История о том, как Брюс Исмей хотел выкупить «Олимпик»

После того как в 1913 году сломленный и опустошенный управляющий директор «Уайт Стар Лайн» уступил свой пост вице-президенту Гарольду Сандерсону, он ни разу не появлялся в головном офисе и отказался от решения любых деловых вопросов, касающихся расширения флота и развития судоходства на трансатлантической линии. Однако, семейный бизнес не мог остаться без человека из «клана-основателей», носящего фамилию «Исмей», поэтому в середине 1920-х среди руководителей фигурировало имя Джорджа Исмея – младшего сына экс-президента.

Джордж часто пересекался в офисе «Уайт Стар Лайн» с Фрэнком Бэстардом, который работал в компании на протяжении долгих лет и сумел завоевать авторитет и уважение среди коллег. В 1927 году лорд Килсант – продолжатель дела лорда Пирри на верфи «Harland & Wolff», заплатил около 7 миллионов фунтов, чтобы выкупить «Уайт Стар Лайн» у «Международной Торговой Морской компании». В результате этой покупки лорду пришлось провести год в тюрьме за предоставление заведомо ложной информации о судоходной компании.

12141022_10208109157262117_4822728845482853685_o

Июль   1952   года.   Теплоход   «Georgic»   пришвартован   в   порту   Нью-Йорка.   Позади   него   стоит   «Queen   Elizabeth».   (с)   Photo   from   collection   Rich Turnwald

Из-за ареста владельца «Уайт Стар Лайн» её будущее стало неопределённым. Нужно было срочно действовать и искать выход из ситуации, чтобы не потерять компанию. Тогда же, в 1931 году, Фрэнк Бэстард, за плечами которого имелся внушительный опыт работы в сфере торговых перевозок, предложил Джорджу Исмею организовать частный бизнес «дешевых» трансатлантических транзитов. Его идея заключалась в том, чтобы использовать три комфортабельных судна, которые работали бы на одной линии и выполняли еженедельные переходы через Северную Атлантику, чередуясь друг с другом. Для этой цели он посоветовал приобрести «Британник» (1929 г.), «Джорджик» и «Олимпик», который занял бы почётное место флагмана.

Джордж Исмей заинтересовался предложением, но ему требовалась большая финансовая поддержка, за которой он обратился к своему отцу. Естественно, у Брюса Исмея был сентиментальный интерес к «Уайт Стар Лайн» и в частности к «Олимпику», поэтому заинтригованный экс-управляющий попросил сына организовать деловую встречу с Фрэнком. В процессе урегулирования финансовых вопросов состоялось несколько визитов мистера Бэстарда к Брюсу Исмею, но последнее слово стало за британским казначейством.

14114929_1315842635093573_6697792374309316470_o

MV   Britannic   в   Нью-Йорке.   Последнее   судно,   введенное   в   эксплуатацию   в   1930   году   до   слияния   компаний   «White Star Line»   и   «Cunard Lain».   (с)   Photo   by   pinterest. com

Организация частной деятельности пришлась не по нраву государству, поскольку на грани финансового краха находились две крупные судоходные компании – «Уайт Стар Лайн» и «Кунард Лайн». Британское правительство было заинтересовано в появлении одной сильной компании вместо двух старых. Вмешавшееся в переговоры казначейство попросило свернуть план, взамен пообещав выделить финансовые средства компаниям «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» в случае их слияния для окончания строительства проекта №534 («Queen Mary»).

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и Лайнера-Легенды Титаника»