«Титаник» и «Олимпик»: Балет левиафанов

В марте 1912 года красавец «Олимпик» наконец покинул верфь после ремонта из-за потери лопасти винта. Здесь лайнер пробыл почти неделю, но он не был одинок — все это время рядом находился его младший брат «Титаник». Это была их последняя, но самая известная встреча — виды двух крупнейших лайнеров, стоящих рядом, завораживают даже с фотографий.

Но что именно происходило с этими двумя гигантами на верфи в эту неделю? Если кому-то задать этот вопрос, то можно услышать ответ наподобие: «Кто-то встал в док, кто-то вышел из дока, один пришвартовался рядом, другой развернулся, потом они поменялись местами… Или это было ещё до этого?..»

Данная статья впервые подробно освещает те шесть мартовских дней, в течение которых на крохотном клочке воды происходило действительно самое масштабное водное представление в мире. Это был настоящий балет левиафанов, поставленный самыми искусными режиссёрами-постановщиками верфи — капитанами, инженерами и моряками.


Белфастская гавань начала века — одно из самых оживлённых мест всех Британских островов. Здесь на небольшом клочке суши и воды на верфи «Харланд & Вольф» сразу строят, спускают, достраивают и вводят в строй сотни судов. Именно так выглядела гавань в 1906 году:

13173112_992926657481789_19102584531446885612_o
1 — место строительства «Олимпика» и «Титаника» (Arrol Gantry), 2 — сухой док Томсона, 3 — достроечная верфь 

Но для нас особый интерес представляет отрезок от сухого дока Томсона и до выхода из канала в более глубокие воды. Исправленная и дополненная схема показывает это место состоянием на 1911-1912 гг.:

КаналNew Graving Dock — сухой док Томсона, New Warf — стенка достроечной верфи

Любопытно сравнить, как за век поменялась гавань, а поменялась она очень существенно. Сразу в глаза бросается размах работ по расширению канала — были срыты целые острова и насыпи. Достроечной верфи, где стоял «Олимпик» и «Титаник», давно уже нет, засыпан «бассейн для манёвров», и в целом местность очень поменялась. Единственный узнаваемый и сохранившийся объект — сухой док Томсона.

AmuB4oUdoZ8

Именно туда 1 марта 1912 года и планируют поставить «Олимпик» с повреждённым винтом. Напомним, что 24 февраля в 16:30 по судовому времени, «Олимпик», направлявшийся из Нью-Йорка в Саутгемптон, теряет лопасть винта где-то в 750 км от Ньюфаундленда. Причины неясны, но в любом случае лайнер теперь должен вернуться в док для ремонта. Предполагается, что много это времени не займет – «Титаник» сейчас стоит у достроечной стенки, а сухой док свободен.

10842055_858568437499190_6416518628337910181_o1
«Титаник» в ожидании прибытия «Олимпика» (Jonathan Smith Collection)

Вечером 1 марта «Олимпик» прибывает в Белфаст и дожидается утреннего прилива 2-го марта, чтобы свободно войти в сухой док Томсона. И пока «Титаник» стоит у достроечной стенки, «Олимпик» под командованием капитана Смита и с помощью буксиров начинает заходить в док (подробнее о том, как проходило докование «Олимпика», можно узнать здесь).

tV823CFMAVM (1)
2
Буксиры осуществляют поворот «Олимпика» для входа в док (R Terrell-Wright Collection)

Процесс этот был и так непростой, но в тот день ситуация была ещё сложнее — очень сильный боковой ветер дует прямо в борт «Титаника» и «Олимпика», и буксиры с трудом удерживают оба лайнера в нужном положении. Неудивительно, что процесс контролировали одни из главных людей на верфи — конструктор Томас Эндрюс и суперинтендант «Уайт Стар Лайн» Чарльз Бартлетт.

media_237612
3
«Олимпик» теперь находится у самых ворот дока (NMNI)

Наконец, «Олимпик» в доке, ворота возвращают на место и закрывают ими вход в док, начинается откачка воды. Как только док осушен, рабочие приступают к ремонту.

media_238291Рабочие осматривают левый поврежденный винт (NMNI)

3 марта 1912.

Весь день воскресенья рабочие оперативно производили ремонтные работы, и так как на это были брошены большие трудовые ресурсы, управиться удалось всего за день. На утренние часы 4-го числа запланировали вывод «Олимпика» из дока.

y_96f5ecf5
5
Такой вид на верфь можно было наблюдать со 2-го по 5-е марта 1912. «Олимпик» большую часть времени находился в доке, «Титаник» же — постоянно у достроечной стенки (Josha Inglis Collection)

4 марта 1912.

Для процесса вывода «Олимпика» из сухого дока были привлечены пять буксиров. Заранее из дока была выкачана вся вода, двери открыты, и начался вывод лайнера. Сильный порывистый ветер, дующий в сторону корпуса лайнера, усложнял и без того деликатную и сложную задачу маневрирования. Но была все же предпринята попытка вывести «Олимпик» в открытые воды, чтобы развернуть его. Кормой вперед лайнер проследовал во Каналу Виктории, но у самого выхода из него лайнер ветром чуть не вынесло на отмель.

6
Путь «Олимпика» туда и обратно.

Как оказалось, удержать в стабильном положении многотонный гигант в ветряную погоду было непосильной задачей даже для самых мощных буксиров.
В итоге было принято единственно возможное решение – вернуть «Олимпик» в сухой док, который оставался открытым. Носом вперед лайнер вернулся обратно и стал дожидаться улучшения погодных условий.

Поползли слухи, что в ходе попытки вывода «Олимпика» было повреждено днище лайнера, но «Уайт Стар Лайн» оперативно опровергла эти заявления. Хотя без инцидентов рискованная попытка вывода из дока всё же не обошлась – в ходе маневрирования один из швартовных тросов оборвался, не выдержав напряжения.

media_238277
3
4 марта 1912 года. Вывод «Олимпика» из дока, куда он вскоре вернется (NMNI).

Вопреки распространённому мнению, предыдущая фотография была сделана не 2 марта во время входа «Олимпика» в сухой док, а именно 4 марта при попытке вывода его из дока. Об этом свидетельствуют положения буксиров, а также расположение швартова, ведущего к кабестану – это тот самый швартовный трос, который не выдержал натяжения и порвался. На фото рабочий как раз наматывает его обратно.

5 марта 1912

… было неизменным. Снова была предпринята попытка вывести лайнер из дока, и снова ветер оказался слишком сильным, чтобы буксиры могли полностью контролировать ситуацию и крепко удерживать лайнер. Но ближе к вечеру погода начала улучшаться, и операцию по выводу «Олимпика» запланировали на следующее утро.

6 марта 1912.

Утро, ветер ослаб, прилив в самом разгаре. Принято уникальное решение – развернуть «Олимпик» прямо здесь, чтобы во время его вывода из канала нос указывал туда же, и контроль за судном был полным (а не урезанным, как это бывает при маневрировании кормой). И все это необходимо сделать в присутствии «Титаника», который увести куда-то далеко не представляется возможным. Поэтому поступили следующим образом: «Титаник» под командованием капитана Хэддока отвели от достроечной стенки и поставили справа от сухого дока, таким образом освобождая пространство для маневров «Олимпика», которым, в свою очередь, командовал капитан Смит.

Итак, «Олимпик» выводят из дока и начинают вести к достроечной стенке:

hFaCxliePso (1)
8
«Олимпик» только что вышел из сухого дока, буксиры тянут его к достроечной стенке. «Титаник» ожидает рядом в водах канала (John Kempster Collection)

После того, как «Олимпик» пришвартовали у стенки, буксиры «переключают» внимание на стоящий в канале «Титаник». Его выводят прямо в канал и поворачивают в сторону входа в док:

zzQYQZmh_Q8

И затем начинают заводить его внутрь:

15283902_1255673007788729_680959438714059618_n15747869_1275956419093721_5609499571841783021_n«Титаник» начинает входить в сухой док Томсона, «Олимпик» уже стоит у достроечной стенки (Josha Inglis Collection)

И вот, спустя довольно продолжительное время, «Титаник» уже на 2/3 находится в сухом доке:

18238499_1400932699929425_8986613662814700608_o10(перв)
(John Kempster Collection)

Известная фотография двух гигантов, стоящих параллельно друг другу, загораживая собой весь горизонт. На данном фото «Титаник» все еще продвигается вглубь дока:

13958104_1148009861888378_2167724566524635955_o10

Наконец, «Титаник» в доке, «Олимпик» у достроечной стенки, процесс перестановки судов окончен. Данное фото «Титаника» в сухом доке было сделано именно 6 марта с борта стоящего рядом «Олимпика»:

kIi2dU16XlU
(NMNI)

На этом операции по перестановке лайнеров на сегодня окончены, но завтра ожидается не менее впечатляющая и еще более сложная – маневрирование «Олимпика».

7 марта 1912.

Утренний прилив, и начинается операция по маневрированию «Олимпика». Как было сказано выше, ради безопасного вывода лайнера в воды Белфаста, требовалось развернуть его носом в сторону выхода из канала, и предстояло это сделать в небольшом бассейне сразу напротив дока и достроечной верфи. Еще в ходе строительства дока Томсона было принято решение расширить периметр, в результате чего слева от дока появился небольшой бассейн, благодаря которому и стало возможным маневрирование судов огромных размеров.

Маневрирование началось – нос заводят в бассейн, а корму буксиры тянут дальше в канал:

pJfuzv3s56412821568_1680968255504046_8525258757781681147_n11Для того, чтобы начать маневрирование, необходимо нос «Олимпика» поместить в т.н. «бассейн для маневров» (John Kempster Collection)

В ходе поворота корпус оказываться в опасной близости от бетонных стенок дока, в котором виднеется корма «Титаника»:

YNgoPtT4rjM13
(John Kempster Collection)

На случай столкновения снаружи стены вывешены маты, но они не нужны – соприкосновения удается избежать. Десятки рабочих верфи столпились у края дока и внимательно следят за процессом:

13316958_1100369863319045_9113188128258032604_o
14
Пока одни буксиры тянут нос в сторону канала, другие следят и поворачивают корму. На мостике «Олимпика» капитан Смит лично контролирует процесс (John Kempster Collection)

Корма уходит севернее, и нос удается начать разворачивать в сторону канала. Наконец, маневры завершены, и «Олимпик», спустя шесть беспокойных дней на верфи, а также с исправными винтами, наконец может спокойно выйти в открытые воды белфастского залива. Отсюда он уходит сразу в Саутгемптон, чтобы возобновить свою трансатлантическую службу.

14053731_1149083345114363_668762565996364463_o
15
Farewell, Olympic (John Kempster Collection)

Но даже на этом большое «представление» на верфи ещё не заканчивается. Финальным актом становится разворот самого «Титаника» в сторону выхода из канала — такое решение было принято для того, чтобы в случае чего «Титаник» можно было быстро вывести из канала (опыт маневрирования «Олимпика» дал хороший урок). Утром 8 марта, на следующий день после отправления «Олимпика», начинаются манёвры «Титаника».

Для того, чтобы показать всю ювелирность данного процесса, каждый из этапов маневров изображен на одном общем рисунке:

16
Этапы маневрирования «Титаника». 1 — вывод из сухого дока. 2 — поворот носа к «бассейну для маневров», корма удерживается в текущем положении. 3 — практически перпендикулярный разворот по отношению к сухому доку. 4 — корма уходит за насыпь, нос вытягивают буксиры в сторону канала. 5 — судно выравнивается и параллельно» паркуется» к достроечной верфи. 

После этого «Титаник» впервые расположился носом по направлению к выходу из канала, и в таком положении он будет теперь находиться до самых ходовых испытаний. Именно отсюда 2 апреля 1912 года он уйдёт в открытые воды залива, как это когда-то сделал его брат «Олимпик», но, в отличие от него, сюда уже больше никогда не вернётся.

media_238326
(NMNI)


Представление окончено. Восторженная публика разрывается нескончаемыми аплодисментами — такого мастерства на сцене они не видели уже давно. Звучат крики «Бис!», «Хотим ещё!», и постановщики за кулисами благодарно улыбаются, но их глаза уже блестят в предвкушении новых триумфов. «Подождите ещё пару лет, и мы не только повторим, но выведем на сцену ещё одного, самого совершенного, героя», — проносятся в их голове мысли по завоеванию самой главной сцены — Трансатлантической. Однако судьба имела совсем другие планы на это так никогда и не состоявшееся «трио». Спустя месяц один из героев трагически погибнет, другой через пару лет канет в пучину, так никогда и не успев по-настоящему порадовать публику своим великолепием. Останется лишь один герой, который до самого конца карьеры хоть и будет самоотверженно играть свою роль, но никогда это уже не будет ни трио, ни даже дуэт — отныне он сам по себе. И только фотографии будут напоминать об этом невероятном представлении, разыгранном в белфастской бухте в марте 1912 года.

Максим Полищук,
Специально для ИИСТ и 
«Лайнера-Легенды Титаника»