка «Крик». И действительно, это цена показывает весь ужас трагедии через стоны. Стоны и плач обреченных пассажиров сливаются со «стонами» агонизирующего корабля. Бесконечный крик Элис Кливер (няня Элиссонов) сливается с грохотом воды и гулом падающей трубы. Музыка поднимает изображение на новый уровень, но даже она не заглушает стон. Возможно, это не самое лучшее описание сцены, но только одна эта сцена реанимирует фильм, несмотря на все его недостатки

tt001Элис Кливер с ребенком Элиссонов

В целом, не спецэффекты, не игра актеров, не сценарий, не музыкальное сопровождение, а именно атмосфера фильма делает его особенным по сравнению со многими другими. Это не «лакированная» Голливудская лента с типичным «хэппи эндом», а классическая драма в английском стиле, самобытная и уникальная.

В завершении стоит сказать, что как бы то ни было, «Титаник» 1996 года занял достойное место в истории мирового кинематографа и в частности среди фильмов о «Титанике», и прежде чем вынести свое суждения, я бы предложил вам еще раз пересмотреть эту ленту.

«Титаник» 1996 года. Полный фильм


Автор: Алексей Волынчук — https://vk.com/id146078524
Специально для ИИСТ и группы «Корабль-Легенда «Титаник».