Сравнение «Титаника» с другими судами. Часть 2

Сравнение «Титаника» с другими судами. Часть 2

В первой части статьи мы уже подробно сравнили системы безопасности на судах-современниках «Титаника», среди которых «Мавритания», «Кампания», «Император» и другие. В этой же части статьи мы поговорим о том, что приводит судно в движение, что влияет на его скорость и маневренность. Был ли «Титаник» в этом отношении «самым»?


Движители, руль и форма корпуса

Эти элементы имеет смысл скомпоновать в отдельную рубрику. Итак,  движители.

Винты
Как известно, у Олимпик-класса было три винта. Их детали были отлиты из бронзы, лопасти покрашены не были, а ступица винтов была выкрашена всё тем же корабельным суриком — специальной краской с антикоррозийным действием. Есть вероятность, что у «Титаника» все винты были трёхлопастными. Ходит распространённое мнение, что это не так, особенно, после размещённых в сети фотографий винтов «Олимпика» с подписью «винты «Титаника»»: ведь у «Олимпика» центральный винт на первых порах действительно был четырёхлопастным. Однако, фотографии винтов «Титаника» до сих пор не найдены, а документы с верфи говорят о том, что центральный винт был трёхлопастным. Поэтому вероятность того, что у «Титаника» все винты были трёхлопастными, имеется. У «Мавритании» и «Лузитании» было по четыре винта, поначалу все были трёхлопастными, потом у «Мавритании» два были заменены на четырёхлопастные.

Сравнение Титаника с другими судами4

Интересный факт, кстати, что многие суда Cunard Line (даже построенные на разных верфях) спускали уже с установленными винтами, тогда как Олимпик-класс был спущен без винтов, которые были добавлены позже, после установки в сухой док.

От формы и количества лопастей зависит многое. Возникнет ли эффект кавитации (образование в воде пузырьков, заполненных паром; эффект, который пагубно влияет на сами винты), насколько большой будет скорость, и так далее. Учитывая, что WSL за скоростью не гналась, они вполне могли не пытаться сильно модернизировать винты.

Так что в сильном «авангарде» Олимпик-класс не был. Поскольку у них были турбины не на все винты, а только на центральный, боковые же приводились в движение обычными паровыми четырёхцилиндровыми двигателями, то в этом отношении «Мавритания» и «Лузитания» были куда более продвинутыми – у них было четыре турбины на каждый винт, а обычных двигателей не было вообще. Но «Мавритания» не зря всё-таки держала Голубую ленту двадцать два года, она действительно боролась за скорость.

Руль
А вот в вопросе руля Олимпик-класс сильно отставал. Такая форма «пера» уже давно не использовалась судами Cunard Line. Она была менее эффективной, так как поворот судна, особенно такого большого и массивного, осуществлялся за гораздо большее время. Сравните с рулём «Лузитании»:

Сравнение Титаника с другими судами3

Или «Кампании»:

Сравнение Титаника с другими судами5

Маленький балансирный или полубалансирный руль, как у лайнеров «Кунард Лайн», был действительно гораздо эффективнее, чем такой руль, как у Олимпик-класса, или, как ни странно, у Император-класса:

Сравнение Титаника с другими судами6

Модель руля «Олимпика»

Сравнение Титаника с другими судами7

Руль «Императора»

Такие рули обыкновенной конструкции ранее использовались на парусниках, то есть, модель по-своему устаревшая. Возможно, использование такого руля на «Титанике» было связано с действительно большими размерами, однако, с логической точки зрения, возможно, было бы эффективнее поставить такой руль, как у «Мавритании». Большое и неповоротливое (из-за формы руля) судно даже на большой скорости действительно не могло быстро сменить курс и обойти айсберг. Вывод: в плане руля Олимпик-класс отставал, и в какой-то степени это стоило «Титанику» жизни.

Ради справедливости стоит отметить, что такая «отсталая» конструкция руля до сих пор, в общем, удовлетворяет требованиям маневренности судна. И не стоит забывать, что «Олимпик» с таким рулём смог сманеврировать и потопить немецкую подводную лодку, что, в общем-то, ни до, ни после него другими лайнерами повторено не было.

Форма корпуса
И снова мы приходим к вопросам специализации лайнеров. Так как Олимпик-класс не собирался «брать скоростью», форма корпуса хоть и соответствовала нормам и была достаточно обтекаемой, но, возможно, не слишком сильно. Давайте сравним:

Сравнение Титаника с другими судами9

Сравнение Титаника с другими 8

На этой шикарной схеме сравниваются «Лузитания» и «Олимпик». Итак. «Лузитания» гораздо уже, и у неё сильнее заметно, что корпус расширяется к ватерлинии. У Олимпик-класса же на этой схеме корпус «квадратный» по срезу. На второй схеме очень хорошо заметно, что у «Лузитании» форштевень менее скошенный, чем у «Олимпика», хотя по аэродинамике по идее должно быть наоборот. Чем позже создаётся судно, тем более скошенный у него форштевень. Такую динамику можно заметить, если смотреть на поздние суда. У военных, правда, зачастую наоборот, но вероятно, что это связано с военной спецификацией, там и высота надводного борта, как правило, меньше. Интересно, что Олимпик-класс даже формально не мог строиться на деньги Адмиралтейства, в отличие от судов Cunard Line: всё дело в принадлежности компании White Star Line. Как мы помним, компания была в частных руках.

У Олимпик-класса очень длинный полубак, и это плюс, так как таким образом гораздо легче обезопасить мостик – основной пункт контроля над судном – в ураган или в сильный шторм. Наклон мачт и труб, судя по этой схеме, практически одинаковый и очень хорош с точки зрения аэродинамики. В дальнейшем форма и высота труб будет меняться, но наклон, как правило, будет таким же.

Двигатели

В принципе, двигатели — параметр несравнимый. У каждого класса судов уникальные характеристики двигателей. Однако, можно выделить основные параметры.

У RMS Campania\Lucania — две пятицилиндровые паровые машины. Общая конструкция таких двигателей уже была использована в судне SS Lahn, принадлежавшем North German Lloyd, построенном на верфи Fairfield в 1887 году. Кстати, именно эти два судна — первые двухвинтовые суда с такой конструкцией двигателей.

У RMS Lusitania\Mauretania — шесть паровых турбин. Они были в принципе достаточно новаторскими, но в данном случае необходимо учитывать ориентированность судов: в случае войны их предполагалось использовать в качестве вспомогательных крейсеров. Поэтому их скоростные характеристики должны были быть соответствующими — не менее 24,5 узлов. Для достижения такой скорости был использован опыт лайнеров RMS Caronia и RMS Carmania: первая была оснащена паровыми двигателями, вторая — турбинами.

У Олимпик-класса — как известно, две четырёхцилиндровые паровые машины и одна турбина низкого давления, вращавшая центральный винт. По сути дела, турбина не была новшеством, однако, с ней была связана одна проблема: в отличие от паровых двигателей она не была способна на реверс. Поэтому центральный винт в том числе не был в состоянии обеспечить задний ход. Хотя в случае с «Титаником», как мы знаем, такой приказ отдан не был. Но при постройке Олимпик-класса ни за скоростью, ни за возможным военным предназначением инженеры не гнались.

к статье

В следующей части мы обсудим самый, пожалуй, субъективный вопрос — вопрос роскоши — посредством сравнения интерьеров этих лайнеров. Не пропустите!

Мария Максимова — vk.com/id54915452