Нечеловеческий фактор
Пытаясь понять причины гибели парохода «Титаник» и большей части его пассажиров, мы неизбежно сталкиваемся с осуждением действий экипажа в тот роковой день. На различных сайтах в Интернете, в журналах, книгах и некоторых документальных передачах мы видим обвинения то в сторону капитана Смита, то радистов и офицеров «Титаника», и даже многие опытные современные морские волки скажут вам, что с ними такого не случилось бы, уж они-то не проигнорировали бы предупреждения об айсбергах и снизили скорость в той ситуации. Говорят, что экипаж самого лучшего на тот момент парохода был бестолковым и недисциплинированным, что капитан Смит был безответственным и безрассудно гнал «Титаник» на всех парах через океан в заведомо опасный район, а радисты в свою очередь так же безответственно подошли к своей работе и забыли передать самое важное ледовое сообщение. Но так ли это на самом деле? Действительно ли виной всему человеческий фактор?
Основной проблемой недопонимания тех или иных событий, произошедших в прошлом, является то, что мы пытаемся смотреть на события прошлого с точки зрения современного человека. Прочитав книги или посмотрев документальные фильмы, мы получаем информацию, которая является результатом сотен лет исследований. Благодаря этой информации, почерпнутой из катастрофы «Титаника», сейчас мы знаем, какую реальную угрозу несут айсберги, как опасен ночью мираж, размывающий горизонт, как важно иметь круглосуточную вахту радистов и многое другое, но прежде всего теперь мы знаем: непотопляемых кораблей не бывает. После гибели «Титаника» кардинально изменились правила судовождения, судостроения, правила безопасности на море, образовался Ледяной патруль и много другое. И именно на основании всех этих уже новых знаний и правил всякого рода эксперты люди — от блогеров до опытных моряков — осуждают действия экипажа «Титаника». Поэтому забудьте всё, что произошло после катастрофы, выводы из неё, новые законы и правила. Люди, жившие 100 лет назад, не обладали этими знаниями и поэтому думали по-другому. Мы должны поставить себя на место тех людей, которые жили в 1912 году, взглянуть на начало ХХ века их глазами, потому что нельзя, например, осуждать водителей первых в мире автомобилей, попавших в ДТП, в том, что они не соблюдали нынешние ПДД. А для этого нам необходимо забыть современный мир.
Следствием такого неправильного подхода к изучению истории стало появление множества мифов и заблуждений. Все мы слышали об обвинениях в сторону капитана Смита и экипажа «Титаника», от логично обоснованных до чистой фантазии, где пьяный капитан лихо охотится за айсбергами. Эти обвинения можно понять. Человеческая природа такова, что мы всегда ищем ответы на волнующие нас вопросы, но основным препятствием на пути к правильным ответам является человеческая лень. Ведь большинству людей гораздо проще найти козла отпущения, на которого можно повесить всех собак, чем приложить усилия и детально разобраться в ситуации. Но вам не нужно идти в библиотеку и обкладывать себя десятками книг. Для этого есть исследователи, и для вас мы пишем эти статьи, которые, надеюсь, помогут вам в поиске ответов.
В начале ХХ века пароходные компании вступили в соревнование, которое можно сравнить с космической гонкой между СССР и США. Это было соперничество за господство в Северной Атлантике. Океанские лайнеры в то время были таким же чудом техники, как космические корабли в 60-х. Авиастроение только зарождалось, и единственным средством пересечения Атлантики были пароходы. С каждым годом они становились все больше и быстрее. Уже в 1897 году позиции Великобритании, Владычицы морей, поколебала Германская империя, построив 198-метровый пароход «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». Развивая скорость в 22,3 узла, он стал первым немецким судном, выигравшим Голубую ленту Атлантики. То есть уже в 1897 году лайнеры пересекали Атлантический океан со скоростью 22 узла. В 1906 году Великобритания в лице пароходной компании «Кунард» ответила Германии, построив лайнер «Лузитания». Она отобрала заветный приз у немцев, когда пересекла океан со скоростью 24 узла. Когда в строй вошла ее сестра «Мавритания», они оставили позади немецкие и французские пароходы и уже соревновались в скорости между собой. Рекорд скорости «Лузитании» был 25,85 узлов. В 1909 году «Мавритания» установила новый рекорд — 26,06 узлов — во время пересечения океана и удерживала Голубую ленту до 1929 года. Как мы видим, высокая скорость пароходов в Атлантике — более чем нормальная практика в то время. Капитаны этих кораблей говорили, что никогда не снижали скорость в ясную погоду. Очень важным было (и есть сейчас) прибытие по расписанию. Поэтому все капитаны трансатлантических лайнеров предпочитали не снижать скорость, даже получив предупреждения, если горизонт чист.
«На трансатлантическом пути вы можете за рейс получить сотни ледовых предупреждений и не встретить ни одного айсберга. И если снижать скорость из-за каждого предупреждения, путешествие через океан займет вместо семи дней месяц!» — говорили опытные капитаны.
Важно знать:
1. В 1912 году существовало два основных пути, по которым пассажирские лайнеры пересекали Атлантику, — Северный и Южный. Северный — короче, но опаснее из-за возможности встречи с айсбергами на пути, а Южный — длиннее, но безопаснее, айсберги туда доходят очень редко. Эти пути были изучены так же хорошо, как и ваш путь из дома в ближайший магазин и обратно. Там всегда было множество кораблей, как машин на шоссе, и казалось, что все опасности уже изучены.
2. Сегодня корабли, пересекающие Атлантику, полагаются на радары и Ледовый патруль для отслеживания айсбергов. В 1912 году всего этого не было. Вместо радаров глазами судна были впередсмотрящие, и на них капитаны полагались целиком и полностью, а радио больше использовалось пассажирами, нежели экипажем.
Итак, гнал ли капитан Смит «Титаник» на слишком высокой скорости, игнорируя предупреждения?
14 апреля 1912 года «Титаник» шел со скоростью 21,5 узлов. Гораздо медленнее судов-рекордсменов с их 26 узлами. Это была обычная скорость для всех трансатлантических лайнеров, пересекавших океан в те годы. Ничего из ряда вон. «Титаник» просто физически не мог соревноваться в скорости с «Гончими Атлантики». Его строили не для скорости! Главным его преимуществом была небывалая роскошь и безопасность. Конечно, при желании капитан Смит мог разогнать «Титаник» до максимальной скорости в 24-25 узлов, но он этого никогда не делал. Пять котлов судна так и не были задействованы. Капитан бережно обкатывал новый лайнер, ему некуда было спешить, все шло согласно расписанию. Вопреки расхожим мифам в экипаж «Титаника» отобрали лучших из лучших. Свой профессионализм капитан Эдвард Джон Смит подтвердил своей реакцией на ледовые предупреждения: он изменил курс и отдал специальные распоряжения впередсмотрящим — искать лёд. Изначально «Титаник» шёл по более безопасному Южному пути. Получив предупреждения, что и на этом пути были замечены айсберги, капитан изменил курс на ещё более длинный. Он направил «Титаник» южнее, туда, где в соответствии с предупреждениями айсбергов не было. Тем не менее, думая, что теперь они идут по безопасному пути, Смит всё равно распорядился следить за ледовой обстановкой. Погода была замечательная, видимость идеальная до самого горизонта, и капитан справедливо полагал, что в таких условиях впередсмотрящие заметят любое препятствие достаточно далеко, чтобы корабль успел увернуться. Так поступали все капитаны на протяжении долгих лет. Также не было смысла удваивать количество впередсмотрящих, ведь это делали при плохой видимости. А условия этого рейса были очень хороши, такую спокойную погоду не часто встретишь в суровой Атлантике. Итак, капитан Смит бережно ведёт своё судно по чистому и спокойному океану, на котором нет ни единой льдинки, изменив курс, ведёт он его в безопасный район, где нет льда, как гласили телеграммы с других пароходов, — зачем снижать скорость?
Это было более 100 лет назад. Такого понятия как безопасная скорость тогда не было. Другие капитаны водили свои суда гораздо быстрее, чем Смит, а он шёл медленнее, чем было принято тогда. Высокая скорость в безопасном районе не была преступлением, преступлением было бы снижение скорости без повода, следствием чего было бы нарушение графика и опоздание. До «Титаника» высокая скорость в ледовом поле — нормальное дело, после «Титаника» — преступление. До «Титаника», если судно попадало в ледяное поле, считалось, что нужно как можно быстрее выбраться в открытые воды. В 1912 году были другие законы.
Было ли халатностью радистов не доставить на мостик телеграмму?
Не забываем, что мы в 1912 году. Телеграф в начале ХХ века не был стратегически важным элементом судовождения. Это было новшество, в первую очередь созданное для развлечения богатых пассажиров. Радисты даже не были членами экипажа, они работали на компанию «Маркони», и форма с нашивками была тоже от «Маркони», как и зарплата. Радиостанции не работали круглосуточно на всех кораблях, так как их клиенты — пассажиры — ложились спать. В то время у радистов были нечеловеческие условия труда. Поскольку телеграф только появился, все пассажиры хотели воспользоваться этим новшеством и отослать кому-то телеграмму. Особенно с борта самого лучшего на тот момент судна. Поэтому у радистов (особенно в то воскресенье) было много работы. Работали они по очереди, по 12 часов, и Филлипс был настолько измучен огромным количеством принимаемых и передаваемых сообщений, что Брайд решил сменить его на 2 часа раньше. С такой загруженностью можно забыть о чём угодно, тем более, что получение сообщений для капитана — вспомогательная функция. Ледовые предупреждения также были новшеством, поэтому каждый капитан на них реагировал как хотел. Это не было урегулировано законодательством. Также Филлипс 6 часов пытался отремонтировать поломанный передатчик, он был сильно уставшим, а после ремонта аппаратуры ему нужно было отправить множество сообщений.
Теперь мы подошли к ещё одному важному моменту — предупреждения об айсбергах радисты всё же передали на мостик, и капитан Смит благодаря им изменил курс. Но ещё одно предупреждение, как полагают, самое важное. В нём говорилось, что айсберги замечены еще южнее (в том районе, который капитан считал безопасным, куда он изменил курс). Оно так и не попало на мостик. Многие люди, не разобравшись в ситуации, обвиняют радистов в том, что они не выполнили свои обязанности и не доставили сообщение на мостик. Но в предыдущем абзаце мы увидели, что в то время обязанности у радистов были немного другие. К тому же, на ту самую радиограмму с предупреждением, радист, который ее передал «Титанику», не добавил пометку «Для капитана». Поэтому её в той суматохе не заметили, и она не попала на мостик. Сообщения в то время, как мы знаем, передавались азбукой Морзе, точка-тире, точка-тире, и, учитывая уже упомянутую загруженность, Филлипс мог на автомате переводить сигналы в буквы, не особо вдумываясь в смысл послания. Когда мозги «кипят» от работы, такое бывает у всех. А тут ещё и не было пометки «Для капитана», и он вполне мог пропустить это сообщение. Вы можете возразить: «А как же чувство самосохранения? Неужели Филлипс не понимал, что телеграмма предупреждает об опасности прямо по курсу «Титаника»?». Всё дело в том, что Филлипс не был членом экипажа и понятия не имел, каким курсом идёт судно и что означают координаты, которые ему передают. То есть, идут они в тот район или нет. Поэтому и не понимал, угрожает ли это конкретно «Титанику». Многие просто просили передать предупреждения дальше, другим судам. Он знал, что на мостике стоят люди, которым уже передали предупреждения, а это — просто очередное из них. Поэтому опять же, замотавшись, мог забыть о нём.
Также некоторые ставят в вину Филлипсу то, что он грубо оборвал радиста парохода «Калифорниан», когда тот начал передавать ему предупреждение об айсбергах на пути «Титаника». Всё было не так. Как мы уже знаем, основная задача радистов в 1912 году — передача частных сообщений. Этих сообщений было очень много, а в связи с поломкой передатчика — чрезвычайно много. Вечером Филлипс вышел на связь с мысом Рейс и начал принимать и передавать гору телеграмм. Сигналы были еле слышны, Филлипс добавил громкость, и тут находящийся неподалеку радист «Калифорниана» Эванс очень громко передает в эфир: «Привет дружище, как дела?..», что оглушило Филлипса. Так что грубый ответ был на «Привет дружище, как дела?..», а ледовое предупреждение Эванс так и не передал на «Титаник». Он выключил радиостанцию и лёг спать в положенное ему для отдыха время.
Только после катастрофы «Титаника» телеграф перестал быть развлечением для пассажиров, а радиостанции стали работать круглосуточно.
Был ли экипаж некомпетентным?
Также хотелось бы сказать о действиях команды лайнера после столкновения с айсбергом. Некоторые обвиняют экипаж в некомпетентности, потому что шлюпки поначалу спускались полупустыми, а также потому что не был выполнен приказ капитана «Развернуть шлюпки», чтобы заполнить их людьми полностью.
Следует помнить, что «Титаник» не без оснований считали непотопляемым, и поэтому вначале женщины просто отказывались садиться в шлюпки. Они считали, что это учения и предпочитали остаться на огромном, безопасном, теплом и хорошо освещённом лайнере, чем оказаться в темноте и холоде, в маленькой деревянной лодке посреди Атлантики. Но команда не хотела медлить, они не знали на 100 %, сколько времени отведено «Титанику», и поэтому первые шлюпки спускали с теми, кого удалось уговорить. А когда опасность стала очевидной, шлюпки спускали переполненными. В итоге экипаж успел спустить все шлюпки на воду, даже в какой-то степени и складные лодки А и В. Они до последнего сдерживали панику и не смотря на некоторые исключения, до конца исполняли свой долг, в результате чего многие члены экипажа погибли на своих рабочих местах. Да, не все лодки вернулись, и это можно понять. Таких катастроф ещё не было раньше никогда, поэтому она так и знаменита. И даже самые дисциплинированные люди способны ошибаться в таких ситуациях, как бы их не готовили. Ничего подобного они в жизни не проходили. Есть экстренные ситуации, к которым можно быть готовым, и те, к которым подготовиться нельзя. Например, лайнеры такого огромного размера никогда раньше не тонули, и даже опытные моряки думали, что образуется огромная воронка, которая затянет шлюпки под воду, поэтому старались уйти как можно дальше от тонущего корабля. Поэтому они не возвращались. И учитывая то, что толпа людей в воде могла перевернуть лодку, а прыгающие с лайнера в шлюпки пассажиры представляли реальную угрозу, их решение можно понять. Но это мы говорим о стрессовой ситуации, которой раньше никогда не было. До момента столкновения с айсбергом команда работала нормально.
И в заключении хотелось бы подвести итог.
Десятилетиями корабли ходили в том районе, эта трасса была очень известна, и на ней всегда было множество судов. За долгие годы выработались правила, основанные на опыте моряков, и следуя этим правилам, гласным и негласным, пароходы вели на высокой скорости, и все были уверены, что это безопасно. Я сейчас пишу не только о капитане Смите, а о всех моряках начала ХХ века. Они повидали множество айсбергов, и всегда вовремя их замечали, и на большой скорости обходили их. Так же было и в ту ночь, видимость была идеальная, «Титаник» шёл туда, где, как сообщали другие корабли, нет льда. Поэтому члены экипажа, как и все до них, думали, что вовремя заметят опасность и успеют отвернуть. Незачем в таких условиях снижать скорость. По-моему, препятствие, неожиданно возникшее там, где его никогда не было, — форс-мажор, как олень, бросившийся под колеса. Или вы предпочтёте ехать на авто по скоростному шоссе со скоростью 15 км/ч, исходя из предположения, что теоретически может выскочить олень?
Всё было против них в ту ночь: мираж, перевернутый айсберг, отсутствие луны, штиль и прочие негативные условия. Всё объединилось в ту ночь против «Титаника». Невозможно было предусмотреть, что абсолютно всё будет против них! Невозможно предусмотреть то, о чём ты даже не догадываешься, — такого раньше никогда не было. «Титаник» погубило роковое стечение крайне неблагоприятных обстоятельств. Экипаж осторожно обкатывал судно на средней скорости на безопасном Южном пути. И даже уйдя южнее, они предполагали, что теоретически айсберги могут появиться, поэтому заострили на этом внимание впередсмотрящих. А так как видимость была хорошей, были уверены, что заметят лед вовремя. Так поступали тогда все капитаны, о чём сказали на расследовании. Такая практика была тогда. Они действовали в соответствии со всеобщими представлениями о безопасности, и их вины в этом нет.
Антон Логвиненко
(https://vk.com/id10009683)
Иллюстрации: titanic-in-color.com