«Титаник» в Библиотеке Рейгана. Возвращение на съемочную площадку фильма «Титаник»
Выставка в Библиотеке Рональда Рейгана, открывшаяся в этом году в Калифорнии, стала одной из масштабнейших за последнее время. Мало того, что десятки коллекционеров объединились, чтобы создать экспозицию редких исторических артефактов (о которых мы в будущем ещё расскажем), так ещё впервые за десятилетия широкая публика может увидеть оригинальные декорации, использовавшиеся при съёмках фильма «Титаник». Именно этой части выставки и посвящена первая часть данной экскурсии.
Такой акцент на фильме Джеймса Кэмерона сделан неспроста – в 2017 году отмечается 20-летие фильма, чье влияние на популяризацию истории «Титаника» трудно переоценить. Собственно, воссоздание лайнера для фильма было таким скрупулезным и точным, что многие декорации оттуда можно без тени сомнений принимать за оригиналы, если заранее не знать, что это лишь реплики.
Для начала, немного предыстории. После окончания съемок фильма основная часть декораций была разобрана и помещена на склады студии Fox. Это касалось в основном интерьеров, костюмов и других относительно небольших элементов. Большие же макеты – сам лайнер, парадная лестница, обеденный зал, зал для приемов – были по большей части утилизированы, так как сильно пострадали в ходе съемок сцен затопления.
На складе бы декорации и пылились, если бы не феноменальный успех фильма. На волне популярности на студии Baja в Мексике, где и снимался «Титаник», было решено открыть специальный музей фильма «Титаник» и некоторых других фильмов, снимавшихся там же. Этот музей, открывшийся в конце 90-х, получил название Foxploration. Там были размещены многие декорации из фильма, сотни предметов, десятки костюмов и других реквизитов из фильма.
Вход в музей Foxploration и некоторые его экспонаты.
Однако в середине 2000-х музей был перепродан и закрыт, и все декорации снова вернулись на склад. Его они покидали редко – например, часть из них служила фоном в ходе съёмок «Последнего слова» с Джеймсом Кэмероном.
И вот в 2017 году, спустя более 10 лет с момента закрытия Foxploration, съёмочный реквизит фильма «Титаник» снова вернулся в музей — теперь уже в Библиотеку Рейгана. И мы с вами начинаем эту увлекательную экскурсию (все изображения кликабельны, если вдруг захотите рассмотреть поближе).
Экспозиция начинается с воссоздания сцен на дне Атлантического океана — мы видим песок, блики воды и многочисленные обломки из глубины судна. Все они были созданы специально для съёмок внутри затопленных декораций.
Одна из балюстрад, которая изначально была частью уничтоженной водой макета парадной лестницы.
Для подводных съёмок был создан и «затопленный» вариант ангелка с парадной лестницы, но в фильме он так и не появился.
Один из «героев» выставки — модель «Титаника» на дне в масштабе 1/30, использовавшаяся для репетиции съёмок подводных сцен. В самом же фильме использовалась еще одна модель «Титаника» на дне масштабом 1/20.
Создавалась она специально для подготовки к съёмкам реальных кадров затонувшего «Титаника», и в 1995 году была доставлена на «Келдыш». Из-за размеров разместить её пришлось на корме судна, где она находилась под специальным тентом.
И хотя перед каждым погружением проводились репетиции, на дне те или иные обстоятельства заставляли менять изначальные планы, и съёмка велась совершенно по другим сценариям.
Модель впоследствии ещё раз вернулась на борт «Келдыша» в 2001 году для съёмок фильма «Призраки бездны». После возвращения судна из экспедиции модель вернули на склад, а затем переместили в так называемый «личный» музей Кэмерона в Калифорнии.
Редкий вид сзади. Котлы и некоторые другие элементы отсутствуют, так как в них не было необходимости в ходе съёмок.
Хотя и создававшийся исключительно для съёмок, но не менее реальный подводный управляемый аппарат Snoop Dog, размещавшийся в одном из «гаражей» «Миров». Кэмерон изначально не рассчитывал на хорошие кадры с такого, по сути, простого аппарата, но качество картинки оказалось на удивление высоким, и в ходе погружений «Снуп Догом» удалось подробно исследовать Зал для приемов первого класса и некоторые другие помещения. Снятые кадры впоследствии появились на коллекционном издании фильма.
Модель одного из ГОА Мир, использовавшихся при съёмках. Это одна из двух моделей — вторую Кэмерон подарил Музею Мирового Океана в Калининграде, где она сейчас и выставляется.
Поднимаемся на борт «кэмероновского Титаника» и оказываемся в каюте третьего класса, которую занимал Джек Доусон — герой Леонардо ДиКаприо.
Для фильма была создана декорация лишь одной каюты третьего класса, которую максимально стремились приблизить к оригиналу.
Кровати Джека и Фабрицио. Эти же декорации были снова использованы при съёмках «Последнего слова» в 2001 году.
Рядом находится оригинальный костюм Джека, в котором тот появляется в самом начале фильма, когда играет в карты, а затем садится на борт «Титаника».
Общий вид на каюту Джека в третьем классе.
Поднимаемся выше по социальной лестнице «Титаника» и оказываемся уже в первом классе. И главное его украшение — Парадная лестница и часовая панель «Честь и Слава, венчающие Время».
Это немногое, что осталось от практически полностью воссозданной для фильма лестницы. Как известно, она была уничтожена потоками воды, но некоторые основные её элементы, среди которых и известная панель с часами, были сохранены.
Конечно, поражает уровень детализации и стремления к полному воссозданию оригинала.
Ещё один знаковый элемент лестницы — ангелок со светильником.
Можно видеть, как по нему уже пошли трещины, и, вероятно, это последствия все тех же сцен затопления, когда за него довольно резко хватался один из участников съёмок.
Наверху находится одна из сохранившихся балюстрад лестницы.
Рядом выставлен один из сотен костюмов для статистов из первого класса.
По словам Кена Маршалла, погружение в эпоху на съёмочной площадке было таковым, что даже когда он видел женщину-статиста в подобном платье, ему все равно казалось, что он видит настоящую даму из первого класса, и относился к ней соответствующе. К статисту же в костюме пассажира третьего класса отношение было проще, хотя никакой реальной разницы между актёрами не было. В итоге, даже на съемочной площадке образовалось своё социальное расслоение.
Общий вид на панель, ангелка и платье первого класса.
Еще одно «первоклассное» платье, надевала которое уже известная актриса Кэти Бэйтс, исполнившая роль Маргарет Браун.
В этом платье Бейтс была и во время сцен крушения «Титаника», и в удаленном эпизоде во время столкновения, когда она говорит: «А можно мне немного льда?»
Известное платье «для крушения», которое носила Роза — Кейт Уинслет — во время съёмок сцен затопления.
Его создание было особенно сложным, так как требовалось, чтобы оно хорошо выглядело как сухим, так и в воде. Таких платьев было создано не менее десятка.
Проживала Роза в суперлюксе В52-54-56. Гостиную данного люкса в мельчавших деталях воссоздали для этой выставки.
Интерьер гостиной был основан на каюте С-55 в регентском стиле, которую на «Титанике» занимала чета Штрауссов.
Эта каюта была снова собрана впервые с момента съемок в 1996 году.
Были воссозданы важные детали, начиная от репродукций картин Пикассо, и заканчивая знаменитой кушеткой.
Рядом находятся и «личные вещи» Розы. Это зеркало, в котором «отражение ещё не изменилось», серебряная расческа и знаменитый гребень в форме бабочки уже в состоянии после «поднятия» со дна. И конечно же, один из оригиналов «Сердца Океана», которых после многочисленных бросков «Старой Розы» в океан осталось не так много.
Рядом — полный комплект художника Джека, включая оригинальные рисунки Кэмерона, а также записку Розы со словами «Теперь ты можешь держать нас обоих взаперти в своем сейфе».
Камин также был воссоздан по оригинальным фотографиям. Интересно, что спустя 10 лет Кэмерон увидит оригинал уже на настоящем «Титанике» в ходе экспедиции 2005 года.
Каюта Розы — вид изнутри. Интересно, что в качестве ограждения используются всё те же балюстрады парадной лестницы.
«Айсберг прямо по курсу!» Для съёмок сцен в вороньем гнезде был также создан отдельный макет, самих актёров на такую высоту, как было в реальности, не помещали.
Макет выполнен в оригинальном масштабе.
Куски обшивки, «помятые» ударом от айсберга.
«Полный стоп» — стоит указатель рукояти телеграфа, который находился на капитанском мостике.
Это лишь часть сохранившегося реквизита — ещё один телеграф и штурвал Кэмерон подарил музею «Титаник Белфаст».
Помимо полноразмерных макетов были созданы миниатюрные модели некоторых элементов судна. Здесь, например, находятся модели электролебедки, шкива, лампы из коридоров, штурвала и телеграфа.
Другие миниатюры — носовой якорь, леера и один из шезлонгов.
Оригинальная табличка с кормы с надписью, предупреждающей о том, что у данного судна три винта и следуют от них держаться подальше. Рядом с ней Джек и ловил падающую в небытие Розу.
Песенник «Уайт Стар Лайн», использовавшийся оркестром, макет скрипки одного из оркестрантов и фонарик (вероятно тот, которым для поиска выживших пользовался офицер Гаролд Лоу, герой Йоана Гриффита).
Один из витражей из курительной комнаты первого класса.
А также (резиновый) топор, с которым Роза бегала по всему судну и пугала народ, а затем рубила цепь наручников Джека. Как видим, стекло снова в целостности.
«Может, стоит попробовать сигнал SOS вместо CQD?» Воссозданная по оригинальной фотографии радиорубка «Титаника».
Этот же макет использовался и при съёмках «Призраков Бездны». Также это самое любимое место историка Паркса Стивенсона, который является специалистом данной темы.
Для съёмок «Призраков бездны» он даже сам собирал эту декорацию, стремясь сделать её максимально верной по сравнению с оригиналом, так как при съемках в 1996 году она была не совсем точно расположена.
«Но он не может затонуть!» — говорил Джозеф Брюс Исмей, герой актёра Джонатана Хайда, чей костюм также представлен на выставке. После столкновения Брюс Исмей на свою пижаму накинул лишь одно пальто, в котором он в конечном итоге и спасся.
Один из полноразмерных макетов шлюпки, свисающей с талей на фоне накренившегося борта «Титаника».
Интересно, что шлюпки, как и трубы с буксирами, были уменьшены на 10 % по сравнению с оригиналами.
Конкретно это — макет шлюпки № 6, самыми известными пассажирами которой были Маргарет Браун и рулевой Роберт Хитченс.
По словам майора Артура Пошана, данная шлюпка не вернулась к «Титанику», хотя один из офицеров отдавал такой приказ. Эта сцена также была снята для фильма, но в итоге была вырезана из финальной версии.
Один из общих видов на экспонаты выставки.
И это была лишь малая часть масштабной выставки в Библиотеке Рейгана, посвященная бессмертному фильму Джеймса Кэмерона. Уже как минимум ради этого стоит туда съездить, если у вас имеется такая возможность. Но это далеко не всё — на выставке представлена и историческая коллекция, важность которой трудно переоценить. В будущем мы вам расскажем (и покажем) о множестве артефактов, среди которых редкие фотографии, оригинальные спасательные жилеты и даже элементы курительной комнаты «Титаника», которые так в итоге не были установлены на судне.
Текст: Максим Полищук
Фотографии: Евгений Беляев
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»
При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.