Первый офицер «Титаника» — Уильям МакМастер Мердок
За всю многовековую историю мореплавания капитану каждого судна с многочисленным экипажем невозможно было обойтись без помощников – офицеров. Во время плавания они несли свои вахты круглосуточно, сменяя друг друга. Их сопровождали тяжелый график вахт, различные неблагоприятные погодные условия, огромная ответственность, постоянные умственные и физические нагрузки — такая работа была по плечу далеко не каждому. В такие престижные компании, как «Уайт Стар Лайн» или «Кунард Лайн», брали на работу только лучших офицеров. Именно таким был потомственный моряк, профессионал своего дела – Уильям МакМастер Мердок.
Он вошел в мировую историю, как один из самых известных людей «Титаника», а именно – как человек, который нес вахту на мостике в момент столкновения с айсбергом. Будучи очень опытным моряком, он сделал все возможное в те роковые секунды, чтобы лайнер избежал столкновения. Благодаря его действиям во время спуска шлюпок спаслось около 70% всего количества всех выживших людей.
Детство в Далбитти
Шотландский городок Далбитти состоял из нескольких улиц, вдоль которых стояли почти однообразные двухэтажные дома, характерные для британских пригородов и небольших провинциальных городов. Он расположился посреди холмов южной Шотландии, покрытых лесами, полями, спускающимися по склонам холмов к маленьким речкам, протекавшим у их подножья, и зелеными лугами, на склонах которых постоянно паслись стада овец. С этим уютным городком связана история семьи Мердоков.
Мердоки были семьей потомственных моряков. Джеймс Мердок, дед Уильяма, родился 10 мая 1814, уже в 1828 году закончил обучение и смог дослужится до капитана. У Джеймса и его супруги Агнес было три дочери и три сына, которые также связали свою жизнь с морем, но словно семейное проклятие преследовало их.
Его внук Джон Мердок вместе со своей женой погибли в море в апреле 1901 года. Его сын, капитан Уильям Мердок, погиб в море 4 апреля 1906 года. Затем второй его сын Джон Мердок, первый офицер, погиб в море 10 апреля 1907 года. Наконец, его второй внук Уильям Мердок погибает 15 апреля 1912 года тоже в море.
Старший сын Джеймса и будущий отец Уильяма, Сэмюэль Мэрдок, обучался у своего отца на судне «Фридом» и затем стал командовать более крупными морскими судами. Ходили слухи, что он был другом Джозефа Конрада, известного английского писателя-романиста польского происхождения. В 1864 году Сэмюэль женился на Джейн Мюрхед, вскоре у них родились дочь Мэри и сын Джеймс, но счастье семьи было недолгим: в 1869 году в возрасте 4-х лет умерла Мэри. В 1870-м году, семья переехала в Далбитти, и 28 февраля 1873 года у четы Мердоков рождается сын Уильям МакМастер, который продолжит семейную династию моряков.
Юный Уильям был трудолюбивым и способным учеником, он получил образование сначала в начальной школе, а затем и в средней школе родного городка. В школьные годы он начинает интересоваться морем и уже строит модели судов, за всю свою жизнь он собственноручно сделал несколько высококачественных моделей торговых парусных барков. С отличием окончив школу, юный Уильям решил продолжить традицию своей семьи и пойти работать в море. В течении пяти лет он учился в морской школе в Ливерпуле, где и началась его карьера в море.
После года теоретического обучения, 1 августа 1888 года в возрасте 15 лет Уильям в качестве практиканта ступает на борт торгового барка «Чарльз Котезуорт». 27 августа барк под командованием капитана Джеймса Китчена отбывает из Ливерпуля в Сан-Франциско. Первое плавание Уильяма длилось довольно долго — почти год. Уильям не успевает отдохнуть и двух месяцев, как снова отчаливает на том же барке в новое не менее долгое путешествие — в итоге на своём первом судне он прослужит почти 4 года.
Для юного Уильяма эта практика была крайне суровым испытанием, но только так можно было получить нужный опыт и приобрести необходимые качества для работы в море. 30 сентября 1892 года он подает заявку на прохождение экзамена на получение сертификата второго помощника капитана в британское министерство торговли в Ливерпуле. Он проходит три экзамена: тест на зрение, тест по навигации и тест по управлению судном. Для 19-летнего юноши после четырех лет в море экзамены не представляли большой трудности. Спустя неделю комиссия засчитывает его экзамен, и уже через два дня Уильям с сертификатом на руках готов заступать на должность второго помощника.
Спустя год Уильям уже в должности второго помощника в Ливерпуле поднимается на борт барка «Икике», которым командовал никто иной, как его отец Сэмюэль. По словам друга Уильяма Ричарда Эдкинса, когда Мердок ходил на «Икике», то познакомился со Стенли Лордом — будущим капитаном судна «Калифорниэн», который прозовут «немым свидетелем катастрофы «Титаника».
23 марта 1895 года Мердок получает желанный сертификат первого помощника капитана, а спустя год, 5 октября 1896 уже официально может брать на себя командование судном, получив сертификат капитана.
Уайт Стар Лайн
В мае 1899 года Уильям, будучи довольно опытным моряком, смог вступить в ряды резерва Королевского Военно-Морского Флота, что являлось признанием высокого опыта на море. Результат стараний его 26-летней жизни не заставил себя долго ждать: он получает приглашение на работу в компании «Уайт Стар Лайн».
30 июня Уильям, вооруженный своими сертификатами и рекомендательными письмами, явился в офис компании «Уайт Стар Лайн» в Ливерпуле. Поскольку подавляющее большинство пароходов компании были пассажирскими, то смотрели не только на опыт и умение управлять судном, что нетрудно было выявить по документам, но и на то, как человек умеет себя вести с коллегами.
В то время как раз планировался первый рейс нового грузопассажирского парохода «Мидик» из Ливерпуля до Сиднея. «Мидик» был четырехмачтовым однотрубным двухвинтовым 11 984-тонным грузопассажирским лайнером с экономичной максимальной скоростью в 13,5 узлов. Он не отличался на фоне других лайнеров роскошью для пассажиров первого и второго классов, но к услугам пассажиров третьего были предусмотрены библиотека и пианино в салоне, а также отдельные каюты для пассажиров третьего класса — неслыханная роскошь на лайнере того времени, работающего на линии до Австралии. Именно «Мидик» и стал первым судном Мэрдока, с которого началась его карьера в «Уайт Стар Лайн».
Вступив на борт 167-метрового лайнера в должности младшего 4-го офицера, Уильям испытывал неописуемые восторг и волнение. По сравнению с предыдущими судами, «Мидик» был современным, гигантским и роскошным. Идеальная чистота палуб, свежая блестящая на солнце краска, просторный обзор с мостика, строжайшие дисциплина и порядок, царившие на лайнере — всё это было тогда для него в новинку. 3 августа 1899 года «Мидик» под командованием капитана Джона Торнтона покинул ливерпульский пирс «Уайт Стар Лайн». До Кейптауна он дошел ровно за 20 дней, парусник тратил на такой путь месяцы. В Кейптаун лайнер прибыл 23 августа, после чего отправился в Западную Австралию. По пути «Мидик» попал в умеренный шторм, высокие волны изрядно наигрались с пароходом, ветер с его такелажем и флагами, но Мердоку на парусниках даже на волнах при хорошей погоде приходилось терпеть качку и похуже. 21-го сентября завершился дебютный рейс «Мидика»: в Сиднее новенький лайнер уже ожидали толпы зевак и репортеров.
Триумф дебютного рейса самого большого лайнера на англо-австралийской линии продолжился недолго: 11 октября 1899 года лайнер спокойно стоял в порту Сиднея, но тут началась Англо-Бурская война в Южной Африке. «Мидик» сразу же был назначен войсковым транспортом для перевозки солдат и лошадей, лайнер подвергся переоборудованию. 20-го октября пароход покинул Сидней и отправился в Мельбурн, где на него загрузили примерно 630 солдат и еще 160 лошадей и мулов. В Англию он прибыл уже зимой, 26-го декабря в Лондон, а 29-го – в родной Ливерпуль.
Наступил 1900-й год. «Мидик» стоял с заснеженными палубами у ливерпульского пирса «Уайт Стар Лайн», Уильям Мердок был в недолгом отпуске, но уже 18 января под командованием капитана Джозефа Барлоу Ренсона «Мидик» вновь покинул Ливерпуль. В этом плавании Мердок находился уже в должности 3-го помощника, а должность 4-го занял никто иной, как Чарльз Лайтоллер. Лайтоллер был назначен буквально за пару дней до отплытия, перейдя с пароходов, перевозивших скот, и еще даже не успел получить полный комплект униформы. 28 января 1900 пароход прибыл в Австралию, где Уильям отметил свой 27-й День Рождения.
«Шутка» Мэрдока и Лайтоллера в Порт-Джексоне
Как-то раз Лайтоллер с друзьями отправились на лодке поплавать по заливу. Они проплывали ночью посреди залива Порт-Джексон, там же располагался остров Пинчгут, на котором для обороны залива стоял форт Денисон. Подойдя ближе, они заметили на форте артиллерийскую пушку, и вдруг им захотелось подшутить, выстрелив из нее холостым зарядом рано утром. Поскольку шла Англо-Бурская война и вся Британская Империя и другие страны были на волне патриотизма, для большего розыгрыша друзья решили водрузить на форт флаг буров, но у них не было флага, фитиля и взрывчатки. Тогда Лайтоллер с товарищами решили их раздобыть в течении нескольких недель и провернуть задуманное при следующем возвращении.
Спустя месяц с лишним, 24 июля 1900, «Мидик» снова покинул Ливерпуль и отправился в очередной рейс в Австралию. С 18 сентября по 8 октября он простоял в заливе Порт-Джексон. Как раз за в эти дни «шутники» вместе с Лайтоллером и решили провернуть затеянное — над гаванью Сиднея раздался звук выстрела под развевающийся над фортом флаг буров.
После этого розыгрыша никак не могли найти виновных, но коллегу и друга Мердока кто-то все же сдал. 11 декабря лайнер прибыл в Ливерпуль, и Лайтоллер сразу же пошел в офис «Уайт Стар Лайн» писать заявление об увольнении. С заявлением об уходе он пришел к начальнику, который поинтересовался, почему Лайтоллер хочет уйти. Лайтоллер честно рассказал о глупой шутке, на что начальник, сам будучи моряком, разразился смехом и разорвал его заявление, сказав: «Иди обратно на борт!»
На борту «Руника»: встреча с Адой Флоренс Бэнкс
25 мая 1901 года «Мидик» вернулся в Ливерпуль после очередного рейса, ставшего финальным для Уильяма — его с повышением перевели на почти однотипный лайнер «Руник». На этом лайнере под командованием капитана Чарльза Кемпсона Мердок был уже в должности второго помощника. Во время очередной стоянки в Сиднее 9 апреля 1903 вместе с остальными пассажирами на борт взошла Ада Флоренс Бэнкс, будущая жена Уильяма.
Ада родилась 28 декабря 1873 года и работала школьной учительницей в Крайстчерче, Новая Зеландия. В 1903 году вместе с двумя своими сестрами Шарлоттой и Мод она взошла на борт «Руника», который должен был доставить ее в Европу, где перспектив было больше. Во время длительного рейса второй офицер Уильям Мердок и Ада Бэнкс и познакомились, что не слишком-то одобрялось руководством. После возвращения в Ливерпуль Ада сошла с лайнера и продолжила с Уильямом почтовую переписку. Знакомые отзывались о ней как о красивой и энергичной женщине. Уильям тоже покинул борт «Руника». Его ждало повышение – служба на очередном новом лайнере компании.
«Арабик» и инцидент с парусником
К большому флоту «Уайт Стар Лайн» в 1903 году присоединился лайнер «Арабик». Первоначально он строился для компании «Атлантик Транспорт Лайн» и должен был получить название «Минневаска», но из-за трудностей, возникших в этой компании, он был передан «Уайт Стар». Грузопассажирский лайнер был однотрубным, с двумя винтами, четырьмя мачтами и массивной надстройкой. Его длина составляла 183 метра, скорость — 16 узлов.
В свой дебютный рейс «Арабик» вышел 26 июня 1903 под командованием знаменитого капитана Бертрама Фокса Хейса. Во время плавания произошел неприятный инцидент. «Арабик» шел по морю в ночной темноте, на вахте дежурили второй офицер Мердок и старший офицер Фокс. Как вдруг по левому борту Фокс заметил другое судно, идущее прям на них. Моментально он отдал команду «Право на борт!», но Мердок увидел все раньше него и уже сорвался с места, побежав в рулевую рубку, когда тот только отдавал приказ. Он силой оттолкнул рулевого из-за штурвала и, ухватив его, повернул до предела. Многотонные суда разошлись бортами на расстоянии нескольких сантиметров. Любое промедление привело бы к столкновению.
Остальная команда не хотела говорить капитану о почти произошедшем столкновении, но офицер Эдвин Джонс, прибежав на мостик, сообщил крайне нехорошую новость, что один из пассажиров увидел рядом судно, но Джонс сказал ему шутя, что это был «Летучий Голландец». Мердок в ответ на это сказал: «Ради бога, иди и доложи об этом Берти!» Они так называли капитана Бертрама Хейса. «Арабик благополучно прибыл в Нью-Йорк 5 июля и вернулся в Ливерпуль 19-го. Следующие семь плаваний Мердока на нем прошли без особых происшествий. Уильям закончил работу на нем окончательно 5 июня 1904 года. Его ждал очередной перевод на другой лайнер.
«Келтик» и «Германик» — недолгий период в карьере
«Келтик» — второй самый большой мире лайнер на тот момент, а также первый лайнер из так называемой «Большой Четверки». Внешне «Келтик» был слегка похож на «Арабик» из-за надстройки и четырех мачт, но имел уже две трубы. Он мог развить максимальную скорость в 16 узлов. 24 июня Мердок вышел в должности первого помощника на «Келтике» из Ливерпуля в Нью-Йорк под командованием капитана Генри Линдсея. Он отходил на нем всего два плавания и сошел с него 14 августа в Ливерпуле. Далее его ждало разочарование.
Уильяма назначили на старый «Германик», который эксплуатировался уже около тридцати лет. «Германик» вошел в состав флота «Уайт Стар» еще в 1875 году. Он имел две трубы, один винт и парусную оснастку барка. Паровая машина в совокупности с парусами при хорошем ветре помогали ему развивать максимальную скорость в 16 узлов. В 1870-е лайнер был довольно солидным, но для Эдвардианской эпохи он устарел. «Звездные» года этого лайнера уже давно прошли, а его систершип «Британник» в 1903 году уже отправили на слом. 3 сентября Мердок в должности первого помощника вышел на «Германике» из Саутгемптона в Нью-Йорк. Командовал лайнером капитан Чарльз Альфред Бартлетт. Спустя два плавания, 23 октября, «Германик» вернулся в Саутгемптон, и Уильям окончательно сошел с его борта.
Знаменитый «Оушеник»
Следующим лайнером в его карьере стал флагман «Уайт Стар Лайн» – «Оушеник», построенный в 1899 году. «Оушеник» был одним из самых любимых публикой трансатлантических лайнеров. 215-метровый 17000-тонный лайнер с тремя мачтами и двумя массивными трубами мог развивать скорость в 20 узлов. Несколько лет назад Уильям не мог и мечтать, что будет работать на самых больших и престижных лайнерах мира, но благодаря безупречному исполнению своих обязанностей, он смог быстро подняться по карьерной лестнице в «Уайт Стар Лайн». Присоединившись к экипажу «Оушеника» в качестве второго офицера под командованием капитана Джона Кэмерона, Уильям снова встретил своего друга и коллегу Чарльза Лайтоллера. В свой первый рейс на этом лайнере Мердок вышел 2 ноября 1904 года из Ливерпуля.
Спустя год спокойных пересечений Атлантики «Оушеник» чуть не пал жертвой революционных настроений на борту. В октябре 1905 года во время рейса лайнера из Нью-Йорка в Ливерпуль 33 кочегара устроили забастовку. Причиной послужило недовольство условиями их труда и проживания. Забастовка была подавлена: кочегаров уволили, а затем передали полиции. Отходив еще несколько плаваний на «Оушенике», Уильям после прибытия в Ливерпуль 3 января 1906 года сошел с его борта вместе с капитаном Кэмероном.
14 февраля 1906 года Уильям отправился в Нью-Йорк в должности первого помощника на втором лайнере «Большой Четверки» – «Седрике». 28 февраля Уильям отметил свой 33-й день рождения на его борту. 5 апреля в Нью-Йорке, спустя несколько рейсов, Уильям покинул «Седрик» и вскоре снова присоединился к экипажу «Оушеника». 11 ноября, находясь в Ливерпуле, Уильям получил горькое известие – умер его старший брат. 9 января 1907 года Уильям покинул «Оушеник» и 8 февраля ушел на переаттестацию резерва ВМФ, которую проходил на парусном фрегате «Игл». Трехмачтовый деревянный 74-пушечный фрегат был построен в далеком 1804 году и принимал участие еще в Наполеоновских войнах. Уильям окончил переаттестацию 6 апреля и снова мог приступить к прежней работе.
Под командованием капитана Смита: переход на «Адриатик»
15 апреля 1907 года Уильям приехал в Белфаст, где уже был готов новый лайнер «Уайт Стар Лайн» «Адриатик» — последний лайнер «Большой Четверки», однотипный с «Балтиком». Лайнер должен вскоре пройти ходовые испытания и уйти в Ливерпуль. 25 апреля в 6:30 утра начались ходовые испытания «Адриатика» под управлением капитана Эдварда Джона Смита. На борту также присутствовали все «высокие чины» компании: Брюс Исмей, Лорд Уильям Пирри и конструктор Александр Карлайл. «Адриатик» отменно себя показал на испытаниях и 26 апреля в 8 утра прибыл в Ливерпуль. Там лайнер привели в надлежащий вид для принятия на борт посетителей. В свой дебютный рейс он отправился 8 мая 1907 года. Лайнером командовал Эдвард Смит, Мердок — в должности первого помощника.
Три последних года Уильям не только продвигался по карьерной лестнице в «Уайт Стар Лайн», но и вел очень теплую и душевную переписку с Адой Бэнкс, которую впервые встретил на борту «Руника». 22 августа Уильям после нескольких рейсов до Нью-Йорка и обратно берет непродолжительный отпуск, чтобы наконец официально оформить отношения с женщиной, которую он любил.
2 сентября 1907 года Уильям и Ада обвенчались в церкви Св. Дениса в Саутгемптоне и вскоре отправились в недолгий медовый месяц. По возвращении они купили квартиру в Саутгемптоне, так как ранее Уильям обычно снимал дешевые квартиры и гостиничные номера, когда сходил на берег. Ада успела стать хорошим другом семьи Мердоков. В Эдвардианскую эпоху подавляющее большинство женских профессий были доступны только незамужним девушкам, но Ада продолжала работать в школе и после замужества.
25 сентября Уильям снова был уже на «Адриатике», на котором он прослужил почти 4 года. 5 апреля 1911 года Эдварда Джона Смита в должности капитана сменил уже знакомый ему Бертрам Хейс. Но и Мэрдок на «Адриатике» будет оставаться недолго: скоро должны были состояться ходовые испытания нового лайнера еще небывалых размеров. Он потрясал всех, об этом лайнере пестрили все газеты и им гордились не только «Уайт Стар Лайн», но и вся Великобритания.
Уильяма назначили на только что достроенный «Олимпик».
«Олимпик»
Капитан Смит собрал для «Олимпика» команду из самых лучших офицеров. 23 мая Уильм Мердок, назначенный на должность первого помощника, приехал в Белфаст вместе с другими офицерами. 31 мая 1911 года после спуска «Титаника» успешно прошли ходовые испытания лайнера, и «Олимпик» направился в Ливерпуль, куда прибыл на следующий день и был открыт для посещения публики. В Саутгемптон «Олимпик» прибыл 3 июня. Началась подготовка к дебютному рейсу.
Первый рейс в Нью-Йорк начался 14 июня 1911 и с помпой завершился в Нью-Йорк 21-го числа. Началась праздная карьера «Олимпика» на трансатлантической линии. Во время начала своего пятого рейса 20 сентября «Олимпик» выходил из Саутгемптона и шел по проливу Солент, когда случилось серьезное происшествие. Огромный лайнер выходил в Ла-Манш через пролив Солент, параллельным курсом навстречу ему ему шел крейсер Королевского флота «Хоук». Нос крейсера притянуло к «Олимпику» потоками воды, создаваемыми эффектом притяжения судов, и крейсер врезался носом в корму лайнера. Почти все крейсера и броненосцы Викторианской и Эдвардианской эпох строили с таранными форштевнями в подводной части, из-за такой формы форштевня был серьезно поврежден корпус «Олимпика». Были затоплены два отсека и задет вал гребного винта. Сразу же по сигналу с мостика были опущены водонепроницаемые двери, лайнер остался на плаву, доказав свою непотопляемость.
Поврежденный «Олимпик» вернулся в Саутгемптон. После того как пароход осмотрели водолазы и была сооружена на пробоине временная заплатка, экипаж вернулся на борт. 4 октября в 8 часов утра «Олимпик» отправился на ремонт в Белфаст, 11 октября он уже стоял в сухом доке Томпсона. 3 ноября, когда «Олимпик» был выведен к достроечному причалу из сухого дока, в Лондоне в Адмиралтейском суде проходило заседание по этому инциденту, на котором присутствовали капитан Смит и остальные офицеры. Мердок в момент столкновения находился на швартовочном мостике на корме, откуда на все происходящее открывался хороший обзор. Его показания были важными для следствия, в результате которого виновным был признан «Олимпик», несмотря на то, что нарушение навигации было вызвано со стороны «Хоука». «Уайт Стар Лайн» обязали выплатить компенсацию Королевскому Флоту.
20 ноября 1911 отремонтированный «Олимпик» покинул Белфаст и спустя два дня прибыл в Саутгемптон. Продолжилась прежняя работа Мердока на борту крупнейшего в мире лайнера.
Шторма были частым явлением в Северной Атлантике в осенне-зимнее время. Во время рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк 14 января 1912 года посреди океана «Олимпик» попал в сильный шторм, 45000-тонный лайнер метало и качало из стороны в сторону. По словам капитана Смита, волны достигали 18 метров в высоту. Лайнеру немало досталось — волнами были разбиты окна, повреждены палубные устройства и залиты некоторые помещения. Несмотря на сложные погодные условия, «Олимпик» превосходно справился со штормом. 17 января лайнер благополучно прибыл в Нью-Йорк.
Свой 39-й день рождения Уильям встретил на палубе «Олимпика», идущего в Белфаст на очередной ремонт после потери лопасти винта. 8 марта лайнер вернулся в строй, готовый к следующему плаванию. К концу марта 1912 года, несмотря на задержки, связанные с латаниями «Олимпика», строительство «Титаника» подходило к концу. Руководство «Уайт Стар Лайн» начало задумываться о наборе экипажа для нового лайнера, и 13 марта Уильям покинул «Олимпик». Он получил телеграмму от суперинтенданта «Уайт Стар Лайн» о том, что тот должен будет занять должность старшего офицера на «Титанике».
«Титаник»
19 марта в должности старпома Мердок прибыл в Белфаст. Ходовые испытания новейшего «Титаника» первоначально планировались на 1 апреля, однако, не повезло с погодой – было очень ветрено. Их перенесли на следующий день, и в тот же день, 2 апреля, «Титаник» отправился в Саутгемптон.
Во время транзитного перехода рабочие на борту торопились с отделкой перед приемом пассажиров. 4 апреля «Титаник» уже пришвартовался у 44-го причала в Саутгемптоне, началась погрузка провизии и угля на борт. Для пятерых членов экипажа их должности на «Титанике» сулили большое карьерное продвижение, но за пару дней до отправления вдруг случились кадровые перестановки. Для дебютного рейса «Титаника» руководство «Уайт Стар Лайн» назначило «капитана миллионеров» – Эдварда Джона Смита, также место старшего помощника занял Генри Тингл Уайлд, неожиданно получивший известие о назначении. Из-за внезапной рокировки в старшем офицерском составе Мердок стал 1-м помощником капитана, Чарльз Лайтоллер занял пост второго, а Герберт Питман – третьего. Дэвиду Блэру, который должен был стать 2-м помощником капитана, пришлось сойти на берег. Мердок высказывался в телеграмме к своей сестре Маргарет, что разочарован, но остается в должности старпома до отплытия. Из-за понижения его зарплата снизилась с 25 до 17 фунтов.
Еще до перестановки должностей, 8 апреля, Ада Мердок навестила своего мужа на «Титанике» — и это была их последняя встреча. 9 апреля «Титаник» с инспекцией посетил человек из министерства торговли Великобритании Морис Кларк, чтобы убедиться, соответствует ли новый лайнер требованиям безопасности для перевозки пассажиров. Мердок и Лайтоллер в течении многих часов помогали ему проводить осмотр лайнера.
Настал день отплытия из Саутгемптона. С раннего утра 10 апреля 1912 старшие офицеры Уайлд, Мердок и Лайтоллер представляли свои отчеты капитану. Мердок доложил, что все матросы были на месте и готовы приступить к своей работе. В момент отплытия от 44-го причала дока он руководил принятием швартов на корме, согласуя действия с третьим офицером Питманом. Как и в случае со злополучным крейсером и «Олимпиком», Уильям стал свидетелем чудом не произошедшей очередной аварии. Корма «Титаника» чуть не столкнулась с кормой лайнера «Нью-Йорк», которую после обрыва швартов потянуло к нему. Благодаря активным действиям капитана Смита все обошлось, но многие сочли это дурным знаком.
С опозданием на час «Титаник» наконец покинул английские берега и вечером подошел к французскому Шербуру. Из-за своей осадки лайнер не мог зайти в его гавань, поэтому пассажиров к нему доставляли тендеры «Номадик» и «Трафик». В течении полутора часов на борт лайнера поднялись 274 пассажира, 24 сошли на берег. Как и в Саутгемптоне, Мердок следил за посадкой пассажиров. В 8 вечера «Титаник» покинул французское побережье.
На следующий день 11 апреля «Титаник» бросил якорь в гавани Корк-Харбор на южном побережье Ирландии. «Титаник» не мог подойти к стенке причала, поэтому к лайнеру снова подошли тендеры: небольшие колесные пароходы «Америка» и «Ирландия» доставили на борт почту и 120 пассажиров, семь пассажиров покинули лайнер. Там же было сделано последнее фото Уильяма, когда они вместе с Лайтоллером готовились закрыть лацпорт на палубе Е. В 13:30 «Титаник» поднял свой якорь в порту Куинстауна. Теперь его ждала бескрайняя Атлантика.
Несмотря на всю праздность первого рейса «Титаника», для офицеров он был обычным переходом, во время которого все обязанности были частью повседневной рутины: бесконечная схема вахт, в конце которых офицер должен был совершить обход судна, навигация в открытом море, чтение радиограмм от других судов, слежение за обстановкой и погодой в море. Старшие офицеры несли вахты 4 через 8 часов, а младшие – 6 через 6. Старший офицер Генри Уайлд нес вахту с 2:00 до 6:00 и с 14:00 до 18:00. Его сменял второй офицер Лайтоллер, несший вахту с 6:00 до 10:00 и с 18:00 до 22:00. Его же сменял Мердок. Он нес вахту с 10:00 до 14:00 и с 22:00 до 2:00. Далее снова заступал Уайлд. Прямо под крышей мостика «Титаника» висел колокол, в который отбивались склянки, оповещающие о смене вахты.
Четыре дня плавания радовали хорошей погодой, лайнер шел на хорошей скорости. За все время плавания «Титаник» получил немало предупреждений о дрейфующих льдах от других судов, что было совершенно обычным явлением для апреля. По приказу капитана нужно было держать курс на пару градусов южнее, чем обычно при пересечении Атлантики.
14 апреля с 10:00 утра Мердок был на вахте. В 11:30 он ушел на обед, и его временно сменил Лайтоллер. В это время на мостик пришел капитан с радиограммой в руках и предал ее Чарльзу, и когда Мердок вернулся, то Лайтоллер передал радиограмму ему. Уильям вскоре в 14:00 передал вахту старшему офицеру Уайлду. Затем, согласно расписанию, Уайлда в 18:00 на вахте сменил Лайтоллер.
Солнце уже заходило за водную гладь прямо перед носом лайнера, а со стороны кормы горизонт начинала заволакивать темнота. В 19:15 на мостик пришел фонарщик Сэмюэль Хэмминг, чтобы сообщить, что навигационные и марсовые огни включены. Тогда Лайтоллер ужинал в столовой и его временно сменил Мердок — подменять друг друга на время обеда было привычным делом. Мэрдок обратил внимание Хэмминга на открытый люк перед мачтой, свет из которого мешал впередсмотрящим, и приказал Хэммингу закрыть его. В 19:35 Лайтоллер вернулся к своим обязанностям, отметив, как резко в тот вечер падала температура, отметил это и Мэрдок. В 22:00 отзвенели 4 удара в колокол на мостике, и Мердок полностью сменил Лайтоллера на вахте, которая станет для «Титаника» последней.
Поздний вечер 14 апреля 1912. На мостике стояли первый офицер Мердок и шестой офицер Джеймс Муди, за штурвалом находился рулевой Роберт Хитченс. Воздух был холодный, ночной океан предельно спокоен, а небо усыпано миллиардами звезд. Примерно в 23:39 впередсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли замечают, как прямо по курсу лайнера звезды начинают пропадать, словно их заслонила «темная масса». Она постепенно приближалась, увеличиваясь в размерах и обретая туманные очертания в темноте. Фредерик Флит распознает очертания айсберга на расстоянии примерно в 600 метров от носа лайнера. Впередсмотрящие тут же три раза ударяют в колокол, что означает препятствие или объект прямо по курсу. Затем звонят по телефону на мостик.
Шестой офицер Муди, услышав перед этим звонки в колокол, снимает трубку и спрашивает:
— Что вы видите?
— Айсберг! Прямо по курсу!
— Спасибо.
Повесив трубку, Муди говорит Мердоку, стоящему на правом крыле мостика:
— Айсберг прямо по курсу!
Скорее всего, офицер Мердок заметил айсберг одновременно со впередсмотрящими. Его реакция была инстинктивной и единственно верной: он побежал к рубке и отдал команду «Право на борт!», а затем помчался к машинным телеграфам и перевел их в положение «Стоп». Хиченс положил руль на борт до упора и сообщил об этом Мердоку.
В рулевой рубке на различных тумбочках офицеры держали наготове различные бумажные инструкции. В них было сказано, как закрыть водонепроницаемые двери в переборках, делящих судно на отсеки: «В случае внештатной ситуации, требующей закрытия дверей, нажмите на тревожный звонок, держите кнопку в течение 10 секунд, после этого переведите выключатель на положение «Включить». Внимание: двери не могут быть открыты, пока переключатель находится в положении «Включить».
Нос парохода медленно начинал уходить влево, но пространства для маневра не хватило — лайнер правым бортом задел айсберг. Палуба слегка содрогнулась под ногами, ледяная гора проползла вдоль борта лайнера, отражая свет иллюминаторов. Чтобы сохранить винты и уберечь корму, Мердок отдает приказ «Лево на борт!». Через 20 секунд на мостике появился капитан Смит и тут же спросил:
— Что это было?
Мердок ответил:
— Айсберг, сэр. Я отдал команду положить руль на борт, я собирался обойти его, но он был слишком близко.
Капитан спросил:
— Водонепроницаемые двери закрыты?
— Закрыты, сэр.
После этого диалога Смит, Мердок и Боксхолл вышли на правое крыло, чтобы посмотреть, был ли виден айсберг за кормой. Внимательно вглядываясь в темноту, они не смогли ничего разглядеть. Когда после осмотра нижних палуб судна стало уже ясно, что лайнер обречен, спустя 20 минут после столкновения капитан Смит приказал старпому Уайлду расчехлять шлюпки, а Мердоку – собрать матросов для спуска и сообщить стюардам, чтобы те разбудили пассажиров. Затем офицерам Мердоку, Лоу, Питману и Муди было поручено руководить спуском шлюпок по правому борту.
Мердок приказал матросам расчехлять шлюпки тихо и дисциплинированно, не сообщая пассажирам всех подробностей, чтобы не вызвать паники. Через 20 минут они были уже вывалены за борт. Пассажиры первого класса толпились в холле Парадной лестницы и были крайне возмущены тем, что их разбудили ночью, многие не хотели надевать жилеты, другие же возвращались в теплые каюты. Приказ о рассадке пассажиров по шлюпкам был отдан капитаном Смитом в 0:25, в первую очередь места занимали женщины и дети.
С левого борта руководили спуском Уайлд и Лайтоллер, который в этом вопросе был настроен крайне принципиально по сравнению с Мердоком. Первой спущенной шлюпкой, подготовкой которой руководили Мэрдок и Лоу, была 7-я, в итоге в ней оказались всего 34 человека. Следующей в 12:45 стали спускать шлюпку 5, руководили ее заполнением Мердок и Питман. Мердок предложил Питману сесть в нее, чтобы взять ее управление на себя. В 12:55 под руководством Мердока и Лоу была спущена шлюпка 3. В ней было 32 человека, в том числе и командующий ею матрос Джордж Мур. В 1:05 от борта лайнера отбыла шлюпка 1: в ней было всего 12 человек.
В 1:15 пассажиры начали догадываться, что лайнер обречен и шлюпок на всех не хватит. Толпа на палубе становилась все больше и шумнее. Было уже очевидно, что рано или поздно будет паника, и тогда старшие офицеры приняли решение вооружиться револьверами для поддержания порядка. На левом борту Уайлд прервал работу Лайтоллера, чтобы спросить, где хранится оружие. Он повел Уайлда, Мердока и Смита в каюту Мердока к сейфу с огнестрельным оружием. Взяв по пистолету и сунув в карманы горсть патронов, они поспешили вернуться на палубу. Позже Лайтоллер с незаряженным револьвером, а Лоу с заряженным, заставит некоторых мужчин покинуть одну из последних шлюпок.
В 1:30 у «Титаника» уже был значительный дифферент на нос. Мердок при содействии шестого помощника Джеймса Муди начинал заполнять шлюпку номер 9, и в итоге в ней оказалось 59 человек, включая 3 мужчин. Загрузка прекратилась, когда одна пожилая женщина подняла шум и отказалась садиться. Через пять минут уже готовилась к спуску шлюпка номер 11. По мере того, как серьезность ситуации становилась все более очевидной, Мердок заполнял шлюпки максимальным количеством людей.
13-я шлюпка начала свой спуск под руководством Мердока и Муди в 1:40. В ней было 55 пассажиров, ею командовал старший кочегар Фредерик Барретт. Она спускалась почти одновременно со шлюпкой номер 15, и последняя повисла прямо над ней, прижимая днищем. Благодаря реакции Мердока, спуск 15-й немедленно остановился, и 13-я смогла спокойно отойти от борта, прежде чем та раздавила ее. В 15-й шлюпке было 68 человек. После спуска 15-й шлюпки на правом борту остались только складные в носовой части шлюпочной палубы. Мердок перешел на левый борт, где руководил спуском шлюпки номер 10, которая была спущена в 1:50 с 57 человек на борту. Затем, вместе с Генри Уайлдом Мердок переместился в носовую часть палубы на правый борт, чтобы попытаться спустить складную шлюпку «C».
На «Титанике» было 4 складные шлюпки: «A», «B», «C» и «D». Первые две располагались на крыше офицерских кают, были с плоским днищем и складными брезентовыми бортами на каркасе высотой около 3 футов. Шлюпка «C» была уже собрана и подвешена на шлюпбалки дежурной шлюпки номер 1. В 2:00 Мердок отдал приказ о ее спуске. В шлюпке было 40 человек, и командовал ею рулевой Джордж Роу.
В этот момент на правом борту осталась всего одна шлюпка – складная шлюпка «A» на крыше офицерских кают. Водная гладь уже поравнялась со шлюпочной палубой, а паника и крики становились все сильнее. Пассажиры, экипаж и офицеры Мердок, Уайлд и Муди яростно пытались спустить складную шлюпку с крыши кают, чтобы подтянуть ее к шлюпбалкам. Слишком поздно. Вода поглотила капитанский мостик и волной обрушилась на палубу, смыв шлюпку. Это произошло примерно в 2:15, и оказаться в шлюпке «A» посчастливилось только дюжине людей. Ни Уайлда, ни Муди, ни Мердока среди них не было.
Известие о смерти Уильяма оказалось самым большим горем в жизни его жены. Через некоторое время после гибели своего мужа, Ада Мердок получила два письма от чудом спасшегося Чарльза Лайтоллера. В первом он лично выражал глубокие соболезнования. Второе было подписано всеми выжившими офицерами и содержало слова сожаления. В нем говорилось, что Уильям погиб как герой, до конца исполняя свой долг. Письмо должно было послужить разоблачением газетных слухов, в том числе и о самоубийстве.
Ада Мердок больше не вышла замуж. Она уехала из Саутгемптона во Францию, но начавшаяся Первая Мировая война заставила ее переехать в Лондон. Его она покинула в 1918 году, навсегда вернувшись в родной Крайстчерч, Новая Зеландия. Ада унаследовала имущество Мердока и получила небольшое пособие от фонда жертв «Титаника», которое получала вплоть до 1929 года. В 1939 году из-за слабого здоровья ей пришлось уйти в дом престарелых, где она и скончалась 21 апреля 1941 года в возрасте 65 лет.
Жизнь Уильяма Мэрдока должна была стать примером образцовой службы моряка, который упорно и заслуженно шел вверх по карьерной лестнице, любил свою работу и был счастлив в семейной жизни. Но судьба распорядилась так, что в историю он вошел как человек, который был на мостике «Титаника» в самый трагический момент. Справедливо ли это? Наверное, и сам Уильям не хотел бы, чтобы его имя стояло в ряду самой известной морской катастрофы, и мы согласны с ним — как бы ни было, именно благодаря его действиями спаслось более 70% всех спасшихся. И это действительно заслуга Уильяма Мэрдока.
Портрет Уильяма Мэрдока работы Татьяны Ямшановой
Алексей Ильинский специально для Историко-Исследовательского Сообщества Титаника
Подготовка к публикации и оформление: Татьяна Романова и Максим Полищук
Использованные источники:
Историко-Исследовательское Сообщество Титаника (статьи и материалы)
Материалы сайтов:
https://www.gjenvick.com/
https://www.williammurdoch.net/
http://www.dalbeattiemuseum.co.uk/home/
https://www.encyclopedia-titanica.org/
https://www.maritimequest.com/
https://greatships.net/
https://www.titanicofficers.com/index.html