Биография Уоллеса Хартли, руководителя оркестра «Титаника»

2 июня 1878 года в небольшом английском городке Кольн родился человек, который станет символом не только родного города, но и примером подвига музыкантов, игравших до конца — скрипач и руководитель оркестра Уоллес Хартли.

На «Титаник» 33-летний Хартли попал как уже сформировавшийся профессиональный музыкант, успевший поиграть на многих передовых судах своего времени. Стремление к музыке у Хартли было ещё с самого детства — сильное методистское религиозное окружение, где главную роль играл его отец, оказывало огромное влияние на будущего музыканта. Религиозная музыка для многих членов оркестра стала определяющей в выборе их карьеры.

m-jG71x-Nw8Уоллес Хартли в 1909 году, (c) Jonathan Smith Collection

Однако денег в семье Хартли было не так много, и на первую скрипку ему пришлось зарабатывать — в 1894 году он устроился банковским клерком. Стоило музыканту заполучить первый собственный инструмент, как Хартли сразу же начал реализовывать свою страсть к музыке при любом возможном поводе.

Он перебрался в Лондон, где начал играть в местных кафе и ресторанах. Там он и познакомился с главной любовью своей жизни — Марией Робинсон, дочерью мельника, с которой они обвенчались в 1910 году.

88781
Мария Робинсон, невеста Уоллеса Хартли, (с) BNPS

К тому времени Хартли уже второй год был музыкантом на океанских лайнерах. Первым его судном в 1909 году стала кунардовская «Лукания», поставившая рекорд в скорости. Затем — еще более скоростная «Лузитания», на которой Уоллес стал второй скрипкой. Наконец, спустя некоторое время, Хартли переходит на «Мавританию» — и уже в качестве руководителя оркестра. Это была практически вершина карьеры для музыканта на море.

8 апреля 1912 года «Мавритания» прибыла в Ливерпуль, завершив очередной рейс из Нью-Йорка. Так как музыканты, как и остальная команда, на каждый рейс нанимались отдельно, то и Уоллес направился в своё агенство C.W. & F.N. Black, которое занималось трудоустройством. Там ему вновь сообщили о назначении на самое новое и передовое судно современности — это был «Титаник». Назначение было таким быстрым, что Хартли с будущими коллегами еле успели сесть на поезд до Саутгемптона и подняться на борт «Титаника».

Хотя собираться пришлось в спешке, одну вещь Хартли точно не забыл — скрипку, подаренную его невестой Марией по случаю помолвки. На ней была специальная памятная табличка, на которой Мария попросила мастера выгравировать надпись: «Уоллесу по случаю нашей помолвки от Марии». Тогда ей казалось, что ждать до свадьбы осталось недолго — по некоторым данным, после обратного рейса на «Титанике» Хартли как раз планировал взять небольшой перерыв и наконец скрепить узами брака свой союз с так любимой им девушкой.

E-YOVA1EOPAКожаный саквояж и скрипка музыканта, обнаруженные в воде рядом с телом. В 2013 году инструмент был продан частному коллекционеру за 1,7 млн долларов, (c) flickr.com


Когда тело Уоллеса Хартли обнаружили две недели спустя, то, как писали потом в газетах, чехол со скрипкой, подаренной Марией, был привязан к его телу. И хотя в официальных данных проводивших операцию по поднятию тел членов экипажа «Маккей-Беннетт» эта скрипка не числится, проведённые в начале XXI века анализы показали, что она действительно подверглась воздействию солёной морской воды. Особенно это был заметно на металлической табличке — той самой, которую у мастера для своего будущего жениха заказала Мария.

Была ли это та самая скрипка, на которой Хартли играл до самого конца, доподлинно неизвестно. Но что точно слышали пассажиры, уплывающие на шлюпках все дальше и дальше от погружающегося «Титаника» — это гимн «Ближе к тебе, Господи», звуки которого раздавались в самые последние мгновения посреди тихой океанской глади.

На прикрепленном к статье видео как раз запечатлён тот момент, когда оркестр из фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона играет своё самое последнее произведение. Однако в качестве гимна здесь представлена та мелодия, которую скорее всего и играл Хартли и его оркестр — методистская версия «Ближе к тебе, Господи». Это версия, которую он слышал и знал с детства. Версия, которую он, по его признанию незадолго до рейса на «Титанике», и хотел услышать на собственных похоронах.


Максим Полищук для ИИСТ