Засыпанный в угольном бункере. История спасения угольщика Джорджа Кэвелла

22-летний угольщик, имеющий за плечами годы практического опыта на лайнерах «Уайт Стар Лайн», 6 апреля 1912 года был зачислен в «черную банду» «Титаника». Прежде он уже трудился в душных котельных «Олимпика» и «Адриатика», доставляя в тачках к бездонным горячим топкам уголь из бункеров. 14 апреля Джорджа Кэвелла ждала тяжёлая вечерняя смена – с восьми вечера до полуночи в бойлерной №4 с тремя коллегами-угольщиками. Смена подходила к концу, вероятно, измотанный физической работой Кэвелл, мысленно уже перенёс себя в койку несколькими палубами выше.

Перед тем, как зайти в бункер за очередной партией угля и, наконец, с чистой совестью отправиться отдыхать, Кэвелл мельком взглянул на датчик давления пара, расположенный непосредственно у котла. На циферблате чётко виднелись 225 фунтов пара — даже выше нормы, поскольку из машинного отделения поступил приказ не опускать показатель ниже 200. Затем Кэвелл прямиком направился у угольный бункер правого борта, где его застал врасплох удар айсберга о корпус «Титаника». Верхушки угольных «гор», находившиеся вокруг Кэвелла, посыпались вниз, частично завалив несчастного. Где-то за пределами угольного плена он услышал громкий сигнал, оповещающий о закрытии водонепроницаемых дверей, но не сразу сообразил, что произошло.

Collage   (c)   Titanic:   Honor   &   Glory   and   Encyclopedia   Titanica

Самостоятельно выбравшись из-под завалов, угольщик подошёл к двери бункера и с облечением переступил порог, выйдя в котельную №4. Взгляд упал на индикатор, где на красном фоне ярко высвечивался сигнал «стоп». Сразу после этого в помещении погасло электрическое освещение, в темноте Кэвелл поднялся по аварийным лестницам на палубу «Е» — на Шотландскую дорогу, с целью разузнать о происшествии и принести в котельную масляные лампы. Ему на встречу бежала взволнованная и шумная толпа мужчин-эмигрантов, которые несли с собой в руках спасательные жилеты и котомки. Не менее обеспокоенные стюарды, пытающиеся инструктировать бегущих, хором повторяли, что ничего критичного не произошло и просили сохранять спокойствие. В коридоре Кэвелл повстречал коллегу, который сообщил ему о столкновении с айсбергом, по дороге он захватил пару ламп и направился в обратный путь.

Как выяснилось, в них уже не было нужды, котельные уже освещались привычным тусклым светом электрических ламп. Ответственного за рабочую зону механика — мистера Харрисона рядом не оказалось, но кто-то из ведущих кочегаров приказал в срочном порядке гасить топки. Бригада послушно начала выгребать шлак из котлов, пока слаженную работу не прервала вода, медленно просачивающаяся из-под пластин пола. Внезапно охватившее чувство тревоги заставило Кэвелла бросить эту неблагодарную работу и поспешить к аварийному трапу. Оставив коллег, стоящих по колено в холодной воде в облаке пара, тщетно сражаться за живучесть котельной, Кэвелл направился к выходу. Муки совести и безлюдная Шотландская дорога вынудили его снова спуститься к товарищам, но, пройдя несколько лестничных пролётов, Джордж отказался от этой затеи и поспешил на шлюпочную палубу.

Выйдя со стороны правого борта, он наткнулся на две спасательные кормовые шлюпки, одну из которых уже спустили до палубы «А». Верхняя палуба была пустынна и чиста, остались только матросы, травящие тали и офицер. Кэвелл смиренно стоял у шлюпки №15, ожидая официального приглашения, которое не заставило себя долго ждать. Офицер разрешил Кэвеллу и ещё четверым кочегарам войти в шлюпку, её опустили палубой ниже – к открытым окнам променада, где места заняли несколько женщин. Следующей остановкой была палуба «В», до отказа заполненная пассажирами второго и третьего классов. Приняв на борт около пятидесяти человек, спасательная шлюпка заскользила к чернильной водной поверхности.

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»