Водонепроницаемые отсеки – основной критерий «непотопляемости» начала XX века

В современном мире на страже безопасности пассажиров и экипажа стоит целый ряд специальных устройств и средств — от разделения судна на водонепроницаемые отсеки, оборудования аварийным радиопередатчиком до оснащения спасательными шлюпками, мест в которых более чем достаточно для всех людей на борту.

Если же в наше время наличие каждого средства является обязательным, то столетием ранее в первую очередь безопасность морских судов определялась количеством отсеков, разделённых вертикальными водонепроницаемыми переборками. За их число и возможность модернизации, к примеру, добавления дистанционной активации герметичных дверей с капитанского мостика, общественность нарекало такие суда «непотопляемыми». Другие средства обеспечения безопасности отходили на второй план.

Эта удивительная закономерность прослеживается во многих публицистических изданиях начала прошлого века. Любопытно, что до катастрофы «Титаника» в прессе никогда не фигурировало количество спасательных шлюпок на трансатлантических лайнерах и даже гипотетическая вероятность увеличения их числа в качестве дополнительной меры безопасности. Для того, чтобы повысить шансы выживания людей, первостепенной задачей судостроителей было увеличить способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Наиболее наглядным примером нестандартного для нашего восприятия мышления относительно приоритетов в обеспечении безопасности судов выступает представленный ниже отчет о потерях на море за зиму 1905/06 гг.:

SWDy_Y1XFLk

Герметичная   дверь ,  находящаяся   в   переборке   «М»,  ведущая  в  турбинное  отделение.  (c)  Harland  &  Wolff  Collection,   National  Museums  NI

«Четыре миллиона долларов — это предполагаемые потери морских страховщиков за прошедшую зиму. В дополнение к потере застрахованного имущества, только в Северной Атлантике погибло около восьмидесяти пяти человек. Последние пять месяцев были особенно катастрофическими для судоходства. У побережья Новой Англии и приморских провинций Канады затонуло пятьдесят четыре судна, из них тридцать семь шхун, девять пароходов и восемь барж. Самым страшным бедствием зимы стало крушение парохода «British King» на пути из Нью-Йорка в Антверпен. По меньшей мере двадцать человеческих жизней были потеряны.

Зимний список затонувших судов в ноябре открыл норвежский пароход «Turbin», в результате крушения которого погибли четырнадцать человек. Через две недели британский пароход «Lunenburg» затонул всего за две минуты после удара о подводные камни близ островов Иль де ла Мадлен (Канада), что привело к гибели десятка людей и потере груза. Эти и более серьезные крушения пароходов заставляют принять эффективные меры по предотвращению затопления судов. Водонепроницаемые переборки делают судно непотопляемым только когда все двери под ватерлинией закрыты. В большинстве случаев стихийные бедствия на море не позволяют закрывать вручную герметичные двери, поэтому существует растущая потребность в их модернизации.

Самым оптимальным вариантом стала бы возможность закрытия водонепроницаемых дверей с верхней палубы простым поворотом рычага. Двери с электрическим приводом на «длинном» рычаге управления позволят экипажу своевременно закрыть их, при этом не теряя времени на перемещение между палубами. Согласно оценкам экспертов, не один из пятидесяти судов, потерянных в море нынешней зимой, не затонул бы, имея возможность дистанционно закрыть свои водонепроницаемые двери, которые уже вводятся в эксплуатацию на кораблях военно-морского флота США».

Аналогичные новшество и было внедрено на «Олимпийцах» четырьмя годами позже, делая их «непотопляемыми» и максимально современными в техническом плане, учитывая требования безопасности начала прошлого столетия.

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»