«Bonjour, Mme Astor!» — «Титаник» в Шербуре
В 9:40 утра 10 апреля 1912 года от Парижского вокзала Сен-Лазар (Saint-Lazare) отошел скорый поезд «New-York Express», следовавший без остановок до конечного пункта Морской терминал Шербура (La gare maritime de Cherbourg). Это был ежедневный экспресс, который наравне с экспрессом в Гавр, каждый день доставлял пассажиров в порт к приходу очередного трансатлантического лайнера. Ведомый опытным машинистом Фердинандом Хеликсом, поезд должен был преодолеть расстояние в 350 км примерно за 6 часов. Этот раз был особенным. Этот рейс должен был доставить пассажиров для посадки на «Титаник».
Вокзал Сен-Лазар
Среди 142 пассажиров первого и 30 пассажиров второго класса на борту поезда были такие знаменитости как сэр Дафф-Гордон с женой Люсиль, «непотопляемая» Маргарет Браун, Бенджамин Гуггенхайм, полковник Арчибальд Батт, Сэр Джон Джейкоб Астор с молодой супругой Мадлен и множество других людей, составлявших цвет высшего общества.
Поезд состоял из 6 комфортабельных пассажирских вагонов типа A7, принадлежавших железнодорожным компаниям PLM (Paris-Lyon-Marseille) и PO (Paris-Orleans), вагона ресторана и двух вагонов с багажом. Кстати, сами по себе вагоны заслуживают отдельного внимания. Это были небольшие, но быстроходные вагоны купейного типа. В каждом вагоне было 7 шестиместных купе, отделанных серым штофом, кроме того, каждый вагон имел один туалет в конце коридора и был оборудован динамо-машиной и аккумулятором, что позволяло обеспечить каждый вагон в отдельности освещением и отоплением даже в случае остановки или смены локомотива. Интересным фактом является то, что, вероятно, один из вагонов этого поезда мог уцелеть. В 1991 году Французской ассоциацией железных дорог на задворках депо l’AJECTA был найден единственный уцелевший вагон типа A7 1907 года постройки.
В 15:30 состав уже громыхал на многочисленных стрелках на подходе к морскому терминалу и ровно в 15:40 с опозданием в 10 минут экспресс остановился у железнодорожной платформы морского терминала La gare maritime de Cherbourg.
Идея создания крупного военного порта в Шербуре принадлежала еще Людовику XIV, желавшему, чтобы Франция имела порты, способные составить конкуренцию английским портам на Ла-Манше, к тому же кроме Бреста более ни одна гавань не прикрывала Францию с севера. Но к практическому осуществлению этой идеи приступили лишь при Людовике XVI, начав возведение массивной четырехкилометровой каменной дамбы и форта. Однако исполнение столь масштабного проекта растянулось более чем на 70 лет, и только в 1858 году Наполеон III торжественно открывает новый порт. По тем временам это было настоящее произведение инженерного искусства: кроме дамбы, образовавшей защищенную акваторию площадью 1500 га, порт имел два отдельных бассейна, способных укрыть в своих доках весь французский флот целиком. И поныне Шербур остается крупнейшим портом с искусственной гаванью.
Первые трансатлантические рейсы из Шербура начали выполнять в 1847 году 4 правительственных фрегата, перевозившие за год не более 150 пассажиров. Однако с развитием пароходства выгодное географическое положение Шербура и наличие прямой железнодорожной связи с Парижем станет решающим фактором при выборе компаниями мест остановок их лайнеров. Так в 1869 году в Шербур приходят сразу две крупные пароходные компании — Royal Mail Line и Hamburg Amerika Linie, увеличив пассажиропоток порта до 2000 человек в год при 47 судозаходах.
Ближе к концу ХIX века Шербурский порт столкнулся с проблемой: причалы, рассчитанные для приема парусных «гигантов», оказались малы даже для среднетоннажных пароходов, к тому же глубина порта не позволяла подойти к причалам судам с осадкой больше 7 метров. В связи с этим с 1894 года все прибывающие в порт лайнеры оставались на рейде, а сообщение между ними и берегом осуществлялось при помощи тендеров.
В 1905 году в Шербуре останавливались пароходы уже 7 линий, включая Cunard Line, White Star Line, Royal Mail, Red star Line и Canadian Pacific, увеличив пассажиропоток порта до 40000 пассажиров в год при 322 судозаходах. Примерно в это же время в Шербуре строится первое здание Морского терминала – скромное и неказистое, деревянное здание скорее напоминало провинциальный вокзал, нежели крупный морской терминал. И конечно, вскоре при все возрастающем потоке пассажиров это здание оказалось тесноватым.
Кили новых тендеров были заложены на верфи H&W на стапели № 1 одновременно 22 декабря 1910 года. Менее чем через 4 месяца, 25 апреля 1911 года, на воду был спущен «Номадик», а двумя днями позже «Траффик». Через месяц оба тендера прошли ходовые испытания (16 и 18 мая соответственно) и 27 мая были переданы WSL. Как раз вовремя, чтобы присоединится к ходовым испытаниям «Олимпика».
28 мая 1911 года «Олимпик», успешно прошедший испытания, вышел из Белфаста в Саутгемптон в сопровождении двух тендеров. Но в Саутгемптоне суда разлучились, так как тендерам предстояло совершить переход через Канал до порта назначения в Шербуре. 30 мая «Номадик» и «Траффик» были официально зарегистрированы и приписаны местным представителем WSL – Джорджем Ланисье.
«Номадик» при водоизмещении 1273 тонны был самым большим из пары и предназначался в основном для транспортировки пассажиров первого и второго классов, хотя на случай перегрузки «Траффика» на «Номадике» присутствовал небольшой салон для пассажиров третьего класса в кормовой части под палубой. «Траффик» с водоизмещением 675 тонн предназначался для пассажиров третьего класса, а также на его борту перевозили багаж и почту.
В апреле 1912 года почти все работы в новом терминале были завершены. Это было красивое краснокирпичное здание, длиной 225 метров, состоящее из 3-х корпусов. В центральной части, украшенной небольшой башней с часами, располагался зал ожидания для пассажиров первого и второго класса, буфет, сувенирный магазин, почтовое отделение и офисы крупных пароходных компаний. А в пристроенных по бокам флигелях размещались таможня, санитарная служба и сортировочное отделение почты. Интересно отметить, что и к первому рейсу «Титаника» окончательно сдать терминал не успели. Официально он был открыт лишь 2 месяца спустя, 2 июня 1912 года.
Как только пассажиры покинули вагоны «New-York Express» им было объявлено, что «Титаник» задерживается и прибудет в Шербур не ранее чем через 2 часа (опоздание было вызвано задержкой при отплытии из Саутгемптона в результате инцидента с лайнером «Нью-Йорк»). К 5 часам вечера, когда солнце уже начало клониться к закату, на горизонте показался «Титаник». В это же время в терминале началась посадка на борт тендеров. Посадка прошла быстро, так как к тому времени весь багаж и почта давно были погружены на борт, а сами тендеры с разведенными парами были готовы к отходу еще два часа назад. В 18:00 сначала «Номадик», а затем и «Траффик» отошли от причала и направились в гавань, ожидая подхода «Титаника».
В 18:35, пройдя мимо мола, «Титаник» застопорил машины и бросил якорь неподалеку от форта Fort de l’Ouest. Спустя несколько минут оба тендера уже подходили к борту лайнера. Первым к «Титанику» подошел «Номадик», причалив с правого борта, у дверей первого класса на палубе D. С верхней палубы тендера подали трап и началась посадка. Вот как описывала свои впечатления пассажирка первого класса Мисс Эдит Луиза Розенбаум (Эдит Расселл):
«Мы ждали тендера около 3-х часов. Я сидела рядом с полковником Астором, с которым мы уже встречались этой весной. Наконец, над тендером пронесся шепот: «Видно «Титаник»!» Мне показалось, что я увидела шестиэтажный дом! Я очень хорошо помню один момент – когда мы приблизились к кораблю, тендер стал ужасно раскачиваться, сбивая пассажиров с ног, хотя море было совершенно спокойно. Помню, что я подумала: «Опасно, если судно, на котором я поплыву, будет так же раскачиваться в таком спокойном море. Наверное, лучше не садиться на него». Я часто задавалась вопросом, может быть и глупым, что если такое судно, как «Титаник», может своей массой притягивать другие суда, о чем свидетельствует инцидент с «Нью-Йорком» в гавани Саутгемптона, да и если учесть еще ту жуткую качку в Шербуре, то не этот ли эффект смог притянуть айсберг какой-то магнетической силой? Мы подплыли к «Титанику», и тендер ударился о его бок с такой силой, что я испугалась, что он сломается пополам.
Трап спускали по десять человек с каждой стороны, так как он трясся и качался во все стороны. Я была последней, кто покинул тендер, ненавидя идею перехода по этому трапу. Как только я попала на корабль, то спустилась вниз, чтобы узнать о возможности возврата на тендер моего багажа, так как я хотела вернуться обратно.
Мне сказали, что я могу вернуться, если так хочу, но мой багаж придется отправить в Нью-Йорк. Я разбудила мистера Николаса (неразборчиво)… из «Уайт Стар Лайн» и рассказала ему о своих опасениях. Он сказал: «Все нормально. Поплывете на другом судне, но ваш багаж останется». Когда я спросила его о том, нужно ли страховать багаж, он ответил: «Смешно, этот лайнер непотопляем».
Так как это было мое первое путешествие в Америку за многие годы, и все мои самые драгоценные вещи были в чемоданах, то я, смеясь, ответила: «Мой багаж мне дороже, чем я сама, поэтому я лучше останусь с ним», — и осталась стоять в стороне, глядя, как толпа поваров, пекарей и стюардов заносит на борт огромные ящики. Я спросила стюарда для чего они, и он сказал, что в них консервированные овощи и провизия всех видов, которых хватит на рейс на путь туда и обратно. Он добавил: «Сейчас на борту и так много народу, но по сравнению с обратным рейсом – это ничто, так как я понимаю, что все билеты забронированы». Ящики эти переносили, по крайней мере, часа два…».
В 20:10 в сгущающихся сумерках оба тендера отошли от борта «Титаника» и в 20:30 «Титаник», дав гудок, эхом прокатившийся над Шербуром, сверкая сотнями огней, снялся с якоря и медленно растворился в ночном мраке…
Старый терминал La gare maritime de Cherbourg просуществовал до 1923 года, когда в Шербуре началось строительство глубоководного порта и нового здания морского и железнодорожного терминала, открытие которого состоялось летом 1933 года.
Источники:
1) http://cherbourg-titanic.com
2) http://ajecta.unblog.fr/2008/09/29/au-revoir-voiture-titanic/
3) http://mediathequedelamer.com
4) http://www.marine-marchande.net
5) http://rmstitanichistory.tripod.com
6) http://www.thegreatoceanliners.com