Пожар на «Титанике», который спас (!) пассажиров лайнера

Теория о «пожаре, который потопил «Титаник» успела занять прочное место в пантеоне самых устойчивых и пагубных мифов в истории «Титаника». Как уже не раз было доказано, пожар никак не мог стать причиной, по которой «Титаник» затонул.

Но если мы скажем, что тление угля в угольном бункере не только не ускорило затопление, но наоборот – продлило последние часы жизни раненого лайнера, благодаря чему удалось спасти 712 человек?

Впервые с данным предположением выступил историк и морской инженер Паркс Стивенсон, не раз сам погружавшийся к «Титанику». Он рассказывал, что когда в ходе съёмок «Заключительного слова с Джеймсом Кэмероном» испытывалась симуляции затопления компьютерной модели, происходило следующее: модель, получив повреждения по правому борту, начинала крениться на правый борт. Но дальше происходило непредвиденное – крен не выравнивался, а продолжал увеличиваться, и спустя всего около час «Титаник» в такой симуляции заваливался на борт, опрокидывался и быстро шел на дно. Дошло до того, что пришлось закреплять модель на ровном киле, чтобы доснять документальный фильм.

Морские инженеры, участвовавшие в разработке модели, подтвердили, что суда, получающие пробоины в одном из бортом, имеют тенденцию крениться в сторону пробоины и наконец заваливаться на этот же борт, и таких примеров в истории кораблекрушений сотни. Но чтобы крен на поврежденный борт не просто выравнивался, но и переходил в крен на левый борт – это действительно случай беспрецедентный. Пожалуй, чуть ли единственным ни исключением является гибель «Косты Конкордии», которая напоролась на скалы левым бортом, а опрокинулась правым. Однако здесь причина такого «реверса» крена была известна: сильнейший ветер, ударявший в борт судна, на ранних этапах затопления смог выровнять крен и затем сместить воду в сторону правого борта. Но в ночь гибели «Титаника» ветра не было, так что же произошло?

Поиски ответа на вопрос привели к словам пассажира второго класса Лоуренса Бизли, который рассказывал о крене на левый борт в последний день рейса 14 апреля 1912:

 «Я обратил внимание соседей по столу на то, что кренится левый борт судна (что было замечено мной еще раньше), и мы все наблюдали линию горизонта в иллюминаторы, сидя за столом шеф-интенданта в кают-компании. Корабль заметно кренился, ибо с левой стороны все время виднелись линия горизонта и море, а с правой стороны только небо».

Вычисления, проведенные Кеном Маршаллом на основании этих слов, указывают на наличие постоянного крена где-то в 2,5 градуса в течение всего дня.

sj4pMcVpoEA
Развившийся к воскресенью 2,5-градусный крен на левый борт в результате неравномерного распределения угля.

Вообще, такой небольшой крен не являлся и не является чем-то необычным для любого судна, так как при необходимости его всегда можно устранить, если это не конструктивный недочет (ярким примером подобного являлась конструкция немецкого «Императора», прозванного современниками «LimpErator» — «Хромой Император» — за тенденцию постоянно крениться и быть нестабильным).

Но Бизли был любопытным человеком, поэтому ему захотелось узнать причины крена. Об этом он спросил казначея, и тот, обладая большим объемом информации, ответил, что, вероятно, «уголь с одного борта используется больше, чем с другого». В этих словах и содержался ответ на вопрос, почему же крен «Титаник» поменял свое направление в ходе крушения.

О том, что именно тление угля в угольном бункере стало причиной неравномерного расходования угля по разным бортам, нам известно из показаний старшего кочегара Фредерика Барррета. Для того, чтобы ликвидировать тление, возникшее еще в Белфасте, вскоре после отправления из Саутгемптона кочегары начали бросать в топки уголь в первую очередь из тех самых бункеров 5-й и 6-й котельных. Бросали в топки и сам тлеющий уголь.

bunkers1-1
Расположение угольных бункеров (CB) W и Y, в которых и тлел уголь и которые к 13 апреля 1912 были опустошены, что вызвало неравномерное распределение угля по бортам и, как следствие, привело к появлению крена.

Таким образом, к вечеру 13 апреля 1912 весь уголь из бункеров 5 и 6-й котельных по правому борту был израсходован полностью, что известно из показаний кочегара Чарльза Хендриксона, который смог обследовать переборку между бункерами и нанести на нее новый слой краски. В то же время, уголь по левому борту расходовали меньше, и уже на следующий день Бизли отмечает появившийся крен в 2,5 градусов на левый борт.

Как это повлияло на ход крушений?

«Титаник», получив пробоину по правому борту, логично начинает крениться туда, где скапливается вода – вправо. Это продолжается до тех пор, пока в носовых грузовых трюмах уровень воды не достигает высоты коридора для кочегаров и не начинает через него переливаться. Спустя некоторое время уровень воды по обе стороны коридора выравнивается, и в обширных трюмах возникает эффект свободный поверхности, когда огромные массы воды, ничем не ограниченные, могут свободного перекатываться от одного борта к другому, создавая угрозу резкого крена.

-UUwlNZSagQСхематичное расположение коридора для кочегаров посреди трюмов №2, №3 и ведущий прямо в котельную №6. (с) Bruce Beveridge

 

Vi5pPCPygWI

Момент переливания воды через коридор для кочегаров (внизу в центре), расположенный в трюмах. Здесь представлен момент переливания в трюме №3. (c) Bruce Beveridge

Именно здесь в «игру» вступает тот самый первоначальный 2.5-градусный крен на левый борт, возникший в результате неравномерного использования сотен тонн угля. В условиях свободной поверхности воды в трюмах разница в распределении угля по бортам начинает играть свою роль и постепенно «перетягивает» крен на себя. В результате, изначальный крен в 5 градусов на правый борт, отмеченный рулевым Хитченсом, не развивается в больший, а постепенно начинает выравниваться. Уже примерно к 1:15, по подсчетам историка Сэмюэля Хальперна, крен полностью выравнивается, и после этого, из-за разницы массы в бункерах и также с учетом прибывающей воды на «Шотландскую дорогу», крен начинает развиваться на левый борт, пока к моменту финального погружения не достигает около 10 градусов.

Почему это все так важно?

Крушение «Титаника» во многом уникально и беспрецедентно. Одним из таких редчайших моментов является тот факт, что в ходе крушения офицерам удалось спустить все шлюпки с обоих бортов, что обычно практически нереально при получении бокового повреждения  («Британник», «Лузитания», «Императрица Ирландии», «Андреа Дориа» и далее огромный список), когда удается спустить лишь шлюпки с одного борта. Именно это грозило пассажирам «Титаника», когда вода начала поступать по правому борту на протяжении 7отсеков, значительно смещая равновесие.

syMf_CMY7Og

10-градусный крен на левый борт  уже ближе к финальному погружению. (с) Four Funnels Entertainment

Но им на помощь вдруг пришел тот самый «пожар на «Титанике». Благодаря неравномерному использованию угля в ходе ликвидация очага тления, образовался некоторый «задел» — крен на левый борт, остававшийся до самого столкновения. Именно благодаря ему сотни пассажиров «Титаника» получили свой шанс на спасение: пока внутри тонущего гиганта между собой сражались силы тяжести, свободной поверхности и равновесия, в течение долгого времени сначала выравнивая крен на правый борт, а затем постепенно развивая его на левый, у пассажиров было время сесть во все шлюпки и уплыть прочь. Не случись этого, все нарастающий крен на правый борт уже спустя некоторое время было не остановить, и шлюпки спустить уже не было бы никакой возможности. В конце концов, «Титаник» лег бы на правый борт, и на этом жизнь больше, чем 1496 человек была предрешена.

«Ангел-Хранитель Титаника», — так образно прозвал «пожар на Титанике» Паркс Стивенсон. Многие из спасшихся с ним, вероятно, согласились бы.


Максим Полищук для Историко-Исследовательского Сообщества Титаника