Помпы «Титаника»: Как они работали?

Одной из героических историй «Титаника» является подвиг инженеров, которые опустились в трюм обреченного судна, чтобы поддерживать работу помп до последнего момента. К сожалению, «Титаник» всё-таки затонул, и тут можно поднять вопрос — почему? Может, инженеры делали что-то неправильно, или их подвело оборудование? Давайте рассмотрим эти вопросы.

«Титаник» был гигантским лайнером, и люди считают, что всё, что было внутри него, было таким же громадным. Но это не всегда так, и случай с помпами — один из таких. Помпы изначально были рассчитаны на то, чтобы перемещать воду по балластным секциям двойного дна, а также откачивать ее за борт. На борту лайнера было два вида помп, которые могли откачивать воду при затоплении: это трюмные и балластные, с последних и начнем.

lwHrcQA_4Lc

Каждая балластная помпа могла перекачать 4 тонны воды в минуту. Балластные помпы занимались перемещением воды из одной балластной цистерны двойного дна в другую —  это нужно было для того, чтобы компенсировать крен судна при его загрузке, либо в случае неравномерной разгрузки лайнера, например, во время рейса, когда из бункеров, расположенных по бортам судна, неравномерно расходовалось свыше трёх тысяч тонн угля, что при отсутствии балластной системы приводило бы к крену на одну или другую сторону лайнера.

Помимо балластных помп, на лайнере были трюмные помпы. Они меньше, их производительность составляла 2.5 тонны в минуту, и у них была интересная функция. Несмотря на то, что листы корпуса клепались, чеканились и были обработаны плотным слоем состава, предотвращающего закрепление моллюсков и прочей морской живности, каждое судно имеет течи, «Титаник» не был исключением (жадные до новых теорий заговора — могут выдохнуть это нормальная ситуация для любого судна). Трюмные помпы занимались откачкой воды, которая могла просочиться между листами обшивки, а с площадью подводной части «Титаника» такой воды могло набираться немало.

0tidESEspas

Всего на борту было 8 помп: 5 балластных (синие), 3 трюмных (красные). Общая производительность составляла 27.5 тонн в минуту — примерно 1600 тонн в час. Много? Нет, если ты тонущий «Титаник».

83pnb7l6kzc

Расположение  трюмных  и  балластных  помп  (изображение  The  Titanic  Channel)

Во время расследования катастрофы Эдвард Уайлдинг, конструктор «Олимпик-класса», рассчитал, сколько воды заливалось в «Титаник» каждую минуту после столкновения. Его подсчеты показали, что в лайнер заливалось до 500 тонн морской воды каждую минуту. Это практически в 20 раз больше, чем максимальная производительность всех помп, вместе взятых. Единственное, что могли бы сделать помпы —  это осушить критически важные места, например котельные №5 и №6. Если бы их удалось держать в сухости, лайнер мог остаться на плаву, но 6-я котельная была повреждена, и в пятую прорвалась вода в количествах, превосходящих возможности помп. Лайнер был обречен.

Существовали ли другие технические возможности, которые могли бы спасти «Титаник»? Да, но не в гражданском флоте.
Военные корабли разрабатываются для того, чтобы выживать с несколькими пробоинами сразу, с куда большими повреждениями, чем «Титаник». Как? От основных машин у боевых кораблей были приводы на большие циркуляционные помпы. Такие помпы были и на «Титанике», но они работали для того, чтобы подавать холодную океанскую воду в трубки внутри конденсатора пара. Эти помпы прогоняли до 80 тонн воды в минуту. На военных кораблях они могли не только работать с конденсаторами, но и имели запас производительности, позволявший осушать поступающую из пробоин воду. Для этого вдоль дна корабля прокладывали большие трубы, до 76 см в диаметре, которые могли справляться с большим количеством поступающей воды.

bTYzQ_T-E3s

Теоретически, если бы циркуляционные помпы могли работать как трюмные, это могло помочь, но в случае с «Титаником» это лишь дало бы немного времени, потому что 80 тонн в минуту — это не 500 тонн, поступающих в лайнер. Другими словами, не имеет значения, какие бы помпы работали, пусть и все вместе – «Титаник» был обречен.

Но ведь можно же было заранее поставить на крупнейший лайнер большие трюмные помпы для того, чтобы в случае аварии иметь возможность откачать большой объем воды из гигантского лайнера? Не все так просто. Разница между военными и гражданскими судами состоит в том, что военные строят с пониманием задач и четким видением того, что враг будет всеми способами пытаться затопить корабль, к этому нужно быть готовым. Гражданские же лайнеры строят с надеждой на то, что помпы и вовсе никогда не понадобятся, а если и придется их запускать, то лишь для того, чтобы ликвидировать локальное затопление, например, как при столкновении «Хоука» с «Олимпиком». Сложно экономически объяснить заказчику, зачем устанавливать в пароход гигантские циркуляционные помпы, которые должны спасти лайнер при столкновении, которого, казалось бы, не может быть.

Резюмируя вышесказанное, можно подвести итог: помпы «Титаника» не рассматривались как устройства для выживания судна в катастрофе, а лишь являлись вспомогательным инструментом, способным поддерживать судно на плаву только в случае незначительного повреждения.

Инженеры понимали —  «Титаник» обречен.
Спускаясь по трапам в бездну судна, поддерживая работу помп под затухающим светом ламп, они давали минуты и секунды на спасение людям наверху, зная, что сами никогда больше не увидят рассвет.

maxresdefault

Антон Щукин для группы «Лайнер-Легенда Титаник»