Природа, погубившая «Титаник»

Расследование причин любой катастрофы начинается с определения подозреваемых, сбора доказательной базы и путем рассмотрения имеющейся информации выведения определённой версии или версий. Обычно стандартный набор их таков: «человеческая ошибка», «техническая неисправность», «диверсия» и «погодные условия». Далее на основе имеющихся фактов эти версии проверяются на прочность, и в итоге методом исключения мы получим истинную причину катастрофы.

Версия технической неисправности отпадает сразу, так как мы знаем, что не было у абсолютно нового лайнера неисправностей, повлекших за собой столкновение с айсбергом. А именно ледяная гора — причина гибели судна. Также можно отмести и варианты диверсии, такие как торпедирование или намеренное столкновение с айсбергом. Об этом написано множество статей, поэтому не стоит углубляться в эту фантастику. Тут достаточно сказать, что в корпусе нет пробоин от торпед, а значит и оных не было. А также что бессмысленно пытаться поймать айсберг в Атлантике да так, чтобы слегка «поцарапать», чтобы никто не пострадал, и получить страховку компании, которая и так на пике успеха. Только аварий им не хватало. Что же до экипажа и человеческой ошибки, тут тоже всё предельно ясно: «Титаник» вёл опытный экипаж, сотни раз проходивший по этому маршруту. Они действовали точно так же, как и тысячи других моряков в тех же условиях вот уже десятки лет, и к катастрофам это не приводило. Даже более того, экипаж «Титаника» вёл его куда аккуратнее и медленнее коллег-лихачей, на меньшей скорости. Они знали о льдах, предупреждения вывешивали на мостике, и поэтому откорректировали курс, предупредили вперёдсмотрящих. В принципе, они сделали всё что могли при той ситуации в на удивление спокойном океане. Так что же тогда пошло не так?

Почему столь совершенный лайнер, символ человеческого прогресса, затонул в первом же плавании, если и его техническое состояние было отличным, и команда предприняла действия по предотвращению столкновения? Всё дело в том, что к катастрофе привела цепочка совокупных факторов, случайностей, если хотите. Каждая из них незначительна и безвредна сама по себе, но вместе они образовали смертельную ловушку. Природа словно специально создала айсбергам удобные условия для того, чтобы добраться в тот район, а также всё возможное, чтобы скрыть опасность от глаз экипажа. Разберем подробнее эти условия:

NAME: ____________________________________

  1. Согласно исследованию историка Тима Малтина 1912 год не был обычным. В январе 1912 года Солнце, Луна и Земля выстроились в одну линию друг за другом, также они находились ближе всего друг к другу за 1700 лет. Это стало причиной крайне сильного прилива, который поднял айсберги у берегов Гренландии и погнал их к морским путям сообщения. А как мы знаем из многолетних наблюдений Международного ледового патруля, айсбергам не так то и просто выйти в открытый океан, многие застревают ещё в самом начале пути. Но тот самый айсберг смог.
  2. Именно в 1912 году была аномально холодная зима, которая позволила айсбергам добраться туда, где они встречаются крайне редко — дальше южных судоходных путей. Такое случается примерно раз в сто лет, исходя из данных всё того же Ледового патруля.
  3. Собственно самому айсбергу потребовалось примерно 3 года, чтобы добраться до координат, где он встретил «Титаник», а откололся он от ледника в том же году, когда был заложен киль обречённого лайнера.
  4. Вперёдсмотрящие искали «гроулеры» — маленькие плоские айсберги, которые считаются более опасными для судов, чем большие. А наш айсберг оказался не только большим, но и тёмным, так как он переворачивался по три раза в день в процессе таяния.
  5. Отсутствие волн также сыграло свою роль в невозможности заметить препятствие раньше. Ведь вперёдсмотрящие обнаруживали лёд именно по пенящейся воде у основания. Но без волн не было белой пены и возможности обнаружить айсберг.
  6. Отсутствие луны на небе ещё больше усложнило работу вперёдсмотрящим, так как если нет волн, они обнаруживали лед благодаря бликам, свету луны, который отражался от айсберга. 
  7. И в конце концов, как будто всего вышеперечисленного было мало, из-за резкого перепада температур в районе катастрофы образовался мираж. Он размыл горизонт, точнее приподнял его, создав ложный горизонт, что окончательно скрыло айсберг и сделало невозможным заметить его чёрный силуэт на фоне звёздного неба.

И все это при том, что ночь была ясной и спокойной, что в Атлантике бывает очень редко. Любой моряк назовет эти условия идеальными и не подумает снизить скорость. Но эти «идеальные» условия были оптической иллюзией. Поэтому какой бы ни был экипаж, независимо от того, спал бы капитан Смит в своей каюте или стоял на мостике, они бы всё равно никак не заметили айсберг раньше.

Судьба «Титаника» была предрешена задолго до его первого рейса. Было множество возможностей избежать катастрофы. Например, айсберг мог застрять у Нью-Фаундлендской банки, но тут ему на помощь пришла природа и Гренландское течение, повернувшее его в сторону судоходных путей. Или если бы «Титаник» вышел хотя бы на день раньше, он бы никогда не встретил тот айсберг. А он должен был изначально отправиться в свой первый рейс еще в марте. Но тут мы видим, что из-за аварии на «Олимпике» достройку «Титаника» приостановили, потом из-за сильного ветра отложили его ходовые испытания, что отодвинуло дату его первого плавания именно на 10 апреля 1912. Так или иначе судьба вела навстречу двух гигантов, всякий раз устраняя препятствия на их пути.

В конце XIX — начале ХХ века человечество достигло неимоверного технологического прогресса. Казалось, ещё вчера все скакали на лошадях, а уже сегодня появился паровой двигатель, автомобиль, телеграф, телефон. Братья Райт строят первые самолёты. Ещё чуть-чуть, и человек покорит небо, а за ним и космос. Давным-давно не было больших войн и катастроф, это была эпоха мира и процветания, которую не понять нам, живущим после «Титаника». И одними из лучших произведений человека в то время стали корабли. Вера людей в технологии стала настолько велика, что многие довольно серьёзно считали, что мы победили силы природы. Что в принципе всё предусмотрели, всё предугадали. Ведь нет катастроф, а те мелкие аварии, которые случались, были для современных больших лайнеров как слону дробина. И вот венцом творения человека, символом его победы над природой стал «Титаник» — непотопляемый корабль. И он на самом деле таким был. Максимальные повреждения, которые получали пароходы ранее, — затопление двух отсеков. А в «Титанике» строители предусмотрели немыслимое — затопление четырёх носовых отсеков.  Настал момент максимальной уверенности человека в своей непобедимости:

«Даже сам Бог не сможет потопить этот корабль!»  — неизвестный Анонимус.

Ситуации, при которой лайнер мог повредить себе подряд четыре носовых отсека, никто и представить себе не мог. Айсберг вспорол пять, на один больше невозможного. Чем не ирония? Катастрофа «Титаника» ознаменовала конец спокойной эпохи уверенности в завтрашнем дне. Она стала первой громкой катастрофой века, за которой не замедлили выстроиться в очередь Великая депрессия, две Мировые войны, Чернобыль и множество других потрясений.

Антон Логвиненко
http://vk.com/anton.logvynenko
titanic-in-color.com