Капитан Смит — профнепригодный?

Благодаря мифам и массовой культуре, капитана Смита порой называют главным виновником катастрофы «Титаника». Более того, согласном таким заявлениям, Смит уже давно был «профнепригодным» капитаном, ведь «под его командованием произошло столько аварий». Среди аргументов звучат следующие:

— Из-за Смита «Олимпик» столкнулся с крейсером «Хоук»;
— Когда «Олимпик» впервые прибыл в Нью-Йорк, он, во-первых, серьезно повредил своими винтами один из буксиров, и во-вторых, поцарапал борт о пирс из-за неудачного управления судном;
— В конце концов, «Титаник» чуть не столкнулся с лайнером «Нью-Йорк», когда выходил из гавани Саутгемптона.

Аргументы звучат убедительно, но при их более детальном изучении становится ясно, что капитан Смит не только не был виновником этих происшествий, но даже был тем человеком, кто их предотвращал:

— Когда произошел инцидент с «Хоуком», у штурвала стоял не Смит, а лоцман Джордж Боуер. За пару моментов до столкновения Смит даже сказал Боуеру, что, мол, «мне кажется, корабль сейчас ударит в нашу корму», но лоцман не предпринял активных действий.
— В Нью-Йорке «Олимпиком» управлял опять же лоцман, который, видимо, не рассчитал размеры лайнера, что и привело к повреждению корпуса, а также затягиванию под винты маленького буксира.
— Когда «Титаник» чуть не столкнулся с «Нью-Йорком», за штурвалом снова был все тот же Джордж Боуер. Когда началось опасное сближение, капитан Смит решил в этот раз уже взять дело в свои руки, и именно его приказы позволили в самый последний момент предотвратить столкновение.

Поэтому было бы не совсем верно называть капитана «accident-prone» (дословно «высокоаварийным» или «склонным к авариям). В карьере Смита, конечно, были аварийные ситуации, например, несколько посадок на мель, однако ни один капитан, даже самый опытный и высококвалифицированный, не застрахован от происшествий на море. Аварийные ситуации — явление обыденное, поломки также не исключены. У всех капитанов «Уайт Стар Лайн» имелся ряд происшествий, которые могли запятнать репутацию. Уж за сорокалетнюю службу Смита таких набралось немалое количество. «Безваварийных» капитанов даже в современных реалиях не сыскать.