«Непотопляемая стюардесса» Вайолет Джессоп

У легендарного «Титаника» было два «брата-близнеца» — «Олимпик» и «Британник». Все эти три лайнера принадлежали к одному классу, но у каждого из них была своя уникальная «морская биография» —  как известно, «Титаник» затонул в первом же рейсе, столкнувшись с айсбергом, а «Британник» подорвался на немецкой мине во время Первой мировой войны. Больше всех повезло «Олимпику» — старший из трио «олимпийцев» верой и правдой прослужил 24 года до тех пор, пока его не списали на слом. Правда, «надежный старина» все же попадал в опасные ситуации, например, в 1911 году «Олимпик» столкнулся с крейсером «Хоук» — к счастью, оба судна остались на плаву.

Стюардессу Вайолет Джессоп можно смело сравнить с «Олимпиком» — за её везение журналисты прозвали Джессоп «непотопляемой стюардессой». Ещё бы! Ведь Джессоп служила и на «Олимпике», и на «Титанике», и на «Британнике», и во всех трёх случаях ей удавалось выйти «сухой из воды». Вот история это везучей женщины. 

VoWHm7wA97MВайолет Джессоп до Первой Мировой. Ретушь Александры Александровны

Вайолет Констанс Джессоп родилась 2 октября 1887 года в семье ирландских эмигрантов неподалеку от Баия-Бланки в Аргентине. Вайолет была старшей из девяти детей в семье. В детстве девочка заболела туберкулезом, и врачи сказали родителям: «Долго бедняжка не проживёт, ей осталось от силы несколько месяцев». Но Вайолет уже тогда назло всем смертям и мрачным прогнозам победила болезнь.

Вайолет была хороша собой — серо-голубые глаза, густые  волосы каштанового цвета, милый ирландский акцент. Её отец занимался разведением овец, но после смерти кормильца семья Джессоп вернулась в Великобританию. Там ее мама Кэтрин Джессоп устроилась работать стюардессой, а Вайолет посещала занятия в монастырской школе. В какой-то момент здоровье Кэтрин ухудшилось, и Вайолет, желая помочь семье, бросила школу и сама устроилась стюардессой трансатлантических лайнеров в компанию «White Star Line». Её не очень привлекала эта работа — Вайолет смущал холодный климат Северной Атлантики, но она все же устроилась на эту нелегкую работу. Девушка была занята 12 часов в день и перебивалась быстрыми перекусами в темных углах, пока не видели пассажиры.

В 1911 году Вайолет Джессоп работала на борту «Олимпика» и стала свидетельницей столкновения огромного лайнера с крейсером «Хоук» неподалеку от Спитхедского рейда. К счастью, никто не пострадал. Несмотря на этот неприятный инцидент, девушка продолжила свою работу в море, и когда её пригласили на «Титаник», Джессоп с неохотой покинула «Олимпик» — ей было и там хорошо. Перейти на «Титаник» её уговорили друзья — они считали, что работа на новом суперлайнере будет отличным опытом для Вайолет, да и вместе с ней на «Титаник» с «Олимпика» переходили капитан Смит, а также его помощники — У. М. Мэрдок и Ч. Г. Лайтоллер. В конце концов, Джессоп согласилась.

Вайолет Джессоп поднялась на борт «Титаника» в Саутгемптоне 6 апреля 1912. При себе она имела листок с переведенной еврейской молитвой, которую ей подарила одна ирландская старушка. Будучи ревностной католичкой (она всегда носила при себе чётки), Вайолет была уверена в том, что сильная молитва сохранит её от огня и воды. Она не только усердно прочитала эту молитву сама, но и заставила прочитать её свою соседку по каюте.

Несколько дней короткого рейса прошли в работе и хлопотах, но Вайолет не жаловалась. В свободное от смены время она отдыхала в уютной каюте: на «Титанике» были самые комфортные помещения для членов экипажа, за что все они были благодарны главному конструктору Томасу Эндрюсу, которого в своих воспоминаниях Джессоп называла «нашим любимым конструктором».

14 апреля 1912 около 23:40 стюардесса находилась в кровати и уже начала засыпать, как почувствовала толчок — «Титаник» столкнулся с айсбергом. Через некоторое время поступил приказ о начале эвакуации — сам Томас Эндрюс попросил стюардесс одеться потеплее, надеть спасательные жилеты и вести себя храбро, чтобы показать достойный пример пассажирам.

Около 1: 20 Джессоп уже была в спасательном жилете и вместе со своей соседкой по каюте готовилась занять место в шлюпке №16, спуском которой руководил шестой помощник Джеймс Пол Муди. По воспоминаниям самой Вайолет, посадка шла мучительно долго: женщины боялись покидать борт лайнера, кто-то из них наотрез отказывался садиться в шлюпку без мужа, и офицеру приходилось буквально уговаривать пассажирок. Скорее всего, это он попросил стюардесс сесть в шлюпку, чтобы на своем примере они показали пассажирам, что это абсолютно безопасно. Когда Джессоп подошла к Муди, чтобы занять своё место в лодке, он уже выглядел очень уставшим. Тем не менее, офицер улыбнулся и сказал:
— Удачи!
Вайолет разместилась в шлюпке. Муди поднял какой-то сверток с палубы и протянул его ей:
— Приглядите за ним, сделаете это?

Джессоп приняла сверток и заглянула внутрь — это был чей-то потерянный ребенок, завернутый в одеяло. Вайолет прижала его к груди. Малыш находился у неё на руках до самого борта «Карпатии». Шлюпка спустилась на воду.

Violet_Jessop2

Шестой помощник капитана Джеймс Муди передает маленький сверток с младенцем Вайолет Джессоп. Работа Татьяны Ямшановой, созданная специально для данного материала. «Я хотела ее изобразить очень печальной и уставшей, когда Муди всучил ей этого потерянного кем-то ребенка на сохранение», — так описала данную работу автор. 

Джессоп продолжает: «Я не сводила глаз с судна, словно могла удержать его на плаву. Я вспомнила, что всего четыре дня назад мне хотелось увидеть его издалека, полюбоваться им на ходу; а теперь он был здесь, мой «Титаник», великолепный король океана, совершенство человеческой работы, его прекрасные линии вырисовывались на фоне ночи, каждый огонёк мерцал. Я начала подсознательно считать палубы по рядам огней. Раз, два, три, четыре, пять, шесть; потом ещё раз-раз, два, три, четыре, пять. Я остановилась. Конечно, я ошиблась. Я ещё раз внимательно осмотрела их, одновременно успокаивая хнычущего ребёнка. Нет, я не ошиблась. Теперь было только пять палуб; потом я начала всё сначала — теперь только четыре. Он опускался всё ниже в воду, я больше не могла этого отрицать.

Y8Fp_bJiuCc(с) Ken Marschall

Как будто все могли читать мои мысли — женщины в лодке начали плакать, некоторые тихо, некоторые безудержно. Я закрыла глаза и молилась, молилась за всех и каждого, но не смела думать ни о ком конкретно. Я не осмеливалась представить тех людей, которых только что покинула, тёплыми и живыми. Я попыталась заняться ребёнком, но не смогла удержаться и снова подняла глаза. Теперь только три палубы, и всё еще нет крена в ту или другую сторону. В отчаянии я повернулась туда, где на горизонте горели огни другого корабля — конечно, они уже должны были приблизиться. Прошло так много времени с тех пор, как мы впервые увидели их успокаивающее сияние. Они уже должны быть с нами, снимать тех терпеливых ожидающих людей. Но нет, они не казались ближе, они казались дальше. Странно! [Это были огни парохода «Калифорниэн», находившегося в непосредственной близости от места крушения «Титаника». Вахтенные офицеры «Калифорниэна» видели белые сигнальные ракеты, но по неизвестной причине не предприняли никаких попыток оказать помощь тонущему лайнеру — прим. автора].

Лёгкий ветерок, первый, который мы ощутили в эту тихую ночь, ударил мне в лицо ледяным порывом — в своём пронизывающем холоде он был как нож. Я сидела, парализованная холодом и страданием, и смотрела, как «Титаник» качнулся вперёд. Одна из огромных труб, как картонная модель, упала в море со страшным рёвом. Несколько криков донеслись до нас через воду, затем наступила тишина, когда лайнер, казалось, выпрямился, как раненый зверь со сломанной спиной. Он остановился на несколько минут, но ещё одна палуба с освещёнными иллюминаторами исчезла. Затем он ушёл носом вниз с грохочущим рёвом подводных взрывов. Наш гордый лайнер, наш прекрасный «Титаник» отправился навстречу своей гибели.»

Через некоторое время на место крушения прибыла «Карпатия». Когда Джессоп оказалась на палубе «кунардера», к ней подбежала какая-то женщина, молча выхватила ребенка и, не говоря ни слова, убежала прочь. Стюардесса проводила ее взглядом. Она подумала, что это была его мать, и только потом, когда Вайолет немного согрелась и отдохнула, ей в голову пришла мысль, что та женщина могла хотя бы сказать ей «спасибо», но почему-то не сделала этого.

x3YtXj_xuiE

Спасательная шлюпка №16 у борта «Карпатии». В носовой части можно увидеть предположительно стюардессу Вайолет Джессоп, сидящую с ребенком на руках (Ogden Family Collection). 

Несмотря на то, что ей пришлось пережить во время крушения «Титаника», Джессоп продолжила работать в море, и в 1916 году во время Первой мировой войны она оказалась на борту госпитального судна «Британник» в качестве сестры милосердия. «Британник» был «младшим братом» трио Олимпик-класса: по задумке White Star Line он должен был совмещать в себе все достоинства предыдущих лайнеров и быть самым роскошным и безопасным судном класса «Олимпик». Но этого не случилось. С началом Первой мировой войны «Британник» стал госпитальным судном, и за всю свою карьеру под флагом красного креста совершил лишь пять рейсов… Пока не подорвался на немецкой мине.

RyvCVkswlw4Послужная книжка Вайолет Джессоп. Первым в списке на этой странице стоит «Британник», на который она официально была зачислена стюардессой 13 ноября 1916 — за 8 дней до гибели судна. Интересно, что для «Британника» даже не успели сделать печать как для «Олимпика» — так скоротечно закончилась его карьера (John Maxtone-Graham Collection).

21 ноября 1916 года в 8:12 утра во время завтрака люди услышали взрыв в носовой части судна по правому борту. В связи с повреждениями, водонепроницаемые переборки закрылись не полностью, их заклинило, и вода начала заполнять отсеки так, что «Британник» не мог удержаться на воде. Капитан Чарльз Барлетт принял решение начать эвакуацию, но, так как судно все ещё двигалось, офицеры не торопились спускать шлюпки — существовал риск, что их затянет под вращающиеся винты. Несмотря на эту предосторожность, то, чего так опасались моряки, все-таки произошло — две шлюпки, спущенные на воду, затянуло под винты. В одной из этих шлюпок находилась Вайолет Джессоп…

«Каждый, кто находился в лодке, прыгнул в море, — вспоминала она. — Людей было так много, что это выглядело как армия крыс. Я обернулась, чтобы посмотреть, почему они выпрыгивают из лодки, и с ужасом увидела, как винт «Британника» крошил всё на своём пути: и людей, и шлюпки…»

IXLea8vKykcUnWF-r6WgPAВинт «Британника» перемалывает одну из шлюпок, в которой находилась Джессоп. Кадр из фильма «Британник» (2000 год). 

Она не умела плавать, но, выбрав из двух зол меньшее, стюардесса прыгнула в воду. И всё же её затянуло под днище — Джессоп сильно ударилась головой о киль судна. Удар смягчили её густые волосы, но через несколько лет Джессоп начали мучить головные боли. Она обратилась к врачу, и тот обнаружил у нее трещину в черепе.

После войны Вайолетт продолжала работать на «White Star Line», но затем перешла в «Red Star Line», а после — в «Royal Mail Line». Работая в «Red Star» Вайолет дважды совершила кругосветный круиз на лайнере «Бельгенланд». В конце 30-х Вайолетт на некоторое время вступила в брак, а в 1950 перебралась в Грэйт-Эшфилд в Саффолке.

oPzsAIfvM1k
Выжившие пассажиры Титаника собрались вместе во время съемок фильма A Night to Remember. Слева направо: Лоуренс Бизли, Марджори (Колиер) Даттон, Гус Кохен и Вайолет Джессоп, 1957 год (Senan Molony Collection).

Спустя год после выхода на пенсию посреди ночи Вайолет была разбужена телефонным звонком. На том конце была женщина, которая, не представившись, спросила Вайолет, спасала ли она в ту ночь ребёнка, когда затонул «Титаник». Вайолет ответила «Да». Тогда незнакомка сказала: «Что ж, я была тем ребёнком», засмеялась и повесила трубку.

Её друг и биограф Джон Мэкстом-Грэм говорил, что это деревенские дети решили подшутить над нею, но Вайолет ответила: «Нет, Джон, я прежде никому никогда не рассказывала эту историю до того, как рассказала её тебе».

По сей день личность ребёнка, которого она тогда держала при себе в шлюпке, остаётся неустановленной.

Тот факт, что Вайолет стала свидетельницей катастроф и аварий сразу всей тройки «Олимпик»-класса, сделал ее известной еще при жизни. На волне возрождения интереса к «Титанику» в 50-х годах XX века, Джессоп стала желанной гостьей на премьерах фильмов о «Титанике», многочисленных встречах и собраниях. В конце концов человек, который минимум трижды был на волоске от смерти, прожил долгую жизнь — умерла Джессоп в 1971 году в возрасте 83 лет.

SeU7EZeB73gСпасшиеся с «Титаника» Вайолет Джессоп (слева) и Ева Харт (справа) на премьере «Последней Ночи «Титаника» 3 июля 1958. На заднем плане виднеется Уильям Маккуити, создатель фильма, который 31 мая 1911 лично наблюдал за спуском «Титаника» (Daily Mail /​Shutterstock).

Вайолет Джессоп не зря получила прозвище «непотопляемая стюардесса». Она действительно была везучей — начиная с победы над смертельной болезнью в детстве и заканчивая выживанием в морских катастрофах, включая и самую известную в истории человечества.


Материал подготовила Тамара Сароян специально для Историко-Исследовательского Сообщества Титаника