Саундтрек к фильму «Титаник»: Обзор юбилейного издания


Музыку к фильму «Титаник» композитора Джеймса Хорнера без преувеличения можно назвать гениальной. Неудивительно, что самый первый официальный саундтрек, выпущенный сразу после выхода фильма, разошелся тиражом 30 миллионов, а также был удостоен целых двух «Оскаров». Однако это был далеко не полный саундтрек звучавших в фильме композиций — на диске, скорее, были представлены лишь основные темы из фильма. Но преданным поклонникам фильма этого было, конечно, недостаточно.

2920_foto1_product_xl

В следующем 1998 году на полках магазинов появилось «дополнение» к официальному саундтреку – диск «Back To Titanic», включавший в себя еще с десяток звучавших в фильме композиций. Но даже с учетом этого издания множество других записей так и оказались в закромах звукозаписывающей студии, и надежда на их релиз гасла с каждым годом.
В 2012 году было объявлено о выходе юбилейного саундтрека, и у поклонников снова забрезжила надежда, но их ожидания не оправдались – никаких новых композиций Хорнера на диске не оказалось, это был лишь старый перевыпуск альбомов 1997 и 1998 годов. С тех пор многие люди пытались добиться релиза всех композиций, в Интернете даже началась масштабная кампания по сбору подписей, но ответной реакции не было.

И вот в этом году, когда фильму исполняется 20 лет, наконец выпущен самый полный саундтрек звучавших в фильме «Титаник» композиций — Titanic Soundtrack (20th Anniversary by James Horner). Это стало возможным благодаря звукорежиссеру Нэйлу Балку, а также режиссеру, продюсеру и киноисторику Майку Матессино, который сам является большим фанатом фильма. Пришлось заручиться поддержкой и получить разрешения от Lightstorm Entertainment и James Horner Estate – правопреемницы творений Джеймса Хорнера. Для подготовки же и выпуска лимитированного издания объединились такие гиганты как «Paramount Pictures», «Sony Musiс» и «La-La Land Records», которым пришлось погрузиться в собственные архивы, чтобы раздобыть давно, казалось, забытые записи. Все это было восстановлено, оцифровано и подготовлено к выпуску.

23826236_10156097033613755_6250745334173196760_o


Итак, коллекционное издание представляет собой сборник из 4-х дисков, общее время звучания которых превышает более 4 часов. На первых двух дисках представлены композиции, непосредственно звучавшие в фильме, на третьем – альтернативные версии (расширенные, дополненные) данных композиций, на четвертом – музыка оркестров I Salonisti и Gaelic Storm.

Первый диск начинается с заглавной композиции, которую все мы обычно слышим в самом начале фильма. Она отличается от Never an Absolution, которая, скорее, является расширенной версией заставки, но именно новая версия, представленная на диске, даже больше пробирает до мурашек.

Logo, Main Title

Затем следует 10-минутная 2 1/2 Miles Down, представляющая квинтэссенцию мрачных, протяжных, минорных звуков – мы находимся у обломков «Титаника». В фильм вошла лишь часть данной композиции, и при прослушивании полной версии становится ясно, что это практически увертюра всему фильму – на фоне полной разрухи мы слышим отголоски многих композиций, звучавших, когда «Титаник» еще был «кораблем мечты». Они словно призраки бродят по «Титанику».

2 1/2 Miles Down

xbQSQQqpUa0

Композиция To the Keldysh/Rose Revealed частично напоминает Distant Memories, но в данном случае они звучат именно так, как мы слышим в фильме, когда аппараты поднимают на борт «Келдыша», и когда Роза впервые появляется на экране. История Розы продолжается в переливающейся словно потоки воды My Drawing, когда она впервые за 84 года снова видит свой рисунок. Интересно, что вторая часть композиции — Relics and Treasures – в фильме так и не прозвучала.

To the Keldysh/Rose Revealed

My Drawing , Relics & Treasures

После трех уже знакомых мелодий, следует начало истории любви Джека и Розы – это First Sighting (когда Джек впервые видит Розу на верхней палубе), Rose’s Suicide Attempt (когда Роза бежит к леерам, чтобы совершить самоубийство, и знакомится с Джеком) и Jack Saves Rose (когда Джек протягивает руку Розе и вытягивает ее на палубу, когда та чуть не срывается в воду).

First Sighting, Rose’s Suicide Attempt

Jack Saves Rose

Еще три следующие композиции продолжают развитие любовной темы. The Promenade начинается со знакомых нот, когда Роза только начинала свой рассказ о «сказочном корабле». Butterfly Comb также является отсылкой к самому начала фильма – под эту мелодию старая Роза впервые за много лет держит в руках свой гребень, его же она снимает перед тем, как подготовиться к рисунку Джека.

The Promenade, Butterfly Comb

sjqORCqd5PQ

Rose полностью повторяет вариант с оригинального альбома, а вот The Portrait звучит, скорее, как демо – в фильме данная часть была заменена на фортепианное соло Джеймса Хорнера. Под следующую композицию Lovejoy Chases Jack and Rose, исполненную в стиле традиционных ирландских мотивов, Джек и Роза спасаются бегством от Лавджоя, бегут по коридорам и котельным и в конце концов оказываются в «Рено» – знаменитая рука на стекле появляется именно под композицию Lovemaking. 

The Portrait

Lovejoy Chases Jack and Rose

Lovemaking

Но айсберг уже близко, и звучит расширенная версия Hard to Starboard, отличающаяся от оригинальной парой тактов в самом начале, когда стюарды пытаются найти заплутавшую парочку, но в итоге ничего не находят.

Hard to Starboard (Extended Version)

b_UjjYFWzcE

Rose Frees Jack сопровождает Розу, когда та отправляется на поиски и спасение арестованного Джека.


Второй диск начинается с неспокойной, тревожной A Building Panic в версии, звучащей в фильме. Эта композиция сопровождает нас в ходе многих сцен – драка у решеток, паника во время загрузки шлюпок, а затем и во время их спуска.

A Building Panic (Film Version)

Unable to Stay, Unwilling to Leave уже знакома нам по оригинальному саундтреку, а вот продолжительная Trapped on D deck переносит нас в сцены, когда снова убегающие главные герои оказываются среди затапливаемых коридоров, чуть не гибнут у запертой решетки, но в последний момент спасаются. Эта композиция, хотя и состоящая из частей других знакомых тем, впервые предстает в таком полном виде, как это было в фильме.

Trapped on ‘D’ Deck

Короткая Murdoch’s Suicide должна была звучать во время сцены самоубийства первого офицера, но так и не была использована в фильме.

Murdoch’s Suicide

Следующие четыре композиции, в которых отражена агония «Титаника» и его пассажиров — The Sinking, Death of Titanic, A Promise Kept, A Life So Changed — снова повторяют оригинальный саундтрек, а вот следующая композиция по-своему знаковая. A Woman’s Heart is a Deep Ocean of Secrets звучит, когда Роза наконец заканчивает свою историю, и на замечание героя Льюиса Абернати о том, что «Мы не нашли никакой информации о Джеке» отвечает, что о нем она никому и никогда не рассказывала. И напоследок произносит знаменитую фразу «Сердце женщины – океан, полный тайн».

A Woman’s Heart is a Deep Ocean of SecretsuJkW3dKsimc

An Ocean of Memories является перечислением всех основных тем официального саундтрека и является заключительной. Композиция Post изначально должна была уже во время титров, вместо My Heart Will Go On. Однако Селин Дион победила, а части этой композиции стали основой для Hymn to the Sea.

Post


Третий диск является настоящим сундуком сокровищ, так как здесь представлены такие версии оригинальных композиций, которые больше нигде и никогда не удалось бы услышать. Диск начинается с уже знакомой Never an Absolution, но уже следующая композиция является редкостью – это музыка, написанная специально для самого первого театрального трейлера, показанного в 1996 году. Длящаяся более 4-х минут, композиция представляет собой перечисление всех основных тем фильма, от самого начала и до конца, да еще и дополненная вокалом от Enya.

Trailer

The Portrait уже нам знакома по альбому Back To Titanic, а вот альтернативная версия Logo – отдельная история. Изначально фильм должен был начинаться в «в стиле Джеймса Кэмерона» — тревожный «рычащий» нарастающий минорный звук, предчувствие катастрофы, что-то вроде «Марса» Густава Холста. На этом фоне и появлялась надпись «Титаник». В итоге, эта сцена была снята, и Кэмерон показал ее Хорнеру. Тот посмотрел и сказал, что «Джим, почему бы тебе не начать фильм спокойнее – сепия, все машут, лайнер отправляется в свой последний и единственный рейс. Он размышлял об этом более двух месяцев, затем пригласил меня и попросил наиграть мой вариант мелодии для такой сцены. Прослушав ее, он сделал невероятное – переснял все начало фильма». И именно с этой заставкой «Титаник» и вошел в историю.

Logo (Alternate Extended Version)

1g6ZrS7UQxk

2 1/2 Miles Down (alternate) представляет собой небольшой неиспользованный музыкальный эпизод, а следующая за ним Southampton (alternate) для слушателей прозвучит как новая, но давно любимая композиция из фильма. Все дело в том, что это именно та версия, которую мы слышим в фильме, начиная с перехода от затонувшего «Титаника» к «воскресшему» и заканчивая словами Розы «мое сердце обливалось кровью».

Southampton (Alternate)

Leaving Port (with alternate ending) отличается от оригинальной только другой, более легкой, концовкой, а вот Leaving Port (alternate) представляет собой абсолютно иной вариант того, как должна была звучать эта композиция. Дополненная новыми хоровыми и оркестровыми партиями, она звучит даже торжественнее, чем оригинал, и в целом, ее можно назвать действительно одним из главных открытий данного альбома. Вероятно, она не была использована по этой самой причине – даже слишком торжественная.

Leaving Port (Alternate)

Take Her to Sea, Mr. Murdoch (alternate) повторяет оригинал, однако здесь больший акцент сделан на верхних октавах, плюс концовка звучит иначе, под фанфары.

Rose (alternate) является первой в череде композиций данного альбома, которые можно назвать «очищенными» — очищенными от синтезированного хора, инструментов и иных компьютерных «добавок». В итоге в данной версии мы уже не слышим синтезированных голосов, но еще больше проникаемся вокалом Сиссель – здесь он выразительнее, громче, и оркестр лишь подчеркивает его красоту.

Rose (Alternate)

История еще одной композиции — Piano Theme – The Portait  — тоже удивительна. Это фортепианное исполнение самого Джеймса Хорнера, которое он записал в качестве демо для Кэмерона и назвал его «Sketch» — «Набросок». Это была просто мелодия, которую можно было использовать где угодно. Но Кэмерон, увидев название, подумал, что это мелодия написана для сцены со «Скетчем» — рисунком. Ее он и использовал. Хорнер сначала не согласился, однако в конце концов оба пришли к заключению, что именно она идеально подходит для этой максимально интимной сцены.

Piano Theme — The PortraitBb2LeZ6iUdM

Lovejoy Chases Jack and Rose (alternate) представляет собой альтернативную композицию в стиле ирландских мотивов, которую предполагалось использовать для сцены погони Лавджоя за влюбленными.

Lovejoy Chases Jack (Alternate)

Hard to Starboard (alternate) – еще одна «очищенная» оркестровая композиция. По сравнению с оригиналом, здесь убраны все звуки, созданные на компьютере, и мы слышим здесь исключительно оркестр, что делает эту композицию еще ценнее.

Hard to Starboard (Alternate)

A Building Panic (album suite) – уже знакомая версия с Back to Titanic, созданная в результате слияния A Building Panic (film version) и Trapped on D Deck.

Death of Titanic  (Alternate) – последняя «очищенная» композиция, квинтэссенция оркестрового исполнения в фильме «Титанике». Удаление синтезированного впервые дает возможность отчетливо услышать чуть ли не каждый инструмент.

Death of Titanic (Alternate)60PAgPZqvKw

A Promise Kept (alternate) представляет собой версию с более выраженными соло флейты и Сиссель. Часть этой композиции была использована в 2 1/2 Miles Down.

И завершает третий диск уже знакомая нам Hymn to The Sea – «Гимн морю». И она звучит как гимн гению Хорнера, создавшему этот бессмертный саундтрек.

Четвертый диск представляет собой сборник композиций, исполненных оркестром I Salonisti и бэндом Gaelic Storm. И если композиции первого уже были ранее выпущены отдельным диском в 2012 году, то музыка Gaelic Storm, так, как она исполнялась для фильма, звучит впервые. Также этот диск впервые включает композиции, исполненные I Salonisti, но аранжировку для которых написал сам Джеймс Хорнер. В целом, список новых мелодий выглядит так:

 I Salonisti — Oh, You Beautiful Doll

 I Salonisti — Come Josephine in My Flying Machine 

 I Salonisti  — The Merry Widow

I Salonisti — Meditation De Thais

Gaelic Storm — Blarney Pilgrims

Gaelic Storm — John Ryan’s Polka

Gaelic Storm — Kesh Jig

Gaelic Storm — Drowsy Maggie Dance


Эпилог:

Просто невероятное сокровище. По аналогии с оригинальными композициями, это специальное издание можно назвать «An Ocean of Discoveries» — «Океаном открытий». Или же «An Ocean of Memories for James Horner» — «Океан памяти Джеймса Хорнера». Действительно, нет большего памятника творчеству этого гениального композитора, чем тот богатый материал, что мы услышали на этом диске. Казалось бы, ранее мы уже до дыр прослушали саундтрек к фильму, но в этот раз мы будто посмотрели фильм заново, да еще и с совершенно новой стороны. И факт того, что запись саундтрека проходила с марта по сентябрь 1997-го в 5 разных студиях лишь подтверждает, что этот саундтрек – не просто очередной сборник мелодий к некому фильму, а отдельное произведение музыкального искусства. Искусства, созданного Джеймсом Хорнером.

1450798650_4


Максим Полищук,
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»