Судьба ледового поля, погубившего «Титаник»

Ранним утром 15-го апреля к месту гибели «Титаника» вслед за «Карпатией» начали пребывать другие суда, спешащие на выручку тонущему пароходу. На рассвете, преодолев протяжённое ледовое поле, с запада на горизонте показалось канадское судно «Маунт Темпл», а с севера подошёл пароход «Калифорниэн», «врезавшийся» ночью в опасный регион, который стал непреодолимым препятствием для «Титаника» и серьёзной помехой другим судам-спасателям.

О злополучном ледовом поле более 20 миль в длину и 4 в ширину сообщало немало пароходов, проходящих по оживлённой трансатлантической линии. Капитан Рострон в интервью американской прессе подробно рассказал о характере «того самого» смертоносного ледового поля: «Вскоре наш пароход оказался заблокирован огромным ледяным полем. Безусловно, мы видели его раньше, но не догадывались о плотности льда и его протяжённости. Поле было усеяно айсбергами разных форм и размеров – высотой от 30 до 45 м, пласты льда, покрывающие поверхность воды, возвышались приблизительно на два-три метра».

VNbwG6bmRcY

Утро   15   апреля   1912   года.   Пассажиры   «Карпатии»   супруги   Огден   запечатлели   бескрайнее   ледовое   поле   и   неспокойный   океан.   (с)   Jonathan   Smith   Collection

Ледовые поля – нередкое явление для североатлантических широт. У плавучих льдов имеются свои особенности. Обычно их маршрут начинается у берегов Гренландии, передвигаются они со скоростью около одного узла вместе с ветром (иногда против него) и течением, по мере дрейфа южнее льдины постепенно рассеиваются и тают. Аналогичная судьба была уготовлена и апрельскому ледовому полю.

Огромное североатлантическое поле продолжало двигаться на юг и спустя одиннадцать дней после катастрофы «Титаника» переместилось более чем на 100 миль, об этом говорится в отчёте Гидрографического отдела военно-морского департамента США. 18 апреля группа из девяти крупных айсбергов была замечена на 41-й широте и 48-й долготе. Также зафиксировали длинную цепь айсбергов, по оценкам, состоящую из двадцати отдельных формаций, пятью милями южнее пути, по которому следовал «Титаник». Самые «южные» айсберги за три дня удалились на двадцать миль от места крушения.

YoBbOUP7R3M

Утро   15   апреля   с   борта   «Карпатии».   Вдалеке   виднеется   ледовое   поле   с   «вкраплениями»   айсбергов,   а   на   волнах   раскачиваются   куски   льда.    (с)   Jonathan   Smith   Collection

Вечером 14 апреля «Титаник» вошёл в ледовое поле V-образной формы, и, как известно, на его южном краю столкнулся с айсбергом. Согласно сообщениям, полученным от проходящих мимо пароходов, которые оказались в этом районе с 13-го апреля, только в одной колонне, простирающейся на северо-востоке на 40 миль, находилось более тридцати айсбергов. Некоторые пароходы сообщали о сложностях передвижения внутри ледового поля, но информации об авариях и повреждениях не поступало. Принимая во внимание аномальное количество айсбергов и дрейфующего льда, находящегося на пути следования лайнеров в западном направлении с 11 апреля до последнего отчёта, который был 21 апреля, морские власти выражают удивление тем, что инцидентов больше не произошло.

По рекомендации военно-морского департамента решено 19 апреля сместить летний трансатлантический путь южнее на 180 миль. Южнейший айсберг, представляющий угрозу судоходству, был замечен 17 апреля «Мавританией», приблизительно в 90 милях от места гибели «Титаника».

Татьяна Романова

Специально для ИИСТ и Лайнера-Легенды Титаника»