Фотопроект «Миры»
Сергей Викторович Смолицкий, старший механик подводных аппаратов «Мир» и давний друг нашего Сообщества — уникальный человек. Он четыре раза погружался к «Титанику» вместе с Джеймсом Кемероном, участвовал во множестве экспедиций и написал несколько книг и лекций по океанологии.
Вместе с командой научно-исследовательского судна «Академик Келдыш» он участвовал в работе над документальными фильмами о «Бисмарке», в исследованиях Байкала, организации первого прямого эфира непосредственно с «Титаника», а также в установке первого флага на настоящем (подводном) Северном полюсе — точке «ноль», которую в отличии от льдин не сносит течением. Самое глубокое погружение (5300м) Сергей провел в экспедиции 1998 года, к затонувшей подводной лодке I-52 времен второй мировой войны.
История Сергея Викторовича вдохновила профессионального фотографа Илью Нодия, который подготовил целый фотопроект, посвященный этому харизматичному и разностороннему человеку. Третью часть своего проекта Илья посвятил аппаратам «Мир», которые стали главным смыслом жизни Сергея Смолицкого.
МИР-1 и МИР-2 – глубоководные пилотируемые подводные аппараты для океанографических исследований. О сложной истории их создания, дипломатических войнах с США и технических характеристиках лучше прочитать в Интернете, а я расскажу вам о том, что происходит с ними сейчас.
Команда МИРов состоит из несколько подгрупп разных специалистов – гидравликов, акустиков, штурманов, механиков и электриков. После прекращения финансовой поддержки от государства в начале 90-х и старта первых коммерческих погружений, изначальный набор специалистов на борту (пилот, бортовой инженер и пассажир) стал слишком невыгодным. В погружения начали брать двух пассажиров и самого опытного пилота. С того времени обучение новых пилотов не проводилось.
Одной из обязанностей Сергея Смолицкого был контроль системы жизнеобеспечения аппаратов. Он же спроектировал и воплотил в жизнь систему «Осмотр», один из крупнейших созданных ОКБ (Бюро океанологической техники) проектов. Попав на МИРы, Смолицкий стал ведущим специалистом в команде, и погружения в последних четырех экспедициях проходили под его руководством.
Съемки фильма «Титаник» начались в сентябре 1995 года. Все это время Кэмерон лично руководил всеми процессами, включая управление съемочным оборудованием, которое установили на МИР-1 и МИР-2 для освещения. Аппарат в фильме о «Титанике», который плавал рядом с обломками и который запечатлен на фото ниже – МИР-2.
Вячеслав Кушников – специалист-гидравлик. Сердцем аппаратов МИР является система энергоснабжения – все энергоустановки питаются от батарей. Тем не менее, почти все механизмы и манипуляторы приводятся в действие сложной гидравлической системой, за которой необходимо следить. Сегодня Вячеслав является лучшим экспертом в мире по гидравлическим системам аппаратов МИР.
Виктор Соболь – специалист по гидрологии и гидрофонии, работает в Калининградской группе с Кушниковым. Поскольку в экспедициях среди ученых-исследователей нет инженеров, во время экспедиций Виктор работал в группе, которая помогала биологам, химикам и геологам с оборудованием. Также Виктор Николаевич занимался гидроакустикой, на которой основываются системы связи и навигации МИРов.
Петр Иванович Перепелюк – механик-монтажник. В экспедициях ремонт нужен постоянно, поэтому на исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» было несколько мастерских, задачей которых был не только ремонт и улучшение компонентов МИРов, но иногда и создание нового оборудования.
Сейчас МИРы находятся в Калининграде. МИР-2 стоит в ангаре Института океанологии РАН, а МИР-1 – в Музее Мирового Океана. Согласно техническим требованиям, каждые 10 лет необходимо проводить полный разбор аппаратов с заменой пластмассовых и резиновых частей, а также батарей. Последний такой разбор проводился в 2004 году. Сейчас это невозможно из-за отсутствия финансирования со стороны государства и отсутствия одобренных коммерческих проектов. Без ремонта МИРы не могут погружаться.
С 2011 года экспедиции с участием МИРов не проводились.
На сегодняшний день весь мир активно использует глубоководные беспилотники, поэтому будущее обитаемых аппаратов довольно призрачно. Основная проблема заключается в том, что их использование сопровождается очень высокими требованиями безопасности. Чем меньше риска – тем дешевле.
Однако есть одна очень важная вещь, ценностью которой часто пренебрегают – личное впечатление. Эта функция будет доступна только для обитаемых аппаратов.
Но, скорее всего, используемых только в туристических целях.
Люди слишком любопытны, чтобы обойти стороной такую невероятную возможность.
Фотографии: Илья Нодия
Текст: https://www.behance.net/gallery/81688905/Sergey-Smolitskiy-(Chapter-3
Перевод: Алена Красницкая
Специально для Историко-Исследовательского Сообщества Титаника