Везение небезгранично. Трагическая история вперёдсмотрящего с «Титаника»
Единственное, что можно с уверенностью сказать об удаче, — она изменит. © Уилсон Мизнер
Трагическая история короткой жизни матроса Арчи Джуэлла, пожалуй, заслуживает полноценной экранизации, а все потому что ему посчастливилось выжить в двух кораблекрушениях – «Титаника» и «Британника», произошедших с разницей четыре года. Два раза Арчи смотрел смерти в глаза, и каждый раз фортуна ему улыбалась, словно какой-то ангел хранитель оберегал его, но в третий раз удача его покинула. Имя Арчи Джуэлла значится во многомиллионном списке жертв Первой мировой войны.
Родился Арчибальд или «Арчи» Джуэлл в семье потомственных моряков 4 декабря 1888 года в небольшом английском городке Бьюд. Его мать умерла из-за осложнений при родах, когда мальчику было всего три года. Трудное детство во многодетной семье вынудило Арчи в пятнадцать лет покинуть отчий дом и отправиться покорять моря на парусных кораблях. Через два года он поступил на службу в «White Star Line», а через некоторое время Джуэлла зачислили в команду матросов-впередсмотрящих на «Оушеник». На протяжении семи-восьми лет Арчи работал на борту родоначальника лайнеров «Олимпик» класса, пока его наконец не перевели на «Титаник». С этого момента началась череда его благополучных спасений.
14 апреля 1912 года Арчи с коллегой Джорджем Саймонсом несли вахту в «вороньем гнезде» до десяти вечера. Затем на дежурство заступили небезызвестные Фредерик Флит и Реджинальд Ли. После столкновения с айсбергом, около полуночи, Арчи и другие матросы были вызваны на шлюпочную палубу, чтобы приступить к расчехлению спасательных лодок. Фортуна соблаговолила ему, и место одного из гребцов в самой первой спущенной шлюпки №7 досталось именно счастливчику-Арчи.
«Мы дрейфовали в лодке около шести часов, и только с наступлением рассвета на помощь пришел пароход. Вокруг нас в лучах утреннего света сияли айсберги, а на горизонте простиралось огромное ледовое поле длиной около 20 миль», — делился воспоминаниями Арчи Джуэлл в письме своей сестре.
Он никогда не сдерживал слез, рассказывая о пережитой в Северной Атлантике апрельской драме. Тем не менее, первая трагедия на море и начало Первой мировой войны не заставили храброго матроса списаться на берег, и в ноябре 1916 года он уже оказался в числе экипажа госпитального судна Его Величества «Британника». В той же весточке сестре Арчи вспоминает об очередном счастливом спасении с тонущего «младшего брата» «Титаника»:
«Слава Богу, что я тогда не погиб, я никогда не был так близок к смерти, как в тот момент». Когда корпус «Британника» коснулся мины, судно «завибрировало по всей длине», в пробоину хлынула забортная вода и запахло порохом. Я находился рядом с местом, где прогремел взрыв. Пока я соображал, где я нахожусь, какой-то мужчина резко открыл дверь каюты, сбил меня с ног и так сильно ударил по голове, что пошла кровь. Я помчался на шлюпочную палубу, там кто-то из медперсонала сделал мне перевязку. После оказания помощи я был похож на старого одноглазого Нельсона».
Чтобы не испытывать судьбу на прочность на «проклятых» «Олимпийцах», в 1917 году Арчи покинул «White Star Line» и зачислился матросом в состав команды парохода S.S. «Donegal». Это был двухтрубный 100-метровый грузопассажирский лайнер, который на время войны был реквизирован Британским Адмиралтейством. Его конвертировали в госпитальное судно, но в качестве дополнительной меры защиты установили палубное орудие, поэтому по факту S.S. «Donegal» являлся вооруженным транспортным судном, используемым в качестве корабля для ликвидации последствий аварии.
17-го апреля 1917 года S.S. «Donegal» вышел из Гавра в Саутгемптон в сопровождении эскорта в тандеме с госпитальным судном HMHS «Lanfranc». Пароход был переполнен ранеными солдатами — около 610 человек, многие из которых, к счастью, могли передвигаться самостоятельно. Также на борту находились 70 членов экипажа, в числе которых был и Арчи Джуэлл, который в кубрике на корме отдыхал перед началом дежурства. Тогда 28-летний матрос не представлял, что ему осталось жить считанные секунды. В 19:43 капитан заметил характерный торпедный след на водной поверхности и отдал приказ «право на борт», но времени на маневрирование не оставалось.
«Торпеда разорвалась у левого винта, в результате чего корму практически разорвало до верхней палубы вместе с 13-футовым орудием, установленным накануне отплытия. Одного из стоявших вблизи артиллеристов должно быть убило на месте, его тело так и не нашли», — рассказывал в отчете капитан.
Лондонские журналисты из газеты «Bendigonian» поделились подробностями трагедии, развернувшейся в английском проливе:
«Торпеда разорвала корпус, разрушила рулевое перо и уничтожила часть кормы, спровоцировав обрушение верхних палуб, в результате чего несколько членов экипажа получили травмы и пять оказались погребенными. Экипаж был собран и дисциплинирован. Офицеры и команда продемонстрировали дух высокого профессионализма, эвакуация прошла гладко – все шлюпки были спущены и раненые спасены, за исключением погибших во время взрыва. S.S. «Donegal» затонул за полчаса, унеся жизни 29 солдат и 12 членов экипажа».
Арчи Джуэлл умер быстро, без мучений, исчезнув в морской пучине. Имя погибшего матроса, невольно ставшего случайной жертвой кровавой войны, высечено на гранитном мемориале в Тауэр-Хилл в Лондоне, установленного в память павшим морякам торгового флота, могилы которых неизвестны. Также имя Арчи Джуэлла выбито на военном памятнике в его родном приморском городе Бьюд.
Автор: Татьяна Романова
Специально для «Историко-Исследовательского Сообщества «Титаника» (http://titanicsociety.ru/) и группы «Лайнер-Легенда Титаник»(https://vk.com/titanic_society)
При использовании материалов статьи, обязательно указание на источник.